Развитие самостоятельности младших школьников посредством заданий для разнополушарных детей
опыты и эксперименты на тему
Данный опыт позволит правильно построить работу с леворукими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 495.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Томаровская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.
Яковлевского района Белгородской области»
Развитие самостоятельности
младших школьников
посредством заданий для разнополушарных детей
Автор опыта:
учитель начальных классов
Зюзюкина Ирина Александровна
п. Томаровка – 2012 г.
Содержание
- Информация об опыте______________________3-14
- .Условия возникновения опыта
- .Актуальность опыта
- .Ведущая педагогическая идея
- .Длительность работы
- .Диапазон опыта
- .Теоретическая база опыта
- .Новизна опыта
- Технология описания опыта__________________14-17
- .Цель опыта
- .Задачи опыта
- Результативность опыта_____________________17-18
Библиографический список_____________________20-21
Приложения к опыту
- Информация об опыте
- Условия возникновения, становления опыта
Данный опыт формировался на базе МБОУ «Томаровская СОШ №1», когда обучающися пришли в первый класс. В процессе наблюдения за детьми было замечено, что на уроках часть детей не могла самостоятельно выполнять задания даже на репродуктивном уровне.
На предварительном этапе работы в 2009-2010 учебном году была проведена диагностика уровня самостоятельности по методике Т.И.Шамовой. Из данной диагностики были выбраны методики для определения уровня сформированности самостоятельности у младших школьников
№1. Методика «Что я делаю дома вместе с мамой, папой и самостоятельно».
Цель: выяснить трудовые умения детей (по их самооценке).
Результаты обработки ответов детей
Вид работы | Типичные ответы учащихся | Кол-во ответов | Кол-во учащихся не ответивших |
Поделки дома с мамой | Шьём Вяжем обед готовим моем посуду убираемся в комнате вышиваем читаем гуляем | 5 4 9 7 6 2 2 2 | 1 |
Поделки дома с папой | катаемся на лыжах играем в игры выжигаем мастерим | 5 5 2 2 | - |
Что я умею делать самостоятельно | Выжигать Рисовать Шить Готовить Вышивать Вязать Мастерить Выпиливать | 1 5 1 2 1 3 2 3 | - |
Дополнительно к этим результатам мы провели беседу, в ходе которой на вопрос: «Что ты умеешь делать сам?» получили следующие ответы: «Я могу сам убирать класс, поливать цветы, делать уроки», «Я сам встаю, убираю постель, умываюсь», «Я прихожу из школы, разогреваю еду и сама ем», «Я сама делаю уроки, гуляю», «Я сам хожу в магазин, выношу мусор», «Я сама могу сварить картошку», «Я один хожу за братом в детский сад без напоминания».
Родителям мы предложили ещё одну анкету, чтобы узнать, что их дети делают дома самостоятельно и какие поручения они выполняют без напоминания. Ответы родителей в большей части подтвердили сказанное их детьми (обобщённые результаты представлены ниже).
Результаты анкетирования родителей по определению самостоятельных видов деятельности их детей
Вопросы | Ответы (кол-во) | |
под руководством взрослых | Самостоятельно | |
а) выполнение упражнения по русскому языку; б) выполнение грамматических заданий по русскому языку; в) решение примеров по математике; г) решение задач. 2.Гуляет на улице. 3. Ходит в школу и из школы.
3. Выполняет домашние поручения а) моет посуду; б) ходит в магазин; в) убирает свою кровать. | 16 16 16 15 3 6 4 1 13 13 15 | 4 4 4 5 17 14 16 19 7 7 5 |
Взрослые часто сетуют, что школьники несамостоятельны. Однако на вопрос «Учите ли вы своих детей самостоятельности?» мы от родителей слышали типичные ответы: «Не хотят они никакой самостоятельности», «Какая тут самостоятельность − малы ещё», «Вот подрастёте, а пока должны слушаться нас», «Некогда этим заниматься» и т.п.
Вместе с тем надо помнить, что самостоятельность развивается с раннего возраста, и в её основе лежат самостоятельные работы.
На этапе констатирующего эксперимента проводилась беседа на выявление наличия у детей желания учиться, отношения к самостоятельной работе и интереса к предмету. Она включила следующие вопросы:
- Любишь ли ты учиться?
