Социоигровые и ИКТ технологии обучения младших школьников
опыты и эксперименты
Осознавая то, что ИКТ не могут применятся опосредованно, не интегрируясь с другими технологиями, я пришла к выводу о тесной связи информационно-коммуникативных технологий с игровыми технологиями. Именно эта идея и лежит в основе моей концепции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Презентационный материал.
Современная школа вступила в стадию освоения новых государственных образовательных стандартов. Одним из направлений изменения начального образования является включение в образовательный процесс современных информационных технологий. Их использование помогает учителям перейти от объяснительно–иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Именно о системно-деятельностном подходе как о ведущем в современном образовании говорится в государственном стандарте. Осознавая то, что ИКТ не могут применятся опосредованно, не интегрируясь с другими технологиями, я пришла к выводу о тесной связи информационно-коммуникативных технологий с игровыми технологиями. Именно эта идея и лежит в основе моей концепции профессиональной деятельности.
Основная цель педагогической деятельности - формирование развитой творческой личности, готовой к саморазвитию, мотивированной к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, осуществляющей сотрудничество с педагогами и сверстниками. В целом, можно говорить о воспитании информационной культуры, которое заключается в формировании научного мировоззрения, операционного стиля мышления, умений работы на компьютере.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
- формирование навыков и умений, связанных с использованием ИКТ (работа с интерактивной доской, создание презентаций, видеороликов и т.д.);
- развитие логического мышления, воображения, памяти, целостного восприятия, наблюдательности, умение сравнивать и анализировать, художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;
- воспитание нравственных качеств личности, стремления к самостоятельному отбору информации, формирование эстетического отношения к искусству слова, умения работать в группах.
Любая педагогическая технология опирается, прежде всего, на возрастные особенности детей, которые, несомненно, учитываются педагогом при выборе тех или иных технологий.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.
Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается.
Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях – усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые мы называем научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения).
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Основными ценностями (по Программе духовно-нравственного развития) в моей педагогической деятельности являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, здоровье, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество. Именно на осознание их (ценностей) учащимися и направлена моя педагогическая деятельность.
Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. В данном возрасте в игре развивается: мотивационно-потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребёнка, чем личные); появляется познавательный интерес (ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, что помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки и самосознания); развивается произвольность поведения (разыгрывается роль, ребёнок стремится приблизиться к образцу, что помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения).
В структуру игры как процесса входит: взятие на себя роли, игровые действия как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными, реальные отношения между играющими, сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Социоигровые технологии лежат в основе ряда приемов ИКТ (электронные учебники, построенные по принципу «виртуального урока» с «виртуальным учителем» и «виртуальными учениками», тренажёры, мультимедийные презентации и т.д.).
«Информационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности».
Педагогическую технологию, объединяющую возможности ИКТ И социоигровых технологий, можно представить в следующей схеме:
Информационно-образовательная среда нашего образовательного учреждения позволяет использовать ИКТ на уроках в школе (компьютеры, интерактивные доски, мультимедиапроектор, базы данных, программные продукты и др.), а также я использую данные технологии и во внеурочной деятельности в качестве дистанционного обучения (через свой сайт консультирую родителей, учащихся).
Среди использованных мною методов и приемов можно выделить следующие:
- работа с электронными учебниками по разным предметам;
- использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) для работы с интерактивно доской;
- создание презентаций к урокам;
- творческие работы учащихся.
Урок с использованием ИКТ имеет свои методические возможности и преимущества:
- повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и другие;
- возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере;
- организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;
- повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
- развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;
- формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.
Медиаурок может проводиться в компьютерном классе, или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1 классов – 10 мин, со 2-5 классов – 15 мин.
Анализируя опыт использования, информационных и социоигровых технологий на уроках можно с уверенностью сказать, что данная концепция позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- повысить объём выполняемой работы на уроке;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Особое внимание я уделяю анализу результатов педагогической деятельности. Результативность бывает внешняя и внутренняя.
Внешнюю можно рассматривать на уровне динамики учебных достижений, высоких показателей результатов участия учащихся в различных олимпиадах, конкурсах, смотрах.
Рассмотрим процент качества в параллели 2 классов (2011 – 2012 учебный год). Следует отметить, что самый высокий процент качества у 2 «А» класса (учитель: Гурина О.В.) - 73%. А по итогам первой четверти (2012 – 2013 учебный год) - третьего «А» класса - 75%.
