ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОМ КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ
статья на тему
…От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
К сожалению, стало совершенно очевидным, что за годы учебы здоровье детей ухудшается: большие нагрузки, недостаточность движения. Лидерами среди школьных болезней являются проблемы со зрением, заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания пищеварительной системы, а также дезадаптация к школе, ухудшение памяти и внимания. Необходима гуманитаризация образования, постоянный поиск новых форм, технологий обучения.
В современной школе все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством, «терапия творческим самовыражением».
Включение в работу методов арт-терапии соответствует новым федеральным государственным требованиям и строится на принципах разностороннего развития детей, с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей. Арт-терапия опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления. Использование арт-методов не имеет ограничений по возрасту и может
применяться как в виде основного, так и в качестве одного из вспомогательных средств. Например, при решении задач по математике в классе для детей с задержкой речевого развития, часто использую театрализацию, инсценировки.
Дети разыгрывают действующих по условию персонажей и представляют наглядно решение данной задачи (Бабушка с огурцами, Медведь с медом, Аленушка с корзиной грибов и т. д.).
Такие уроки проходят в форме маленького спектакля и усваиваются и запоминаются намного эффективнее. Учащиеся моего класса с удовольствием и радостью освоили музыкально-ритмические упражнения и этюды (корригирующая ходьба по специальному коврику под музыку, пантомима «Змея»). Внеклассное мероприятие «Разнообразие животного мира Земли», проходившее так же с использованием инсценировок и театрализации, стало ярким событием как для учеников, так и для их родителей, принимавших участие в создании костюмов, декораций. С успехом прошел и музыкальный спектакль по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкальный утренник, посвященный Дню космонавтике, на котором дети изображали движение планет вокруг Солнца, так же включал в себя элементы арт-терапии и кинезиологии.
Анализируя проведенные мероприятия, можно сделать вывод, что арт-терапия придает сил, уверенности, помогает найти выход из сложной ситуации, повышает самооценку, способствует адекватному принятию себя в социуме. Одновременно наблюдается развитие чувства внутреннего контроля, стимулируется развитие сенсомоторных умений. Повышаются адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе, снижается утомление, негативные эмоциональные состояния.
Многие трудности обучения в школе связаны с недостаточным вниманием к развитию речи. Известно, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием ребенка. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. И поэтому для таких детей важна и обязательна опора на визуальный образ, что так же с успехом используется на всех занятиях. Наряду с арт-терапией, хорошо зарекомендовали себя мнемотаблицы, помогающие учить стихи, рассказывать об окружающем мире, а так же методика пиктограмм, несомненно, вносящая свой вклад в формирование информационной культуры младшего школьника. Очень часто разные виды терапии переплетаются в одном занятии - рисование и поделки из природных и бросовых материалов, массажи ладоней, пальчиковые игры и гимнастика, работа под музыку. Такое сочетание позволяет раскрепостить детей, снять напряжение, создать атмосферу игры. Нужно использовать детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творчество ребенка проявляется во всех видах деятельности, которой он занимается. Поэтому арт-терапия и является такой актуальной и эффективной формой коррекции в настоящее время и взята на вооружение многими современными педагогами, к тому же, позволяет сохранить позитивно-эмо-циональное отношение к учебе. Стремление ребенка к познанию и творчеству не может прийти само по себе, его необходимо пробуждать. И арт-терапия как раз и является одним из таких пробуждающих стимулов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art.docx | 15.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОМ КЛАССЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ
учитель начальных классов
МОУ СОШ №15 с.Ивановского
Ставропольского края
Буякова Зинаида Васильевна
…От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
К сожалению, стало совершенно очевидным, что за годы учебы здоровье детей ухудшается: большие нагрузки, недостаточность движения. Лидерами среди школьных болезней являются проблемы со зрением, заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания пищеварительной системы, а также дезадаптация к школе, ухудшение памяти и внимания. Необходима гуманитаризация образования, постоянный поиск новых форм, технологий обучения.
В современной школе все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством, «терапия творческим самовыражением».