- Часто ли на уроках ты работаешь самостоятельно?
- Тебе нравится выполнять задания без помощи учителя?
- Ты любишь отвечать на уроке сам или слушать ответ товарища?
- Ты сам делаешь уроки дома или тебе в этом помогают родители?
- Когда тебе интересно на уроке?
На 1-й вопрос положительно ответили 19 учащихся; на второй − 4; на третий − половина учащихся ответили отрицательно, столько же учащихся любят слушать ответы других; на пятый положительно высказались только 4 ученика; на шестой все учащиеся ответили «Когда рассказывает учитель».
Беседа помогла увидеть, что у многих ребят есть желание работать самостоятельно. Видно, что самостоятельность работы на уроках побуждает к учению. Они любят, когда их спрашивают, дают специальные задания, где они могут проверить свои знания. Стремление к самостоятельности у ребят есть, и если постоянно уделять большое внимание самостоятельной работе, то она для них станет потребностью.
Далее нам необходимо было определить, по каким предметам нам нужно организовать самостоятельную деятельность учащихся.
В работе с учащимися было замечено, что меньше всего им нравятся уроки русского языка и математики. Чтобы убедиться в этом окончательно, мы предложили им поставить знак «+», если предмет нравится и поставить знак «−», если он не нравится. Как и на предыдущих методиках им были розданы листочки с фамилиями и номера предметов, а дети, выслушав название предмета, ставили соответствующий знак напротив номера предмета (результаты табл. 3).
Результаты положительного отношения учащихся к изучаемым предметам
Список учащихся | П Р Е Д М Е Т Ы | |||
Русский язык | Мате матика | Природо ведение | Технология | |
1. Афанасьев Максим | − | − | + | − |
2. Бабанина Дарья | − | − | + | + |
3. Ведягин Виталий | − | + | − | − |
4. Воронова Алина | − | − | − | − |
5. Гладкова Алина | + | + | + | + |
6. Данилов Фёдор | − | − | − | − |
7. Денисенко Мария | − | − | − | + |
8. Искандарян Ева | − | − | − | − |
9. Истомина Агата | + | + | + | + |
10. Кудрявцева Ольга | − | − | − | + |
11. Мишин Андрей | − | − | − | − |
12.Мурастова Екатерина | − | − | − | + |
13. Новгородская Ирина | − | − | − | + |
14. Пастеева Александра | + | + | + | + |
15. Третьяк Даниил | − | − | − | − |
16. Уварова Дарья | + | − | + | + |
17. Фанина Марина | − | − | − | + |
18. Чернушенко Никита | − | − | + | − |
19. Шевкунова Анастасия | − | − | − | + |
20. Шпагин Никита | + | + | + | + |
Всего | 5 и15 | 5 и 15 | 8 и 12 | 12 и 8 |
Условные обозначения: «+» − предмет нравится, «−»− предмет не нравится.
Полученные результаты подтвердили наши предположения, что предметы русский язык и математика вызывают наибольшую трудность у обучающихся.
Нам также необходимо было выяснить, какие знания есть у учащихся о самостоятельной учебной работе. Мы им предложили вопросы, ответы на которые обобщили (результаты см. ниже).
Результаты о выявлении знаний учащихся о самостоятельных работах
Вопросы | Ответы | |
содержание | число | |
| − захотел и сделал; − когда делаешь сам; − не очень; − не люблю; − умею; − не умею. | 9 11 8 11 2 17 |
Было предложено тестирование, которое помогло нам сориентироваться в том, какой исходный уровень знаний у учащихся о самостоятельной учебной работе и каково их отношение к ней, а также к предметам, на уроках которых мы предполагаем увеличить число самостоятельных работ.
Обобщённые результаты тестирования учащихся об отношении к самостоятельной работе
Утверждения | Число детей, ответивших | |
да | нет | |
| 3 3 4 4 4 | 17 17 16 16 16 |
Методом наблюдения выяснилось, что у всех учащихся первого класса слабо сформирован навык самостоятельности. Учащиеся не могут применить внимание, память, воображение, мышление, но стремятся выполнить задание и воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу.