По результатам проведённых олимпиад среди учащихся первых классов в 1 «А» классе результативность была не высока, что и отмечено на диаграмме. Но в результате применения ИКТ и социоигровых технологий результативность намного увеличилась. В третьем классе уже 18 человек стали победителями и призерами школьных олимпиад.
Внутреннюю результативность можно проследить по сформированности психологических новообразований личности учащихся. Давыдов В.В. в своей книге «Психическое развитие в младшем школьном возрасте» говорил, что психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться такими новообразованиями, как произвольность мышления, рефлексия, внутренний план действий. А так же можно говорить о сформированности у детей целенаправленного наблюдения, коммуникативности, снижения уровня тревожности.
Учащимся первых классов требуется опора на внешние раздражители: предметы, модели, рисунки. К третьему классу ребята уже заменяют предметы словами, могут удерживать в голове образы предметов. Это означает, что интеллектуальное развитие учащихся поднялось на новую ступеньку, у них формируется внутренний план действий. С помощью методики «Аналогии» можно оценить особенность вербального (понятийного) мышления (методика представлена в приложении). Направленность исследования: установление логических связей между словами по заданному образцу. Детям даётся инструкция: «выбрать одно из пяти слов, которое находится в такой же логической связи с контрольным». Для оценки используется количество правильных ответов, которое по таблице переводится в баллы.
Протестированы 3 класса: 2 «А» класс – где применялись социоигровые и информационно-коммуникативные технологии - и 2 «Б», 2 «В» классы – с традиционными формами обучения. Из диаграммы видно, что наибольшее количество баллов набрали дети 2 «А» класса.
Так же с помощью методики «Исключение лишнего» (методика представлена в приложении) можно исследовать способность к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки. Этой методикой тестировались учащиеся моего класса (1, 3 классы). В первом классе на предметном, а в третьем – на вербальном материале. Результаты исследования первоклассников показали, что учащиеся 1 «А» класса не справились с предложенным заданием, а уже в третьеклассники показали хорошие результаты.
Одним из новообразований является рефлексия. Под рефлексией понимается умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом. Её целью является не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и приёмы работы с учебным материалом. Рефлексия может проводиться на различных этапах урока: в начале урока как эмоциональный настрой и в конце для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Используя методику «Дерево творчества» (Сказочное дерево) (методика представлена в приложении) можно увидеть, плодотворно ли прошёл урок (или день), удовлетворён ли ребёнок полученными знаниями или хотелось бы ему узнать больше.
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.
С целью рефлексии проводится анкетирование учащихся, из которого видно, доволен или нет ребёнок своей работой на уроке, длинным или коротким показался ему урок и т.д.:
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
Если в первом классе учащиеся отвечали, что они устали, настроение ухудшилось, материал им был не совсем понятен, на уроке было скучно, то к третьему классу, после того как стали применяться социоигровые и информационно-коммуникативные технологии, дети стали давать такие ответы, как: на уроке я был активен и остался им доволен, материал урока мне был понятен и интересен, домашнее задания мне кажется полезным и т.д.
Так, к третьему классу учащиеся стали на уроках более активными. Например, если в первом классе активно работало 7 человек, а остальные просто «отсиживались», то к третьему – 19 человек.
Чтобы проверить сформированность коммуникативных качеств, я воспользовалась методикой «Придумай игру» (методика представлена в приложении). Если детям в первом классе придумать игру было сложным, то уже к третьему классу они с лёгкостью это делают и получают максимальное количество баллов.
Презентуемый опыт
Свой педагогический опыт я распространяю на некоторых сайтах в интернете:
1. www.nsportal.ru Ссылка на мою страницу: Мой Сайт учителя начальных классов на nsportal.ru
2. www.4stupeni.ru (26 публикаций)
А так же выступая на педсовете и методическом объединении среди учителей нашей школы с темой самообразования «Применение игровых и информационно-коммуникативных технологий в начальной школе» делилась опытом с учителями нашей школы.
Мной были выведены некоторые рекомендации по использованию и созданию презентаций, а так же критерии оценивания презентаций, сделанных учащимися.
Рекомендации учителям
- Слайды презентации используйте во время объяснения, закрепления или создания проблемной ситуации на уроке.
- Отбирайте материал для создания презентации соответствующий принципам научности, доступности, наглядности.
- Последовательность показа и логика построения слайдов должны зависеть от содержания изучаемого материала и особенностей восприятия детей конкретного класса.
