Технологии обучения младших школьников умениям проектно-исследовательской деятельности.
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему
Технологии обучения младших школьников умениям проектно-исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_obucheniya_mladshih_shkolnikov_umeniyam_proektno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 35.74 КБ |
tehnologii_obuch._-_kopiya.ppt | 2.46 МБ |
tehnologii_obuch.ppt | 2.13 МБ |
tehnologii_obuch.ppt | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологии обучения младших школьников умениям проектно-исследовательской деятельности.
Л.Ю. Солодухина
Тамбовская обл. Мичуринский р-он
МБОУ Заворонежская СОШ
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь».
В.А.Сухомлинский
Одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
Важным периодом в развитии и становлении личности является начальная школа. В возрасте 6-10 лет творческие способности детей активно развиваются, ведь младшие школьники открыты, восприимчивы и любознательны.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся:
- развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
- познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
- обучить основам оформления работ;
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные способности, умение работать в группе;
- формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Роль учителя в организации исследовательской и
проектной деятельности учащихся.
- Консультирование, помощь в подборе проекта, исследовательской работе.
- Наблюдение за ходом работы учащихся.
- Оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности.
- Поддержание рабочей обстановки в классе.
- Нормирование труда школьников.
- Анализ и обобщение работы учащихся.
- Оценка творческой проектной и исследовательской деятельности на каждом этапе.
Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их в нужное русло. Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей.
ПРОЕКТ – ЭТО ШЕСТЬ «П»:
Проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта;
Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме;
Поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации;
Продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы;
Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели. В методике начального обучения выделяют следующие:
1.Целенаправленность и систематичность. .
2. Мотивированность.
3. Учёт возрастных особенностей.
4. Психологический комфорт.
5. Личность учителя.
6. Творческая среда.
Учебные исследования в начальной школе подразделяются на следующие виды:
По количеству участников:
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные.
По месту проведения:
- урочные;
- внеурочные.
По времени:
- кратковременные;
- долговременные.
Вид проекта | Затраченное время |
Мини-проекты | 1 урок |
Краткосрочные | 2-3 урока |
Проектная неделя | месяц |
Долгосрочные | внеурочное время |
По теме:
- образовательные;
- социальные
Исследовательская деятельность – предполагает наличие основных этапов.
Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.
Рассмотрим подробнее основные этапы.
Этапы работы над проектом | Содержание работы на данном этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Мотивационный этап Постановка учебной задачи | Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий. | Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат | Направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею |
Планирование | Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде | Формируют задачи, уточняют информацию | Помогает в анализе и синтезе, наблюдает |
Информационно- аналитический этап | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. | Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют результаты. | Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью. |
Выполнение | Выполнение проекта | Анализируют информацию, оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе) |
Защита проекта | Коллективная защита проекта, оценка | Защищают проект. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
1.Выбор темы.
Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).
2.Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт-диски)
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в картотеке или в тематической энциклопедии.
3.Выбор проектов.
После завершения этапа сбора информации предлагаю детям принять участие в реализации проектов. При этом знакомлю детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. На первом этапе следует предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.
В коллективных проектах дети могут выступать как «специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту.
4.Этапы реализации проекта
1.Подготовительный (август - сентябрь).
На этом этапе осуществлялся подбор эффективных методов, приемов, форм исследовательской деятельности; составление заданий исследовательского характера для проведения практических работ, наблюдений, домашних исследований.
Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, что-то изобрести, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.
2.Основной (октябрь - май)
Внедрение технологии исследовательской деятельности.
В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки исследовательской работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Первоклассникам даю небольшие, простые задания исследовательского характера. Например: «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?». Каждому раздаю памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – исследования. Дети дома должны рассмотреть домашние декоративные и комнатные цветы, побеседовать с родителями, записать названия растений, нарисовать цветок, который больше всего нравится, с помощью родителей найти загадку, стихотворение о комнатном или декоративном цветке.
В своей работе я использую игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Учащиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д.
Во втором классе на уроках использую поисковые и проблемные методы, предлагаю задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляются причинно-следственные связи, дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов. Формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.
Для этого выполняются следующие упражнения:
- продолжи неоконченный рассказ;
- составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что на какое-то время ты стал капелькой воды и т. д.).
- угадай, о чем спросили;
- вопросы домашних животных.
Осуществляются коллективные исследования по плану, помогаю ученикам на каждом этапе работы. Коллективно формулируется проблема, ставится цель, определяются задачи исследования. Совместно выбираются методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы, подбор музыки и т.д.
Дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой.
В третьем классе большое внимание уделяю развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы.
Продолжаю формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности – готовим индивидуальные работы.
В четвёртом классе по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, достигается осознанное и развернутое рассуждение, обобщений и выводов.
Чтобы провести исследование применяю следующую последовательность:
1.Актуализация проблемы.
2.Определение сферы исследования.
3. Выбор темы исследования.
4. Выработка гипотезы.
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации.
8. Анализ и обобщение полученных материалов.
9. Подготовка отчёта.
10. Защита.
3.Заключительный (июнь- август).
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. На этом этапе планируется обобщить результаты, сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы. Обучающиеся представляют свои презентации.
Нами были проработаны различные темы.
1 класс
Творческий проект
До свидания, азбука!
(Прощание с азбукой)
Результатом деятельности должна стать азбука с весёлыми картинками и занимательными заданиями. На занятиях по обучению грамоте дошкольники с удовольствием защищали свои проекты, объясняя, почему они так представили ту или иную букву.
2 класс
Творческий проект
«Моя родословная».
Объект исследования – обучающиеся и их семьи. Цель исследования - создание генеалогического дерева каждого ученика. Одна из задач: познакомиться с историей создания и развития каждой семьи. Была выдвинута гипотеза исследования, что в результате изучения родословного дерева семьи, у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.
Учащиеся вместе с родителями составили генеалогическое дерево своей семьи. После чего была проведена выставка работ на тему « Кто я?», « Откуда я?». На празднике были показаны презентации детей. Работа над проектом очень увлекла детей, им было очень интересно и познавательно исследовать свои корни.
3 класс
Творческий проект
Тренажеры по русскому языку
Данный проект является краткосрочным (занимает 2-3 урока) и выполняется в индивидуальной форме.
Примеры заданий-тренажеров, разработанных младшими школьниками в рамках данного проекта.
- Перфокарта на закрепление орфограммы «Безударные гласные в корне слова».
- Перфокарта на закрепление орфограммы « Парные согласные»
и др.
Тренажер представляет собой картонный иллюстрированный лист с текстом и заданиями к нему. В словах, содержащих указанную орфограмму, прорезаны окошечки, в которые нужно вписать соответствующую букву на листе, прикрепляемом к оборотной стороне перфокарты с помощью скрепок.
3 класс
Творческий проект
Машины 21 века
Ребята решили создать домашние машины – помощники для их любимых родителей. Манаенков Олег разработал проект стиральной машины, которая сама будет собирать бельё, стирать, гладить и раскладывать бельё по
полкам. Бекетов Павел придумал машину, которая будет стряпать пельмени с
большим количеством мяса и сама их варить. Аликулиева Амина и Родюкова Виктория придумали машину, которая будет ухаживать за мамой: делать ей массаж, маникюр и причёску. Для маленькой сестрички Ряшенцев Никита придумал робота-няньку, чтоб она постоянно находилась под присмотром.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.
Выполняя исследования в группах, дети (и сильные, и слабые) имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, работа учителя для ученика имеет следующие результаты:
- умение работать с информацией;
- ребёнок приобретает опыт планирования;
- расширение кругозора;
- развитие мышления;
- развитие эмоциональной сферы;
- опыт публичного выступления.
Список литературы
- Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1
- Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18
- Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После – 2005 г. - №2
4. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». М.: Просвещение, 2010 г.
5. Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Начальная школа плюс До и После – 2005 г - № 1
6. Интернет – ресурсы
«Учительская газета» http://www.ug.ru
Газета Первое сентября http://www.ps.1september.ru
Газета Начальная школа http://www.nsc. 1september.ru
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...
Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....
"Формирование информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности"
Методические рекомендации...
«Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»
Педагогический проектпо теме: «Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектно-исследовательскую деятельность»...
педагогическая система гражданского воспитания младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
в статье изложены основные моменты педагогической модели по гражданскому образованию и воспитанию, указаны цели, задачи, ожидаемые результаты деятельности учителя начальных классов по воспитанию будущ...
Формирование универсальных учебных действий младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
Выступление на педсовете. Из опыта работы...
Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.
Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....