Результаты диагностики позволили выявить ряд проблем: не все учащиеся имеют соответствующую подготовку перед школой, это и выражается в низком уровне интеллектуальной готовности. Очень скудный словарный запас, недостаточно развито логическое мышление, низкий уровень самостоятельности. Данные диагностики подтвердили, что в этой ситуации необходим механизм развития самостоятельности, как позволяющий не только развивать способности учащихся, но и научить применять полученные знания и умения.
Так же в процессе наблюдений за детьми возникло предположение, что подобные проблемы возникают из-за того, что у детей разные ведущие полушария.
Тогда же было проведено диагностическое обследование обучающихся на определение ведущего полушария. Для этого использовалась серия игровых методик для дошкольников и младших школьников Князевой М.Г. и Вильдавского В.Л. (Приложение 1). Согласно данной методике выделяются четыре профиля латеральной организации.
Латеральная организация – это набор внешних признаков, которые показывают, какую сторону в том или ином действии предпочитает человек.
Левый тип – ведущие рука, нога, глаз, ухо.
Симметричный тип – полная симметрия зрения, слуха, ног, рук.
Смешанный тип – разные сочетания показателей.
Правый тип – правосторонняя симметрия (рука, нога, глаз, ухо)
Результаты теста представлены в диаграмме и таблице.
Фамилия, имя | Номера заданий | тип | % | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1. Афанасьев Максим | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п | 100 |
2. Бабанина Дарья | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п | 100 |
3. Ведягин Виталий | а | п | п | а | п | п | а | п | а | с | 44 |
4. Воронова Алина | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п | 100 |
5. Гладкова Алина | п | л | л | п | л | п | п | л | л | с | 55 |
6. Данилов Фёдор | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п | 100 |
7. Денисенко Мария | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п | 100 |
8. Искандарян Ева | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п | 100 |
9. Истомина Агата | л | л | л | л | л | л | л | л | л | л | 100 |
10. Кудрявцева Ольга | п | л | а | а | п | л | а | п | п | с | 44 |
11. Мишин Андрей | а | п | п | а | п | п | а | п | а | с | 44 |
12.Мурастова Екатерина | п | п | п | п | п | п | п | п | а | п | 100 |
13. Новгородская Ирина | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п | 100 |
14. Пастеева Александра | п | л | а | а | п | л | а | п | п | с | 44 |
15. Третьяк Даниил | л | л | а | л | п | л | л | л | л | л | 77 |
16. Уварова Дарья | п | л | л | п | л | п | п | л | л | с | 55 |
17. Фанина Марина | а | л | л | л | л | л | п | л | л | л | 66 |
18. Чернушенко Никита | п | л | л | п | л | п | п | л | л | с | 55 |
19. Шевкунова Анастасия | п | п | п | п | п | п | п | п | п | п | 100 |
20. Шпагин Никита | а | п | п | а | п | п | а | п | а | с | 44 |
По данным диаграммы и таблицы видно, что большую часть класса составляют левополушарные дети, и это преимущественно девочки. На этом же принципе основывается гендерное обучение. Процент правополушарных детей в классе невысок, но строить любую работу на уроке, главным образом самостоятельную, стало необходимым только при учете диагностических данных.
- Актуальность опыта
Федеральный государственный стандарт второго поколения предполагает формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность. Однако анализ практики обучения в начальной школе дает основание сделать вывод о том, что именно это обстоятельство все еще недостаточно учитывает функционирующая в настоящее время система подготовки, которая все еще опирается на репродуктивные формы и методы обучения.
Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение. Поэтому будущее напрямую зависит от усилий школы: насколько хорошо она обеспечит развитие активности и самостоятельности учащихся в обучении.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности на уроках, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Возникло противоречие между необходимостью развития познавательной самостоятельности младших школьников и большим потенциалом обучения математике и русскому языку с одной стороны и с другой стороны недостаточной разработанностью заданий, способствующих развитию самостоятельности разнополушарных детей.
- Ведущая педагогическая идея опыта
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизация учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной деятельности (учебной работы). Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководитель этим самостоятельным трудом, давать для него материал. На основе этого была сформулирована ведущая педагогическая идея: поэтапное развитие навыков самостоятельности у учащихся на уроках русского языка и математики на основе заданий для разнополушарных детей.
