Статья "Патриотическое воспитание обучающихся начальных классов"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Работа с родителями остаётся одной из важнейших в деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, знания психологии и педагогики. Такое важное направление как гражданско-патриотическое воспитание младших школьником может быть успешным только благодаря тесному сотрудничеству семьи и школы. Патриотическое воспитание личности начинается в семье. Взаимодействие учителя с родителями - важное условие раскрытия потенциала ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В.Плотникова
учитель начальных классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 391
Красносельского района Санкт-Петербурга
«патриотическоЕ воспитаниЕ
обучающихся начальных классов»
«Смотрите благожелательно на всё сущее:
пусть каждое ваше слово будет спокойно,
приветливо, благосклонно;
пусть каждое действие ваше
служит к исправлению,
к развитию добра».
Генри Филдинг
Эпиграфом к своей статье я выбрала слова известного английского писателя. На мой взгляд, они очень точно отражают суть и специфику воспитания обучающихся младших классов.
Работа с родителями остаётся одной из важнейших в деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, знания психологии и педагогики. Ведущую роль в организации воспитательного процесса занимает сотрудничество семьи и школы и в первую очередь классные руководители. Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе и были помощниками учителя? В первую очередь эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не все родители откликаются на стремление классного руководителя к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, повышение уровня вовлеченности родителей в жизнь школы. Очень важно найти правильный подход к современным родителям, выбрать доброжелательную манеру общения даже тогда, когда они неохотно идут на контакт с учителем, школой.
Сегодня Россия идёт по пути демократических преобразований, по пути своего возрождения, поэтому разработана и существует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», принятая на 2011-2015 год. Она направлена на то, чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя её процветания и развития. Патриотическое воспитание младших школьников необходимо организовывать как целостный процесс. Именно в начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления данная проблема становится особенно актуальной.
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе являются различные мероприятия, совместная подготовка к которым сплачивает обучающихся, их родителей, учит общению, взаимопониманию, взаимопомощи. При проведении праздников, конкурсов, открытых уроков родители – мои верные помощники, а иногда и участники. Дети очень любят, когда их родители принимают участие в таких мероприятиях, им хочется быть лучше, чтобы не подводить своих родителей, а сами родители открываются с удивительной неожиданной стороны, как для учителя, детей, так и для самих себя.
В своей работе я тесно сотрудничаю с родителями, обмениваюсь опытом работы с коллегами. Многие классные и внеклассные мероприятия мы проводим совместно с родителями или другими классами. Вовлекаю в активную работу по подготовке и проведению различных мероприятий родителей наших классов, которые уже привыкли к совместной деятельности. Сферы воспитания и обучения неразделимы, поэтому я стремлюсь достичь единодушия, понимания общих целей, задач, средств, путей и методов педагогического воздействия на детей.
Совместная работа помогает родителям приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
«Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции» - говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Такое важное направление как гражданско-патриотическое воспитание младших школьником может быть успешным только благодаря тесному сотрудничеству семьи и школы. «Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Патриотическое воспитание личности начинается в семье. «Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека». Без любви к Родине, к своей семье невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Обучающиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей страны.
Только тесное сотрудничество семьи и школы позволяет достичь положительных результатов в воспитании детей.
Список использованных источников и литературы:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.; Просвещение, 2011.
3. Выготский Л. С. Собр. соч\ Т. 4. - М., 1983. - С. 385.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/30/picture-651344-1438270627.jpg)
"Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/18/picture-867802-1482044342.jpg)
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА Технологии нравственного воспитания обучающихся начальных классов школы - интерната для детей с ОВЗ.
Содержание ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-969172-1510438774.jpg)
Методы нравственно-патриотическое воспитание обучающихся начальных классов.
В статье рассмотрены основные аспекты нравственно-патриотического воспитания в младших классах. Подчеркнута актуальность патриотического воспитания, основанного на истории родного края. Даны рекоменда...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-1047245-1541922939.jpg)
Мониторинг "Уровень воспитанности обучающихся начальных классов"
Мониторинг "Уровень воспитанности обучающихся начальных классов" представляет собой сводные таблицы для проведения исследования и обрабобки ре...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1305922-1610992006.jpg)
План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2020 году
Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в 2020 году...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1305922-1610992006.jpg)
План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году
Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в 2021 году...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1305922-1610992006.jpg)
План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году
Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в 2021 году...