- В презентацию обобщающего урока включай схемы, таблицы, диаграммы. Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.
- Используйте возможности компьютерной анимации (но эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации).
- Не стройте весь урок на презентации. Помни! 1 класс – 10 минут, 2-5 класс – 15 минут.
- Приобщайте самих обучающихся к созданию электронных презентаций.
Критерии оценивания презентации
1. Содержание:
- грамотность;
- краткость и содержательность информации.
2. Оформление:
- логическая последовательность изложения;
- наличие единого стиля оформления.
3. Оригинальность представления:
- необычное начало;
- использование дополнительных эффектов (звук, графика, анимация).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
2) Каймин В.А. Основы компьютерной технологии. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 8 с.
3) Лапчик М.П. методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.
4) Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 28 с.
5) Первин Ю.А. Курс «Основы информатики» для начальной школы. / Информатика и образование, 2002. – 12 с.
6) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 © 957/13-13./ Информатика и образование, 2002.
7) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I.
8) www.eti-deti.ru/child/105.html.
Предварительный просмотр:
Профессиональное самоопределение младших школьников
В современных условиях проблема профессиональной ориентации приобретает особую актуальность. Сегодня каждому необходимо владеть информацией о себе (своих уровне знаний и умений и др.), меняющемся мире профессий, ситуации на рынке труда. В выборе профессии информированность - это залог успеха, она обеспечит осознанное и обоснованное планирование профессиональной карьеры.
Ознакомление с миром профессий начинается в дошкольном возрасте и осуществляется за счет развития эмоционального отношения к окружающим, к профессиональной деятельности родителей. Но, именно, с приходом ребенка в школу расширяется возможности познания мира профессиональной деятельности.
Педагогическая сущность профессиональной ориентации рассматривается в трудах отечественных ученых Л. А. Йовайша, А. Я. Журкиной, Е. А. Климова и др. Особенностями профессиональной ориентации в начальных классах занимались такие ученые, как Т. В. Васильева, О. Ю. Елькина, С. Н. Чистякова и другие. Основным содержанием профориентации в 1 – 4 классах они считают формирование у школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям, посредством включенности ученика в практическую деятельность. В исследованиях В.А. Полякова, Т.И. Шелавиной, С.Н. Чистякова профессиональная ориентация рассматривается как основное средство профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение - это взгляд человека на мир профессий, на конкретную заинтересованную профессию, на ее возможности в окружающем мире. У школьников младших классов с помощью активных методов профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, общественно-полезный труд, индивидуальные собеседования и другое) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развить интерес к трудовой деятельности.
При развитии мотивации достижения успехов у детей младшего школьного возраста важно учитывать два мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба эти мотива формируются у младших школьников – в учении. В этом возрасте ведущей становится именно учебная деятельность. В овладении новыми знаниями и умениями младшими школьниками руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны учителя, одноклассников, родителей. Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудач, который не является стимулом к достижению успехов.
Говоря о профориентационной работе учащихся 1-4 классов, следует подчеркнуть, что перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Однако профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный (пропедевтический), закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Как уже говорилось, основной целью пропедевтики профессионального самоопределения является формирование у младших школьников интереса к области трудовой и профессиональной деятельности. Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач:
- формирование осознанных представлений о мире труда и профессий;
- развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы;
- развитие рефлексии и обучение навыкам самопознания;
- развитие реалистической самооценки.
Основная задача педагога, осуществляющего профориентационную работу – использовать все возможности воспитательно-образовательного процесса, чтобы максимально приблизить ребенка к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности. Для младших школьников характерны любознательность, восприимчивость, эмоциональность. Они стремятся быть хорошими учениками, получая удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания. Взрослые, особенно учителя, имеют достаточно высокий авторитет у младших школьников. Все эти особенности облегчают работу учителя.
В процессе формирования представлений, знаний о профессиях необходимо опираться на знания взрослых особенностей, так как только при этих условиях профориентационная работа может достичь результатов.
Обогащение представлений учащихся о мире профессий с началом школьного обучения происходит не только за счет доступных наблюдений за профессиональной деятельностью взрослых, но и в ходе самостоятельного чтения, профориентационных игр, что позволяет накопить запас впечатлений, представлений и мире труда. По мнению А. Г. Асмолова, «именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности. Образно говоря, детская игра – это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть капитаном, врагом и тому подобное…».