- Длительность работы
Работа над данным опытом охватывает период с 2009 по 2012 года, с первого по четвертый год обучения учащихся МБОУ «Томаровская СОШ №1»
- Диапазон опыта
В данном опыте предлагается система заданий для учащихся начальной школы, которые могут быть использованы на уроках русского языка и математики с целью повышения уровня самостоятельности разнополушарных детей.
- Теоретическая база
Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно- техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.
Второе направление берет свое начало в трудах Я. А. Каменского.
Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности.
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. 〔10,стр. 152].
Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно определяется
А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. [10, стр. 335].
Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.
“Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.
“Самодеятельность” – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.
“Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.
“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
“Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.
“Самоконтроль” – необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.
Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке.
А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.
В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.
Уровни самостоятельной деятельности школьников
Исследования учёных – практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям.
- Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путём сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
- Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти.
- Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения задач, выходящие за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.
- Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.
Каждый из этих уровней, хотя они и выделены условно, объективно существуют. Работу следует строить последовательно с первый по четвёртый уровень.
Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приёмы выполнения работы, но у детей с разными ведущими полушариями этот процесс происходит неодинаково.
У правшей правое и левое полушария мозга имеют собственные функции и находятся в постоянном взаимодействии. Информация извне поступает сначала в правое полушарие, где узнается, «получает образ», а затем уже в левое, где конкретизируется и называется.
Правое полушарие (у правшей) преимущественно отвечает за оценку пространственных отношений, воображение, целостное восприятие, оценку ритмов и одновременное восприятие нескольких стимулов.
Левое полушарие специализируется на оценке временных отношений, конкретизации словесных выражений, чисел, на аналитическом последовательном восприятии, абстрактном и обобщенном мышлении. Правое мозговое полушарие сопряжено в основном с чувствительной сферой, а левое сопряжено с двигательной и речевой сферой.
Правое полушарие отвечает за работу левой половины тела, а левое – за работу правой половины тела. У большинства людей доминирует «логическое», левое полушарие, а организующую роль играют энергетические, подкорковые структуры. Внутри полушарий компоненты психических функций тоже достаточно четко локализованы.
Проблема леворукости как проявление асимметрии полушарий головного мозга рассматривалась в трудах многих ученых. Предметом научного поиска ряда ученых стала методика обучения леворуких детей письму в начальных классах (М.М.Безруких, СП.Ефимова, М.Г. Князева). Убедительно доказано, что ситуация переучивания леворукого ребенка травматична для его психики (В.А.Айропетянц, А.Д.Беридзе,Е.Н.Соколова, А.П.Чуприков)
В силу специфики выполняемых действий ведущим для леворуких детей правым полушарием головного мозга функций ученые отмечают часто встречающиеся у них нарушения или недостатки развития зрительно-пространственного восприятия (Э.А. Костадантов, Д. Леви, В.В. Суворова, и др.), зрительной памяти (В.Л. Бианки, А.В. Семенович и др.) и зрительно-моторной координации (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова и др.), следствием чего являются трудности в различении, запоминании и написании сложных конфигураций букв и цифр, начертании геометрических фигур, а также зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор и т.д. (М.М. Безруких,М.Г.Князева)
Следовательно, для создания комфортных условий на уроках и развития навыков самостоятельной работы необходима разработка системы заданий для разнополушарных детей.
1.7. Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы задания, направленных на развитие самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля для разнополушарных детей в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности.
1.8. Характеристика условий
Применение данного опыта возможно для учащихся 1-4 классов, обучающихся по различным учебно-методическим комплектам.
- Технология опыта
- Цель опыта
Совершенствовать методику обучения на уроках математики и русского языка на основе системы заданий, направленных на развитие самостоятельности разнополушарных детей.
- Задачи опыта
1. Проанализировать основные психолого-педагогические подходы к решению проблемы развития самостоятельности младших школьников.
2. Выявить возможности обучения математике и русскому языку младших школьников для развития самостоятельности.
3. Разработать и обосновать способы предъявления заданий, направленные на развитие самостоятельности.
4. Разработать систему заданий по математике и русскому языку для разнополушарных детей.
5. Отследить результативность.
В данном опыте предлагается система заданий для уроков русского языка и математики в начальной школе. Задания составлены с учётом особенностей обучаемости разнополушарных детей (Приложение 2) и опираются на уровни развития самостоятельности младших школьников.
