Информационные технологии как средство повышения качества образования
материал на тему
Итоговая работа по повышению квалификации учителя начальных классов по теме "Информационные технологии как средство повышения качества образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_tehnologii_kak_sredstvo_povysheniya_kachestva_obrazovaniya.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Структурное подразделение кафедра начального общего образования
(название структурного подразделения)
Информационные технологии как средство повышения качества образования
Итоговая работа
Срок обучения с «07» февраля 2017 г. по «17» февраля 2017 г.
Исполнитель:
Андреева Светлана Александровна,
учитель начальных классов
МКОУ «Пихтовская оош»
п.Пихтовка
Консультант:
Владимирова Лариса Михайловна,
методист кафедры начального общего образования
Кемерово 2017
Содержание
Введение ………………………….3
1. Использование икт на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения………………………………………….……..4
Заключение……………………………………………………………………..9
Литература……………………………………………………………………..10
Введение
Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Определяющим условием своего совершенствования как педагога считаю стремление к обновлению подходов и форм обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями. Успешное усвоение учебного материала происходит, если учебный процесс организован с учетом развития познавательной деятельности учащихся. Познавательная активность ребёнка организует внимание, если изучаемый материал интересен, а значит, и уроки должны быть интересным и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования в учебно-воспитательном процессе ИКТ
Использование икт на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов:
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс» [1]. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникла необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. С помощью MS Word разрабатываю проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
- учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
- учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные правила и нормы).
При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:
- какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
- какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
- какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
- какие уроки целесообразно делать компьютерными;
- как организовать компьютерные занятия.
Выделю основные возможности ИКТ, которые помогают учителю начальных классов, создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала: создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); создание презентации на определенную тему по учебному материалу; поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования; мониторинг по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание текстовых работ. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: какова эффективность использования этой технологии (демонстрация, видеоряд) в сравнении с традиционным, опробованным подходом. Если использование ИКТ позволить сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, и его обязательно следует использовать. Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сам процесс применения ИКТ, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием ИКТ. Наш опыт внедрения информационных технологий в учебный процесс показал, что наиболее предпочтительными являются уроки, на которых компьютер используется в демонстрационным варианте. Этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы обучающегося перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. В результате использования информационных технологий на уроках стала наблюдаться динамика качества знаний обучающихся, повышение мотивации учебной деятельности.
Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех обучающихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем обучающимся на каждом уроке было интересно. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству как занимательность. Элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействует на обучающихся намного сильнее, чем только слова учителя, вызывая неподдельный интерес к активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения, изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета. Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Заключение
Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряжённая мыслительная деятельность, серьёзная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.
Но если говорить о качестве образования и внимательно изучить его определение, то можно увидеть, что оно напрямую взаимосвязано с задатками учащихся, на раскрытие которых мы, к сожалению, повлиять в должной степени не можем, т.к. получаем учащихся после основной школы и компетентностью преподавателя. Поэтому четко прослеживается такая взаимосвязь, если преподаватель качественно подходит к ведению уроков, то у учащихся возрастает интерес к изучаемому предмету, вследствие чего повышается мотивация обучения. В то же время, когда преподаватель чувствует в своих учениках данную мотивацию и заинтересованность, то у него есть стимул развивать свое педагогическое мастерство. И мы получаем цепочку взаимосвязанных факторов.
Литература
- Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000гг.-М.: 2000. -168с.
- Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе: Материалы научно-практической конференции.-2000г.
- Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. // Начальная школа. №1. 2008.
- Караваева О. В. Социально-педагогический аспект проблемы качества образования в системе дополнительного образования детей // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы международной научно-практической конференции 29–30 декабря 2010 г. – М., 2010. – C. 70–73.
- Никокошева Н. Г. Некоторые подходы к определению понятия «качества образования». – URL: http://journals.uspu.ru/i/inst/pedobraz/ped2008/ped2(3)2008_4.pdf.
- Юркина С.В. «Использование ИКТ в начальной школе»// http://festival.1september.ru/articles/565527/
- Яковлев А.И. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»// http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе.
Данный материал будет полезен для преподавателей начальной школы....
Методический семинар на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников"
Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой...
Презентация "Тестовая технология как средство повышения качество образования"
Данная технология помогает выявить пробелы в знаниях у детей....
Использование личностно - ориентированных технологий как средство повышения качества образования.
Выступление на методическую тему "Использование личностно - ориентированных технологий как средство повышения качества образования"...
Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...
Информационные технологии как средство повышения качества образования
Данный курс предназначен для изучения информационных технологий как средства повышения качества образования...
Информационные технологии как средство повышения качества образования
В данной статье описано развитие современных информационно-коммуникационных технологий....