Теоретический анализ методов, форм профессиональной ориентации в начальной школе предпринят Г. Н. Котельниковой, в работе которой, формирование интереса младших школьников к трудовой деятельности происходит в процессе выполнения профессиональных мини-проб.
Профессиональные пробы – это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
В ходе проб школьник проверяет наличие или отсутствие у себя профессионально значимых качеств. Кроме того, общеизвестно, что качества формируются только в деятельности, поэтому одной из задач профессиональных проб является создание поля формирования профессионально значимых качеств личности. В длительной профессиональной пробе есть некоторый элемент профессиональной адаптации.
Ученые доказывают, что профессиональные пробы развивают у учащихся начальной школы интерес к миру профессий. Профессиональные мини-пробы как средства подготовки младших школьников к выбору профессии позволяют включать школьника в нетрадиционных условиях в ситуации выбора, что помогает ему найти свой образ «Я». Методика подготовки и проведения профессиональных проб в начальной школе имеет особенности, обусловленные возрастом учащихся и задачами профессиональной ориентации.
Через профессиональные пробы осуществляется ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих различных профессий, формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, что способствует профессиональному самоопределению. В процессе выполнения профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, созидательному и обоснованному выбору профессии.
Профессиональные мини-пробы, позволяют младшим школьникам «примерить» в игре профессии, принадлежащие к разным сферам человеческой деятельности.
Соотнесение знаний о себе с требованиями профессии в младшем школьном возрасте осуществляется во внеурочной деятельности.
Предварительный просмотр:
Иванова О.В.
учитель начальных классов
ЧОУРО НЕРПЦ
«Сормовская православная гимназия»
«Использование лэпбука в развитие познавательной
активности младших дошкольников на уроках русского языка»
Одна из серьезных проблем современного образования - значительное снижение познавательной активности учащихся. На практике я стала замечать, что учащиеся просто заучивают правила, не понимая их смысла, у ребят пропадает мотивация к обучению. Да и многие правила вызывают затруднения для понимания. Ведь основная задача учителя, в учебном процессе, заключается в том, чтобы дети освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. Так же актуальна и проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности, привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы моим ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он смог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках, чтобы он захотел самостоятельно их расширить. Как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.
Одним из способов достижения этой цели я нахожу использование на уроках методику создания лепбука.
Не секрет, что у каждого человека ведущим является свой вид памяти.
Как правило, учитель начальной школы использует на уроках огромное количество наглядности. Соответственно для ребёнка, у которого преобладает зрительная память это прекрасно подходит. Речь учителя, ответы одноклассников, проговаривание хором – материал, который воспринимается на слух ребёнком – аудиалом. А что делать ребёнку – кинестетику? Ему ведь надо всё потрогать, пощупать. Детям, познающим мир тактильным способом, очень сложно воспринять словесные объяснения учителя. Педагогу приходится повторять одно и то же много раз, показывать иллюстрации. К таким ученикам нужен особый подход.
Совсем недавно для себя открыла познавательную форму совместной работы с детьми - создание лэпбука.
Впервые «Лэпбук» появляется в книге Тэмми Дьюби в 2006 году. Адаптировала данное средство обучения для российского образования Татьяна Пироженко.
Лепбук – это самодельная интерактивная тетрадь с кармашками, дверками, окошками, с вкладками и подвижными деталями, на которых размещается информация по какой – то определённой теме. В неё удобно включать все правила изучаемые на уроках.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС:
- позволяет интегрировать разные виды детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
- позволяет учитывать индивидуальные способности детей (предствлены задания разной сложности);
- даёт возможность структурировать сложную информацию;
- позволяет разнообразить самую скучную тему и научить простому способу запоминания (особенно если ребенок кинестетик и визуал);
- вариативность использования заданий (есть возможность добавлять новые задания в «кармашки»).
Так же эта тетрадь помогает оживить уроки.
Учащимся лэпбук поможет запомнить скучные правила в игровой форме, повысить интерес к изучению предмета, собрать изученные темы в одном месте и многократно повторять их.
Применять средство обучения лэпбук можно на всех типах уроков, а так же на всех этапах урока.
Плюсы нового формата:
- многократное повторение и закрепление материала по пройденной теме, учитывая различные способы восприятия информации;
- изучение скучных правил превращается в увлекательное занятие;
- учащиеся учатся систематизировать и представлять информацию кратко и наглядно;
- они постоянно взаимодействуют с информацией;
- развивается мелкая моторика;
- развиваются творческие способности учащихся;
- развитие познавательного интереса и творческого мышления;
- уроки становятся увлекательными и эффективными.
