Проект "Развитие культуры поведения младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности"
статья по теме
Содержит цель, задачи, гипотезу, план действий и основные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitiya_kultury_povedeniya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие культуры поведения младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности».
Тема: Нормы культурной жизни.
Проблема: можно ли научить и приобщить ребенка к нормам
культурной жизни?
Гипотеза: если вести планомерную поэтапную работу по расширению
представлений детей о нормах культурной жизни и
приобщению к ним, то повысится уровень воспитанности
учащихся.
Цель: развитие коммуникативной компетентности учащихся.
Задачи:
- принятие норм культурной жизни в классном коллективе и
обществе;
- создание условий для реализации творческих способностей
детей;
- создание условий для сотрудничества, согласия,
взаимоотношения.
План действий:
- Провести диагностику:
- уровня воспитанности учащихся;
- исследования ценностных ориентаций (по М.Рокичу);
- анкетирование детей: «Считаю ли я себя культурным человеком»,
«Приличные и неприличные действия», «Как я себя оцениваю»;
- анкетирование родителей «Взаимоотношения в семье», «Как я
оцениваю своего ребенка».
2. Использовать технологии организации и проведения группового воспитательного дела (Н. Е. Щуркова) и коллективного творческого воспитания (И. П. Иванова).
3. Разработать систему мероприятий по расширению представления детей о нормах культурной жизни:
- гигиенической культуре;
- физической культуре;
- культуре поведения человека;
- экологической культуре;
- культуре устной и письменной речи;
- культуре физического труда;
- экономической культуре.
4. Провести эксперимент по этапам:
1 этап - «Культура внешности и правила поведения в общественных местах».
Цель: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека; обучение детей искусству быть привлекательным, способам «сотворения самого себя», освоение норм поведения.
Использовать игры, игровые ситуации, тренинги, беседы:
- Беседа о правилах поведения в школе, общественных
местах.
- Тренинг «Ты - зритель», «Ты – экскурсовод», «Ты –
посетитель музея, планетария».
- Игра «Ты - зритель», «Ты – экскурсовод», «Ты –
посетитель музея, планетария».
- Беседа по ТБ во время каникул, правилах поведения в транспорте, театре, на улице.
- Тренинг «Мы- пассажиры в транспорте, в цирке и в театре – зрители, в музее – посетители, в библиотеке - читатели».
- Тренинг «Как я пользуюсь жестикуляцией»,
- Беседа по ТБ, ПДД «Правила поведения в лесу, парке, на улице. Как вести себя на каникулах».
2 этап – « Культура общения».
Цель: формирование у детей открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости от общения, потребности в любви, умение установить и поддержать обратную связь с собеседником, познание себя и других членов коллектива, выявление учащихся с одинаковыми интересами, формирование умения жить в классном коллективе.
Использовать игры, тренинги, беседы, диспуты, уроки этикета, кл. часы, родительские собрания:
- Диспут «Что значит «будь приятен окружающим людям»?».
- Урок этикета «С незнакомыми людьми»
- Беседа «Как вести себя с девочками, мальчиками,
со взрослыми».
- Беседа « Дружба начинается с улыбки».
- Диспут «Как вести себя с мамой, бабушкой». Тренинг «Я с мамой и бабушкой в магазине, дома, в гостях».
- Культура поведения. Тренинг, «Мне нужна помощь», «Я говорю с мамой, учителем, ребятами».
- Групповая игра по культуре поведения «От улыбки радуга проснётся».
-Родительские собрания: «Как научить ребёнка жить в мире людей», «Поговорим о дружбе».
3 этап – «Этика семейных отношений и культура быта».
Цель: семья должна быть активным помощником педагогического процесса.
Основные формы работы:
- Беседа «К вам пришли гости».
- Кл. час «Да здравствуют вежливость и доброта!».
- Беседа «Как вести себя с братьями, сестрами, родителями».
- Беседа об уважительном отношении к чужому труду.
- Праздник «Рыцарский турнир вежливости».
- Диспут «Как вести себя с мамой, бабушкой». Тренинг «Я с мамой и бабушкой в магазине, дома, в гостях».
- Культура поведения. Тренинг «Мне нужна помощь», «Я говорю с мамой, бабушкой, родственниками».
- Праздник «Февральские посиделки».
-Родительское собрание «Уроки этики поведения для детей и родителей».
4этап – «Культура речи»
Цель: способствовать овладению учащимися нормами устного и письменного языка, воспитанию нравственных качеств.
Использовать следующие формы работы:
- игры типа «Волшебные слова»;
- сочинения: «Как мы можем построить лучшее будущее», «Золотая рыбка на новый лад» и др.;
- участие в НОУ, этических чтениях, проектах;
- тесное сотрудничество с городской библиотекой №7 «Золотой ключик» и т.д.
Вывод: в ходе проведения эксперимента была проведена диагностика, результаты которой подтвердили, что основными причинами неумения детей вести себя являются:
- незнание некоторых правил;
- неумение их выполнять из-за отсутствия привычки;
- невыполнение из-за отсутствия волевого усилия;
- невыполнение из-за того, что считают ненужными.
Эти причины объяснили низкий уровень воспитанности учащихся. Планомерная работа по развитию культуры поведения привела к положительному результату: уровень воспитанности повысился по многим параметрам с 3,5 до 4,8 балла. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Следовательно, необходимо продолжать работу в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по культуре поведения младших школьников.
Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...
Формирование культуры поведения младших школьников
Обобщение опыта работы...
«Воспитание культуры поведения младших школьников».
Лекторий для родителей начальных классов....
Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников
В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно. Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меня...
Культура поведения младших школьников
Описан план проведения мероприятий по культуре поведения....
"Воспитание культуры поведения младших школьников".
Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и п...
Тема: «Воспитание культуры поведения младших школьников в рамках реализации курса внеурочной деятельности.
Данный материал раскрывает понятие "культура поведения"....