Статья "Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания Малой Родины"
статья (3 класс) по теме
Выступление на педагогическом совете "Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания Малой Родины"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания Малой Родины.
Прокофьева Г.В.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна.
У каждого из нас есть и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это место - город или деревня - несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.
Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения говорится о том, что результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Детям младшего школьного возраста трудно представить город в целом, поэтому в 1 классе знакомство с ним я начала с того, что нас окружает, а именно, со школы. Организовала обзорную экскурсию по школе, познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала о труде людей, работающих в школе. После экскурсии обсудили, то, что увидели дети, что им больше всего понравилось и удивило.
Первый урок – урок Знаний в 2014 году во 2 «Б» классе был посвящён малой родине. Перед ребятами была поставлена проблема, на которую нужно было ответить в конце урока: является ли Липецкая область и город Елец для нас всех, живущих в Ельце, малой Родиной? Пахомов Ростислав с помощью своей презентации показал положительные моменты в нашем городе и обратил внимание на недостатки. Магомедова Карина прочитала стихи собственного сочинения.
Улицы старинные
У родного города.
На соборе празднично
Купол светит золотом.
Здесь валяют валенки,
Кружева плетут.
О героях-воинах
Память свято чтут.
Небеса просторные
Над рекой Сосной.
Я люблю свой город,
Мой Елец родной!
Автор: Магомедова Карина
Итогом такого огромного труда стало изготовление белых голубей – символа мира с пожеланиями от ребят своим близким. Хочу обратить внимание на то, что каждый год, 1 сентября на Уроке Мира мы создаём свой маленький проект: 1 класс – маленькие ладошки на шаре, символе Земли; 2 класс – голуби Мира; 3 класс – красивая птица павлин.
Я убеждена, что работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей уютной атмосферы.
В классе у нас всегда уютно, чисто. Это говорит о том, что дети бережно, с любовью относятся к своему маленькому пространству.
Каждый день для ребенка в школе должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному классу, школе, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к Родине, своему Отечеству.
С таких, казалось бы, обычных вещей и начинается привитие любви к своему маленькому школьному миру, любви к окружающему.
Неоценима и велика роль матери. Для ребенка она - близкий друг. К.Д. Ушинский писал: «Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Человек, любящий свою мать, никогда не предаст свою страну».
С этими словами обучающиеся познакомились на открытом уроке литературного чтения «Наше Отечество» К.Д.Ушинского.
Подчеркивая роль женщины, мы не забываем о Дне Матери и празднике 8 Марта. Каждый год, совместно с родителями, проводим праздник «Славим женщину, чьё имя – мать!», «Моя мама самая, самая…» Во время праздника проявляется много эмоций, как со стороны родителей, так и со стороны детей. Эмоциональные переживания надолго оставляют след в душе обучающихся младших классов и вносят лепту в патриотическое воспитание, учат уважению к женщине-матери. Не забываем и про День Защитника Отечества, принимали участие в смотре строя и песни, заняли 1 место.
В патриотическом воспитании огромное значение имеет и пример взрослых. Работая над проектом «Профессии в моей семье» Ряполов Степан выяснил, что его бабушка умеет плести кружева и раньше работала кружевницей. Он с большой гордостью рассказывал о профессии кружевницы, показывал коклюшки, образцы кружева.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо прививать детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне». Ребята моего класса получили задание расспросить своих родителей, бабушек, дедушек о своих родственниках – участниках войны, тружениках тыла. Такие занятия позволяют подвести учеников к пониманию, что мы победили потому, что любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники и мемориалы. Пахомов Ростислав, готовясь к проекту «Улицы моего города», совершил экскурсию и выяснил, именами каких героев названы улицы нашего города.
Два года мои обучающиеся присутствуют на Митинге 9 Мая. Это мероприятие производит на них большое впечатление, вызывает бурю эмоций, гордость за воинов и желание узнавать как можно больше о подвигах своих близких и всего народа в целом. К 70-ю Великой Победы студенты Университета им. Бунина сняли фильм о георгиевской ленточке. Когда мы с ребятами в классе смотрели этот фильм, многие плакали от того, как бывают люди безразличны к окружающим.