Создание лэпбука может стать формой представления итогов проектной или творческой работы обучающихся, итогом изучения темы или раздела по любому учебному предмету.
Ценным является то, что для создания лэпбука ребенку необходимо научиться из большого объема изученной информации выбрать необходимую.
Таким образом, дети учатся самостоятельно добывать информацию, производить логические действия: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; учатся строить простые умозаключения. Все эти операции являются составляющими познавательных учебных действий.
Предварительный просмотр:
Диагностика представлений младших школьников
и отношения к миру профессий
Важной задачей в работы является определение критериев для определения уровня сформированности представлений младших школьников о мире профессий и диагностических средств. Исходя из целевых установок профессиональной ориентации в начальной школе, выбраны следующие критерии:
1. Для измерения степени сформированности представлений о мире профессий применяем когнитивный критерий, включающий следующие показатели:
- наличие знаний о труде людей и мире профессий, понимание значения труда в жизни человека;
- наличие знаний и представлений о труде учащихся;
- понимание преобразующей роли творческой деятельности;
2. Для измерения степени сформированности ценностного отношения младших школьников к миру профессий применяем мотивационно-ценностный критерий, который характеризуется следующими показателями:
- наличие социально-ценностного отношение к труду людей;
- старательность;
- настойчивость в преодолении трудностей;
- стремление к совместной творческой деятельности.
3.Учитывая, что знания о мире профессий и отношение к труду проявляется в практической деятельности, нами введен деятельностный критерий, который характеризуется показателями:
- быстрота и легкость овладения практической деятельностью;
- оригинальность и успешность выполнения заданий;
- проявление трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности.
В литературе недостаточно внимания уделяется критериально-оценочному аппарату относительно младшего школьного возраста. Опираясь на теоретическое обоснование о том, что младший школьный возраст - пропедевтический (подготовительный) этап в профессиональном самоопределении, что основным содержанием профессиональной ориентации младших школьников является формирование представлений о мире профессий, развитие ценностного отношения к труду и становление опыта участия в трудовой деятельности, для измерения эффективности профориентационной работы определены критерии, показатели и средства измерения (Таблица 1).
Таблица 1
Структура, критерии, показатели и средства
измерения уровня сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников
Компонент структуры | Критерий | Показатели | Средства измерения |
Представле-ния о профессиях | Когнитив-ный | Знание о труде людей и мире профессий. Понимание значение труда в жизни человека. Знания о качествах, необходимых человеку в труде. | Анкета «Знаешь ли ты профессии» |
Ценностные отношение к трудовой деятельности людей | Мотива-ционно-ценност-ный | Стремление изучать мир профессий. Желание иметь общественно-значимую профессию в будущем. Стремление к социально-ценнностной деятельности. | Контент- анализ сочинений «Моя будущая профессия» |
Практические трудовые и учебные умения | Деятель-ностный | Преодоление трудностей, возникших при выполнении трудовых поручений. Участие в коллективной деятельности. Дисциплинированность. | Наблюдение за трудовой деятельнос-тью школьников. |
В соответствии с критериями и показателями уровнями сформированности представлений о профессиях и ценностного отношения к труду младших школьников разработаны уровни (высокий, средний, низкий) и дана их характеристика (Таблица 2).
Таблица 2
Характеристика уровней сформированности представлений
о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников младших школьников к труду
Критерии | Показатели | Уровни | ||||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||||
Когнитивный | 1. Знание о труде людей и мире профессий | Обширные знания о мире профессий разных типов. | Знания о профессиях ближайшего производственного окружения | Знания об отдельных профессиях (например, родителей) | ||||
2. Понимание значения труда в жизни человека. | Понимает и может объяснить значение труда в жизни человека. | Испытывает затруднения при объяснении значения труда в жизни человека. | Не понимает значение труда в жизни человека. | |||||
3. Знание о качествах, необходимых в труде. | Знает и называет профессионально значимые качества | Называет отдельные качества, необходимые в труде. | Затрудняется назвать качества, необходимые в труде. | |||||
1. Стремление изучать мир труда и профессий | Самостоятельное и активное стремление к изучению мира труда и профессий | Эпизодически стремится изучать мир туда и профессий | Стремление изучать мир профессий отсутствует | |||||
Мотивационно- ценностный | 2. Желание иметь профессию в будущем. | Желает иметь социально-значимую профессию мотивировано. | Желает иметь престижную профессию. | Желание иметь профессию в будущем мотивировано необходимостью получить материальное благо, положение. | ||||
3. Стремление к социально-ценностной деятельности. | Стремление к социально-цен-ностной деятельности как внутреннее убеждение. | При наличии примера со стороны сверстников проявляет стремление к социально-цен-ностной деятельности. | Стремление к социально-цен-ностной деятельности не проявляет. | |||||
Деятельностный | 1. Преодоление с трудностей, возникших при выполнении трудовых поручений. | Преодолевает трудности, возникшие при выполнении трудовых поручений, самостоятельно, помогает сверстникам. | Преодолевает трудности, возникшие при выполнении трудовых поручений, при помощи сверстников или взрослых. | Не умеет преодолевать трудности, возникшие при выполнении трудовых поручений. | ||||
2. Участие в коллективной деятельности. | Активно участвует в коллективной деятельности, предлагает и реализовывает идеи. | Участвует в коллективной деятельности на «вторых» ролях. | Избегает участия в коллективной деятельности. | |||||
3. Дисциплинированность и ответственность. | Дисциплинированность и ответственность сформированы как качества личности. | Дисциплинированность и ответственность при наличии контроля взрослых или сверстников. | Безответственность и недисциплинированность в трудовой и учебной деятельности. |
Высокий уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников характеризуется наличием обширных знаний о мире профессий, принадлежащих к разным типам (человек - человек, человек - техника, человек - природа, человек - знаковая система, человек - художественный образ); пониманием значения труда в жизни человека; знанием профессионально — важных качеств, необходимых человеку той или иной профессии; наличием самостоятельного и активного стремления изучать мир профессий; желанием иметь в будущем социально-значимую профессию; стремление к социально-ценностной деятельности является внутренним убеждением школьника, который самостоятельно преодолевает трудности, возникшие при выполнении поручений, помогает сверстникам, активно участвует в коллективной деятельности, предлагает и реализовывает интересные творческие идеи; ученик дисциплинирован и ответственен в учебной и трудовой деятельности.
Средний уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников характеризуется наличием знаний о профессиях ближайшего производственного окружения; некоторыми затруднениями при объяснении значения труда в жизни человека; знанием отдельных профессионально-значимых качеств той или иной профессии; эпизодическим стремлением изучать мир профессий; желанием иметь престижную профессию; проявлением стремления к социально-ценностной деятельности при наличии примера со стороны сверстников или взрослых; участие в коллективной деятельности на «вторых» ролях, ученик дисциплинирован и ответственен в учебной и трудовой деятельности только при наличии контроля взрослых или сверстников.
Низкий уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников характеризуется наличием знаний об отдельных профессиях; непониманием значения труда в жизни человека; затруднением назвать качества личности, необходимые в труде; отсутствием стремления изучать мир профессий; необходимостью получать материальное благо и положение от будущей профессии; стремление к социально-ценностной деятельности у школьника не проявляется, он не умеет преодолевать трудности, возникшие при выполнении трудовых поручений, избегает участия в коллективной деятельности, ученик недисциплинирован и безответственен в трудовой и учебной деятельности.
Таким образом, выявлены критерии (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный) и показатели сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников. На их основе разработаны и охарактеризованы уровни сформированности интереса младших школьников к труду (высокий, средний, низкий), которые позволяют проводить диагностику и корректировать процесс его формирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".
УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...
Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса
Обучение младших школьников по системе В.Ф.Базарного. Фрагмент урока русского языка во 2 классе....
Здоровьеразвивающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса на уроках русского языка.
Данные приёмы помогут педагогам сделать урок не только более разнообразным и содержательным, но и здоровьеразвивающим....
Современные технологии обучения младших школьников
Современные технологии обучения младших школьников-выступление на заседании ШМО.Подготовила руководитель ШМОЕ.Н.Каменева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6382819","attributes":{"alt":...
Технологии обучения младших школьников умениям проектно-исследовательской деятельности.
Технологии обучения младших школьников умениям проектно-исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям...
Лысенкова Софья Николаевна «Технология обучения младших школьников».
Лысенкова Софья Николаевна «Технология обучения младших школьников»....
Использование социоигровых приёмов в процессе воспитания младших школьников
К концу младшего школьного возраста, к 3-4 классам школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использовани...