"Музыкальная терапия - здоровьесберегающая технология"
статья на тему

Першина Ирина Ивановна

Статья об использовании музыкальной терапии на уроках краеведения, которая благоприятно влияет на состояние души и поведение ребёнка на уроке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №48»

 г. Петрозаводска республики Карелия

 Першина Ирина Ивановна

                Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – создать условия для сохранения здоровья учеников, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.

                Музыкальная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арт-терапия – лечение идеалами  

                Автор данной методики В. И. Петрушин. Он не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, он опробовал свою методику в общеобразовательных школах и детских больницах. В этом лечении используются приемы музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмическая гимнастика, танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Автор концепции создал формулы (установки) музыкального самовнушения, которые могут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья.

           Народный песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для  танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

             При нетрадиционных формах урока (урок- обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия народным костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

                В своей практике я на протяжении нескольких лет тесно сотрудничаю со Школой Искусств №4 г Петрозаводска, а именно с фольклорным отделением, и вместе мы проводим интегрированные уроки краеведения и музыки. Несомненно, музыкальная терапия, используемая в условиях общеобразовательной школы, благоприятно влияет на состояние души и поведение ребёнка. Мажорные мелодии помогают уменьшить чувство тревоги и неуверенности ребёнка. Расслабляющим действием обладают звуки кантеле, флейты, скрипки и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Через чур подвижный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повышает свой собственный тонус, уровень бодрости.  В целом музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на уроке, стимулирует навык вслушивания в музыку, возникновению добрых и положительных ассоциаций.

                Следовательно, уроки по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Я считаю, что музыкотерапия – это  действенный метод регуляции эмоционального благополучия ребёнка.

 Литература:

Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии»– Москва, «ВАКО», – 2004 г .

Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия» - М.: Владос, – 2000 г .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОМ КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ

…От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,  мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

Литературно-музыкальная композиция «Лицейский день» с использованием здоровьесберегающих технологий.

1.Продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С Пушкина. 2. Развивать умения выразительно читать произведения, передавая интонацией настроение поэта. 3.Воспитывать любовь к Родине, к родному городу...

Арт- терапия- как здоровьесберегающая технология на уроках в начальной школе.

В последнее время все чаще в образовании я использую креативные методы коррекционно- развивающей работы, а в частности Арт- терапию.Арт-терапию в классе я провожу посредством художественного творчеств...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ»

Интенсивное развитие современного общество в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека.На сегодня...

"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"

Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различны...

Здоровьесберегающие технологии в работе психолога "Через арт-терапию"

Привлекательность метода арт-терапии состоит для современного человека в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задейству...