выступление. Формирование толерантности в курсе ОРКиСЭ
материал на тему
Выступление на городской НПК Духовно-нравственное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на НПК. Духовно-нравственное воспитание. 05.12.13. | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Формирование гражданственности и толерантности в курсе ОРКиСЭ
- Наше время – это время существенных противоречий. С одной стороны, в ходе социально-экономических и политических реформ открываются новые возможности для развития страны, с другой стороны – нарастают негативные явления в общественной среде:
- В этих условиях государство и общество с особым вниманием обращается к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. И образование рассматривается как важнейший фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов. В Приоритетных направлениях развития образовательной системы России одним из важнейших ориентиров названо формирование общегражданской целостности российского общества, основанной на межконфессиональном, межэтническом, и межнациональном взаимодействии, толерантности граждан России.
- В стандартах второго поколения воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, человека, уважающего ценности иных культур и мировоззрений становится предметом специального проектирования. В школах предусмотрены программы воспитания и социализации школьников, включающие, в том числе, изучение специальных предметов. В 2010-2012 годах прошла апробация курса - «Основы религиозных культур и светской этики» в 6 модулях. А с 2012 года в соответствии с новыми ФГОС во всех субъектах РФ в процесс обучения вводится новая область знания: «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Эти предметы имеют в своей основе культурологический подход и связан с развитием практико-ориентированного поиска ценностных ориентаций личности в динамично меняющемся обществе.
- Одним из важнейших путей развития ценностной сферы школьника является формирование многоуровневой идентичности личности и самоидентификацией. Осознавая себя личностью, ребёнок должен осознать и свои моральные связи с Родиной, народом, истоками и корнями. Должна сформироваться его гражданственность, которая подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности на благо общества, мыслить и действовать государственно.
- Несомненно, благоприятным для развития любого народа является уважение к своей истории, языку, культуре, традициям, преемственности поколений. Однако патриотизм, основанный на противопоставлении своей нации, своего государства, своей веры другим народам и странам, не является подлинным и легко перерастает в национализм и шовинизм. Поэтому также важно воспитание толерантности. В русском языке толерантность синоним терпимости - это «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Проявление толерантности означает, что каждый человек свободен придерживаться собственных убеждений и должен признавать такое же право за другим.
Это отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность предполагает готовность взаимодействовать на основе согласия и является важнейшим условием нахождения компромиссов и преодоления конфликтов. Что в нашей поликультурной и многонациональной стране очень важно.
- Чтобы заложить в годы детства основы человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Василий Сухомлинский
Итак, в нашей школе есть 4-х летний опыт преподавания модуля ОРКиСЭ «Основы светской этики». Я преподаю этот курс третий год в параллели 4-х классов.
Цель ОРКиСЭ: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКиСЭ:
- Как же в нём заложено формирование гражданственности и толерантности:
- Содержание курса интегрируется вокруг базовых национальных ценностей:
В модуле «Основы светской этики» базовыми понятиями являются ДОБРО и ЗЛО – как мерила морали и нравственности человека и общества.
- Принципы изложения содержания: историчность, научность, поликультурность, светскость.
- Ориентация на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- Демократичный характер общения: плюрализм и свобода высказываний, Разнообразные формы работы: активные и интерактивные, групповые и индивидуальные формируют уважительное отношение к иному мнению.
- Различные методы и приёмы развивают готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию:
- Примером патриотического и гражданственного направления всех модулей ОРКиСЭ служат темы уроков на экране. Примером поликультурного и исторического подхода курса может служить систематичное использование на уроках высказываний, теорий знаменитых философов и мудрецов всех времён, религий и народов, а также исторических фактов и фольклора разных эпох и этносов.
- Например, урок о нравственных идеалах строится на русских былинах, богатырских эпосах чувашей и скандинавов. Исторический факт поединка Пересвета и Челубея на Куликовом поле даёт начало разговору о правилах соперничества по теме «Честь и достоинство».
- В воспитании толерантности немалую роль играет этнотехнология, базирующаяся на народной мудрости. Каждый этнос обладает колоссальными объёмами пословиц и поговорок, например о стыде и совести, Или в теме Патриотизм многонационального народа России о вненациональных достоинствах человека.
- Народная и религиозная мудрость – неиссякаемый источник знания и понимания общечеловеческих ценностей. Подчёркивая диалог различных религий, вводится понятие «Золотое правило нравственности»:
- Интерактивные методы уроков позволяют развивать терпимость и понимание других учеников класса. Например, в игре «Водоворот идей» или «Выбираем-размышляем» дети выбирают и отстаивают свой выбор фразы или пословицы, отвечая на вопросы оппонентов. Совместное и индивидуальное творчество, поисковые групповые задания требуют умения слышать и уважать мнение другого, развивают способность сопереживать и помогать каждому члену коллектива, вне рамок дружеских отношений.
- Все домашние задания рассчитаны на обсуждение темы с родителями или родными. Это позволяет формировать самоидентичность ученика и расширять сферу его коммуникативных связей. Таким образом, в образовательный процесс вовлечены несколько поколений семей учеников, использован их жизненный опыт, создано поле для рефлексии и самооценки каждой личности.
- Основные понятия ОРКиСЭ – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всего курса и работают на формирование гражданственности, толерантности и общей культуры ребёнка.
Итак, очевидно, что в стандарте образования второго поколения, духовно- нравственный компонент становится одной из важнейших составляющих, а в дальнейшем позволит постепенно менять существующую сегодня образовательную парадигму на такую, где воспитательный аспект станет центрообразующим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ
Цель анализа. Выявление состояния деятельности МБОУ Тогучинского района Тогучинская начальная общеобразовательная школа по апробации учебного ...
разработка урока из курса ОРКиСЭ "Паломничество в Мекку"
разработка урока и презентация...
Работа над понятиями в курсе ОРКиСЭ
Методические условия, обепечивающие усвоение понятий....
Доклад на районном совещании завучей по теме:"Приемы активизации познавательной деятельности младших школьников при проведении курса ОРКиСЭ как средство подготовки итогового проекта"
В данной публикации представлен материал из опыта работы по курсу ОРКиСЭ в 4 классе...
Тесты по курсу ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")
В 4 классе введён курс "Основы религиозных культур и светской этики". Предлагаю тесты по модулю "Основы мировых религиозных культур"....
Выступление на тему "Формирование толерантного поведения в семье"
Учитель знакомит родителей со значением слова толерантность и приёмами формирования толерантного поведения....
Курсовая работа «Формирование толерантности у младших школьников в процессе изучения курса ОРКСЭ»
Курсовая работа «Формирование толерантности у младших школьников в процессе изучения курса ОРКСЭ»...