Включение в работу методов арт-терапии соответствует новым федеральным государственным требованиям и строится на принципах разностороннего развития детей, с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей. Арт-терапия опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления. Использование арт-методов не имеет ограничений по возрасту и может
применяться как в виде основного, так и в качестве одного из вспомогательных средств. Например, при решении задач по математике в классе для детей с задержкой речевого развития, часто использую театрализацию, инсценировки.
Дети разыгрывают действующих по условию персонажей и представляют наглядно решение данной задачи (Бабушка с огурцами, Медведь с медом, Аленушка с корзиной грибов и т. д.).
Такие уроки проходят в форме маленького спектакля и усваиваются и запоминаются намного эффективнее. Учащиеся моего класса с удовольствием и радостью освоили музыкально-ритмические упражнения и этюды (корригирующая ходьба по специальному коврику под музыку, пантомима «Змея»). Внеклассное мероприятие «Разнообразие животного мира Земли», проходившее так же с использованием инсценировок и театрализации, стало ярким событием как для учеников, так и для их родителей, принимавших участие в создании костюмов, декораций. С успехом прошел и музыкальный спектакль по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкальный утренник, посвященный Дню космонавтике, на котором дети изображали движение планет вокруг Солнца, так же включал в себя элементы арт-терапии и кинезиологии.
Анализируя проведенные мероприятия, можно сделать вывод, что арт-терапия придает сил, уверенности, помогает найти выход из сложной ситуации, повышает самооценку, способствует адекватному принятию себя в социуме. Одновременно наблюдается развитие чувства внутреннего контроля, стимулируется развитие сенсомоторных умений. Повышаются адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе, снижается утомление, негативные эмоциональные состояния.
Многие трудности обучения в школе связаны с недостаточным вниманием к развитию речи. Известно, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием ребенка. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. И поэтому для таких детей важна и обязательна опора на визуальный образ, что так же с успехом используется на всех занятиях. Наряду с арт-терапией, хорошо зарекомендовали себя мнемотаблицы, помогающие учить стихи, рассказывать об окружающем мире, а так же методика пиктограмм, несомненно, вносящая свой вклад в формирование информационной культуры младшего школьника. Очень часто разные виды терапии переплетаются в одном занятии - рисование и поделки из природных и бросовых материалов, массажи ладоней, пальчиковые игры и гимнастика, работа под музыку. Такое сочетание позволяет раскрепостить детей, снять напряжение, создать атмосферу игры. Нужно использовать детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творчество ребенка проявляется во всех видах деятельности, которой он занимается. Поэтому арт-терапия и является такой актуальной и эффективной формой коррекции в настоящее время и взята на вооружение многими современными педагогами, к тому же, позволяет сохранить позитивно-эмо-циональное отношение к учебе. Стремление ребенка к познанию и творчеству не может прийти само по себе, его необходимо пробуждать. И арт-терапия как раз и является одним из таких пробуждающих стимулов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2003.
2. Иванова, Т.Б., Илюхина, В.А., Кошулько, М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с
ЗПР: методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс. 2011.
3. Капустин, Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Академия, 2001.
4. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2007.
5. Копытин, А.И. Система арт-терапии. – СПб.: Питер, 2001.
6. Львов, М.Р. Язык и речь // Начальная школа. – 2001. – № 1.
7. Татарникова, Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. – СПб., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»
Внутренний мир ребенка с проблемами в речевом развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Проблема использования ар...
Взаимодействие семьи и школы по внедрению здоровьесберегающих технологий в коррекционных классах.
В статье рассказывается о внедрении здоровьесберегающих технологий в работе с детьми коррекционных начальных классов (VII вида). Здоровьесберегающие технологии в образовании — это организация уч...
Коррекционно – развивающее занятие для учащихся первых классов с использованием средств арт - терапии "А что в темноте?"
В данной статье предложены упражнения по коррекции страхов темноты и страшных снов. Тема расчитана на 2 занятия....
Статья: "Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя.
Статья:"Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя....
Презентация : Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ-залог эффективности урока.
Презентация: "Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ - залог эффективности урока....
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений,...
Комментарии
Зинаида Васильевна, большое
Зинаида Васильевна, большое спасибо за предоставленный материал. Это очень важно, что Вы работаете над стремлением ребенка к познанию и творчеству в классах коррекции.