Также одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Посетили музей игрушки в университете им. Бунина и музей Романовской игрушки. Все вместе делали кукол, лепили из глины, узнали истории возникновения различных кукол. Акция «Покормите птиц!» Была проведена большая работа: делали кормушки, рисовали плакаты и листовки, которые дети развешивали на улице. Вместе с родителями ходили в лес, развешивали кормушки, раскладывали корм. Постепенно у детей формируется представление о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Материал, полученный в ходе экскурсий и прогулок используется на уроках чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители являются активными участниками всех дел в классе. Это и экскурсии, и совместные прогулки и праздники, и уборка в классе и многое-многое другое. Без их помощи и участия не обходится ни одно дело.
Любовь к Родине воспитывается на народных традициях. 27 ноября
совершили виртуальное путешествие по стране «Хлеба» под девизом «Хлеб – всей жизни голова!», которое относится к серии занятий по патриотическому воспитанию в рамках неурочной деятельности, соответствует основным направлениям воспитательной работы школы.
Атмосфера мероприятия не оставила равнодушным ни детей, ни учителей.
Ценность проведённой работы состояла в том, что дети узнали, как много труда вложено в одну булку хлеба. Как любовь к Родине помогала выживать в годы войны. Вся работа на мероприятии сплотила ещё больше детей и взрослых, усилило гордость за свой народ, свою Родину. Показала, что всех нас объединяет – краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее.
Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: у детей расширился словарный запас, дети стали составлять большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память, расширились знания о родном городе.
Свое выступление мне хочется закончить «Минуткой тишины», используя прием релаксации.
«Минутка тишины» (фонограмма «Пение птиц»).
Сядьте удобно. Закройте глаза. Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Вам вдруг захотелось оказаться там. Посмотрите вверх: на фоне четко виден движущийся тёмный крестик. Это орёл, парящий над скалами… Мгновение — и вы становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко скользите в облаках, плывущих под вами… Далеко внизу видны игрушечные рощицы, маленькие домики в долинах, крохотные человечки, спешащие по делам… Вглядитесь хорошо в эту картину. Рассмотрите её поподробнее…
Вокруг себя вы слышите негромкий свист ветра и крики птиц, пролетающих мимо. Вы чувствуете прохладу в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им!
Вам не составляет никакого труда достигнуть любой вершины, чтобы стать патриотом своей Родины, своего дела. Выберите себе приглянувшееся местечко и опуститесь на него, чтобы оттуда с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко внизу, у подножия горы…
Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения вопросов, которые помогут вам осуществить любые поставленные перед собой цели. Здесь с поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки.
Взлетите снова и снова, испытайте изумительное чувство полёта. Пусть оно надолго запомнится вам.
А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Проводите взглядом орла, поблагодарите его за то, что он сделал доступным для вас новое восприятие мира…
Вы снова здесь в этой комнате… Вернулись сюда после своего удивительного путешествия…
Теперь можно приступать к созиданию чего-нибудь прекрасного, нужного, полезного не только себе самому, но и своей Родине. А Родина- это и твой дом, и твоя школа, и твой город, и всё, что тебя окружает.
Таким образом, существует много приёмов, методов, которые позволяют нам воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма.
Думаю, что у детей моего класса я смогла зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, своему городу, своей Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...
Статья "Патриотическое воспитание обучающихся начальных классов"
Работа с родителями остаётся одной из важнейших в деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, знания психологии и педагогики. Такое важное направление как гражданско-патриотическое во...
«Патриотическое воспитание в рамках реализации воспитательной системы « Родина в сердце каждого!» с целью успешной социализации младшего школьника ».
Воспитание многопланово, поэтому ценностная направленность воспитания более конкретно определяет сущность воспитательного процесса. ...
"Любовь к родине начинается с семьи: Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в современном образовательном учреждении"
АННОТАЦИЯБудущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Одной из важнейших задач сов...
Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
В статье идёт речь о патриотизме как нравственной ценности. Идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его ...
Мастер-класс по патриотическому воспитанию для учителей на тему «Любить Родину, значит любить себя»
Данный мастер-класс был проведён для учителей школы в рамках подготовки к конкурсу "Педагог года 2021". За основу мастер класса был взят урок нравственности "Любить Родину, значит любит...
Консультация для родителей «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным....