Информационные технологии как средство повышения качества образования
статья

В данной статье описано развитие современных информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Информационные технологии как

средство повышения качества образования

«Без стремления к новому нет жизни,

                                                                                  нет развития, нет прогресса»

В.Г. Белинский

В современном обществе информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все больше определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе.

Компьютер и компьютерные технологии все больше входят в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения. Все взрослые прекрасно понимают, что сегодняшние школьники гораздо больше времени проводят за компьютерами, чем за чтением художественной или учебной литературы. С этим бороться бесполезно, это надо принять как данность и использовать ее в своих интересах. А самый главный интерес педагога – дать ученикам необходимые знания, повысить качество и уровень образования, научить школьников искать новые знания, пользоваться ими. В достижении этой цели компьютер – друг детей и тайный сообщник учителей, который может оказать большую помощь.

Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств.

        Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволило педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также индивидуализация, дифференциация процесса обучения, осуществление контроля с обратной связью, самоконтроля и как итог -  повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

      Школьное обучение традиционно ставило своей основной целью вооружить учащегося определенной суммой знаний, умений и навыков. Но в настоящее время основная задача школы заключается не столько в том, чтобы обогатить школьников знаниями, сколько научить их самостоятельно добывать знания, научить учиться. Умение учиться особенно важно в современном мире в силу того, что во всех сферах профессиональной деятельности изменения происходят достаточно быстро, и человеку, чтобы быть востребованным в его сфере деятельности, необходимо учиться, повышать квалификацию в течение всей своей жизни. То есть можно говорить о том, что современная жизнь требует от человека хорошо развитых познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Огромная роль в достижении этой цели отводится начальной школе, так как именно в этот период происходит интенсивное развитие умственных способностей учащихся. Педагогическая практика показывает, что для выполнения поставленной задачи, а также усвоения учащимися начальной школы «новой грамотности» эффективно применение информационных технологий. 
           Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Преимущества использования информационных технологий

на уроках в начальных классах

  • Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.
  • Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность.
  • Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.
  • Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
  • Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
  • Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
  • Имея в качестве партнера компьютер, дети могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.
  • Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого порой нельзя добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
  • Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений естествознания с помощью графических средств изображений.
  • В начальной школе используются информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

С применением электронных материалов на уроках можно решить

следующие проблемы:

  1. Недостаток наглядного материала в учебнике. А, исходя из того, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, электронные материалы помогают богато иллюстрировать изучаемую тему и повышают эффективность урока.
  2. Компьютерные презентации вызывают устойчивый интерес к изучаемому материалу, активизируется познавательная деятельность учащихся, повышается качество знаний. Решается задача формирования познавательного интереса у младших школьников при изучении ими разных учебных предметов.
  3. С помощью ИКТ урок проводится на более высоком эстетическом уровне (вставка видеофрагментов, использование эффектов анимации, музыка).
  4. Презентации сопровождены дополнительными материалами в электронном виде, которые можно распечатать и применять для работы, как на уроке, так и дома.
  5. ИКТ позволяют более рационально организовать учебный процесс. Ускорение темпа урока на 10-15 %.
  6. Повышается умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
  7. С использованием ИКТ становятся ненужными самодельные средства наглядности учителя, книги с иллюстрациями, передаваемые по рядам, запись на доске, которую невозможно сохранить надолго.
  8. Удобство использования материалов, благодаря гиперссылкам.

Влияние информационных технологий на здоровье школьников

Информатизация современного образования является необратимым и естественным процессом, но многие педагоги также задумываются о вреде и нанесению ущерба здоровью школьников.

На первый взгляд, информационные компьютерные технологии не соответствуют принципам здоровьесбережения, однако компьютер может помочь в развитии определенных навыков. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Вместе с тем, длительная работа за компьютером заставляет ученика просиживать за рабочим столом долгие часы, добиваясь долгожданного результата, что ведет к малоподвижному образу жизни. В связи с этим перед образованием стоит важнейшая задача - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. Главным действующим лицом, заботящемся о здоровье детей в образовательном учреждении, становится учитель. Актуальность сохранения здоровья молодого поколения неоспорима и является важнейшим показателем благополучия общества и государства, который отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее, обусловлена потребностью учёных, медиков, учителей и родителей в решении проблемы влияния информационных технологий на состояние здоровья обучающихся.

Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы. Задача любого учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества, найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям. Это поможет сформировать позитивное мышление ребенка и его способность к "конструированию” собственного здоровья в свете современных компьютерных технологий.

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. 

Цель  здоровьесберегающих образовательных технологий обучения при использовании средств ИКТ:  обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса:

·        организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиПиН;

·         рациональная организация двигательной активности обучающихся;

·         система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Системная последовательность приобщения каждого педагога к здоровьесберегающим технологиям при использовании информационных технологий следующая:

·         осознание проблемы негативного воздействия на здоровье обучающихся и необходимости ее незамедлительного   разрешения;

·        признание педагогами своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья обучающихся;

·        овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);

·        реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии   друг с другом, с медиками, с самими обучающимися и их родителями.

 Здоровьесберегающая технология при использовании ИКТ это:

- условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания, адекватность использования информационных технологий);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями к работе с компьютером);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям обучающегося;

- соответствие нормированного времени использования компьютера;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. 

Учителю, использующему информационные технологии необходимо помнить:

  • Формирование умений учителя самостоятельно и осознанно выбирать из многочисленного количества ИКТ те, которые наиболее эффективно способствуют решению дидактических целей и задач урока.
  • Любая ИКТ – наглядное дополнение к содержанию урока.
  • Любой объект ИКТ должен соответствовать целям и задачам урока и способствовать пониманию учащимися сущности изучаемых понятий и явлений.
  • ИКТ – мощный инструмент для создания условий восприятия и понимания  изучаемого на уроке, кратковременное его использование не дает нужного эффекта.
  • Создание учебно-методического комплекса ИКТ способствует более глубокому усвоению учебного материала, переходу от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
  • Перенасыщение урока ИКТ – вред не только здоровью учащихся, но и их знаниям. При разработке урока с использованием компьютерных технологий уделяется особое внимание заботе о здоровье учащихся. ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию: помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где это необходимо.

 

Список использованной литературы:

1.http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей

2. http://www.internet-school.ru/ Интернет-школа «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников"

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой...

Презентация "Тестовая технология как средство повышения качество образования"

Данная технология помогает выявить пробелы в знаниях у детей....

Использование личностно - ориентированных технологий как средство повышения качества образования.

Выступление на методическую тему "Использование личностно - ориентированных технологий как средство повышения качества образования"...

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

Информационные технологии как средство повышения качества образования

Итоговая работа по повышению квалификации учителя начальных классов по теме "Информационные технологии как средство повышения качества образования"...

Информационные технологии как средство повышения качества образования

Данный курс предназначен для изучения информационных технологий как средства повышения качества образования...