Формы работы могут использоваться различные. Но целесообразнее использовать парную и групповую работу, распределив обучающихся по одинаковым ведущим полушариям.
- Результативность опыта
Для оценки эффективности используемой системы заданий было проведено тестирование на сформированность уровня самостоятельности у разнополушарных детей.
Результаты представлены в таблице.
Список учащихся | П Р Е Д М Е Т Ы | |||
Русский язык | Мате матика | Природо ведение | Технология | |
1. Афанасьев Максим | + | + | + | + |
2. Бабанина Дарья | + | + | + | + |
3. Ведягин Виталий | + | + | + | + |
4. Воронова Алина | + | + | + | + |
5. Гладкова Алина | + | + | + | + |
6. Данилов Фёдор | + | + | + | + |
7. Денисенко Мария | + | + | − | + |
8. Искандарян Ева | + | + | − | + |
9. Истомина Агата | + | + | + | + |
10. Кудрявцева Ольга | + | + | − | + |
11. Мишин Андрей | − | + | − | + |
12.Мурастова Екатерина | + | + | + | + |
13. Новгородская Ирина | + | + | + | + |
14. Пастеева Александра | + | + | + | + |
15. Третьяк Даниил | − | + | − | + |
16. Уварова Дарья | + | + | + | + |
17. Фанина Марина | + | + | − | + |
18. Чернушенко Никита | + | − | + | + |
19. Шевкунова Анастасия | + | + | + | + |
20. Шпагин Никита | + | + | + | + |
Всего | 2 и 18 | 1 и 19 | 6 и 14 | 20 |
На контрольном этапе мы убедились в том, что формирующий эксперимент дал положительные результаты, так как 7 учеников повысили свой интерес к русскому языку и к математике ─ 9 учеников.
Данные сводной таблицы свидетельствуют о том, что учащиеся стали осведомлённее о самостоятельной работе, получают удовольствие работать на уроке.
Таблица даёт сведения о том, что большинству учащихся нравится работать самостоятельно на уроках, и они хотят, чтобы больше было уроков математики. Это, видимо, потому, что на уроках этого предмета чаще всего были организованы самостоятельные работы.
Все учащиеся класса посещают группу продлённого дня. По словам воспитателей, работающих с данной группой детей, выполнение домашних заданий занимает 1,5-2 часа, что соответствует норме. А у некоторых учащихся занимает и более короткое время. Учащиеся чётко определяют цель работы и алгоритм достижения данной цели, у них достаточно хорошо развиты навыки саморегуляции и самоконтроля.
У детей выработался навык самостоятельной работы с различной литературой: научно – популярной, учебной, художественной. Возросло желание детей участвовать в различных творческих и исследовательских конкурсах, где они неоднократно занимали призовые места.
Актуальность самостоятельной работы учеников в учебно-воспитательном процессе особенно возросла в последние годы. Научно-техническая революция потребовала от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям производства (технологиям). Современному работнику любой отрасли производства надо уметь ориентироваться в нарастающем (и часто противоречивом) потоке информации. При формировании знаний и умений у школьников сегодня уже недостаточна эффективность стереотипного, в основном, вербального способа обучения.
Несомненно, что роль самостоятельной работы учащихся будет увеличиваться и впредь. Это связано с внедрением в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий. Учитель будет свободен от многих непроизводительных видов работы и сможет больше внимания уделять воспитательной и творческой стороне своей деятельности.
Библиографический список
- Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008.
- Асперова И.Б. Профессиональное воспитание в школе. – М.: Знание, 2007.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2006.
- Белкин Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике. – М.: Дрофа, 2007.
- Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 2004.
- Горностаева З.Я Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. – 1998. – № 2.
- Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М.: Просвещение, 2003.
- Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Дрофа, 2008.
- Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. – М.: Просвещение, 2001.
- Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. – СПб.: Нева, 2002.
- Зимняя А.И. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2005.
- Кралевич И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. – Нижний Новгород: Учебная литература, 2005.
- Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 2005.
- Онищук В.А. Урок в современной школе – М.: Просвещение, 2008.
- Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. – М.: Логос, 2004.
- Пидкасистый П.И. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. — М: Просвещение, 1999.
- Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980.
- Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 2008.
- Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Просвещение, 2002.
- Чернявская А.П. Развитие самостоятельности учащихся в процессе индивидуально-ориентированного обучения. – Ярославль, Издательство ЯГПУ, 2008.
Приложение 1
Игровая методика М.Г.Князевой и В.Л. Вильдавского
№ | Содержание задания | Результат |
1. | Рисование. Ребёнку предлагается нарисовать предмет по выбору. После выполнения задания ребёнок рисует тот же предмет другой рукой. | Определяется, какой рукой рисунок выполнен более качественно: чёткое, пропорциональное изображение, ровные линии, отсутствие дополнительных штрихов, разорванных линий, сглаженныхуглов, отсутствие тремора руки при рисовании. |
2. | Открывание спичечного коробка. Предлагается найти спичку в одной из коробок. | Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие. |
3. | Складывание колодца из спичек (палочек) | Ведущая рука используется более активно |
4. | Игра в мяч. Ребёнок берёт со стола теннисный мяч, бросает его взрослому и ловит несколько раз. | Бросок и ловля мяча выполняется ведущей рукой. |
5. | Вырезание ножницами по контуру рисунка. Ребёнку предлагается вырезать по контуру. | Ведущая – более активная рука, при чём это необязательно та рука, в которой ребёнок держит ножницы, так как ребёнок может поворачивать рисунок, а ножницы держать неподвижно. |
6. | Нанизывание бисера на нитку. | Ведущей считается та рука, которая выполняет движение, даже если ребёнок держит иголку или нитку в другой руке. |
7. | Выполнение вращательных движений. Ребёнку предлагается открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. | Рука, активно выполняющая движение, - активная. |
8. | Развязывание узелков. Используется шнурок средней толщины с заранее неплотно завязанными узелками. | Ведущей рукой ребёнок завязывает узел, а другой рукой его держит. |
9. | Построение из кубиков по образцу. | Как ведущая оценивается рука чаще берущая, укладывающая. |
Приложение 2
Различия особенностей обучаемости учащихся
«Левополушарники» | «Правополушарники» |
1. Воспринимают информацию через вербализацию | 1. Воспринимают информацию образно, эмоционально |
2. Строят логические цепочки | 2. Идут от образа к слову. Главное для них – смысл |
3. Хорошо работают по планам | 3. Хорошо развита поисковая деятельность |
4. Легко воспринимают абстрактный материал | 4. Легче учатся по материалам конкретных жизненных примеров |
5. Складывают информацию из кусочков | 5. Воспринимают информацию целостно, при детализации перестают воспринимать смысл |
6. Легче пишут диктанты | 6. Легче пишут сочинения |
7. Легко идет разбор слов | 7. Трудно идет разбор слов |
8. Трудно включаются в дискуссию | 8. Легко включаются в дискуссию |
9. Легко находят ошибки в словах | 9. Не видят ошибок в словах |
10. Теряются в нестандартной ситуации | 10. Могут применять знания в нестандартной ситуации |
11. Хорошие организаторы. Прагматики | 11. Творческие личности |
12. Эрудиты | 12. Генераторы идей |
13. Легко обучаются школьным способом | 13. Легко обучаются погружением в среду. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие. Дифференцированные задания для обучения детей чтению.
Задача данной методической разработки состоит в том, чтобы помочь учителю начальной школы в проведении эффективной психодиагностической и психокоррекционной работы с учащимися, испытывающими различные...
Развитие коммуникативных и социальных навыков у детей с проблемами в интеллектуальном развитии
Презентация...
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Данные упражнения предназначены для подготовки к олимпиаде, могут быть использованы на уроках русского языка и в качестве домашнего задания....
Летние задания для одаренных детей начальных классов
Летние задания для одаренных детей начальных классов...
Летние задания для одаренных детей
Данные задания позволяют в увлекательной форме расширить кругозор учащихся....
Задания для выявления развития когнитивного уровня здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста
Задания для выявления развития когнитивного уровня здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста ...
Выступление на МО начальных классов «РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ РАЗВИТИЕМ»
У имбецилов очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза. Они страдают психофизическими особенностями, тяжелое нарушение интеллекта, поведения, деятельности и ...