Выступление на тему "Формирование толерантного поведения в семье"
консультация
Учитель знакомит родителей со значением слова толерантность и приёмами формирования толерантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ КР ОО «Кривчиковская СОШ»
Выступление
на общешкольном
родительском собрании на тему
«Формирование толерантного поведения в семье»
подготовила
учитель начальных классов
Сыромятникова Е. И.
2019 г
Сейчас мы сыграем в игру «Домино», по итогам которой мы поймем, что и вы отличаетесь от всех остальных. Суть этой игры заключается в следующем: у домино есть две стороны с разным количеством точек, так вот каждый сидящий из вас охарактеризует себя с разных сторон. К примеру, я с одной стороны ношу очки, с другой стороны – люблю играть в волейбол, и начиная с вас, начнем давать себе 2 разные характеристики.
Вот видите, все вы очень разные, каждый из вас отличается индивидуальностью. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели.
Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Я подобрала определение толерантности из различных источников.
Толерантность это:
– ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.
– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
– это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру;
– это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.
– терпимость к чужим мнениям, прощение уважение прав верованиям, поведению других сострадание.
– это сотрудничество, достоинства милосердие принятие другого таким, какой он есть. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
– наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;
во французском - отношение, при котором допускается, что другие думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.
Есть два пути развития личности: толерантный и нетолерантный
Толерантная личность | Нетолерантная личность |
уважение мнения других | непонимание |
Черты толерантной личности
- терпение
- умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- любознательность
- умение слушать
- несклонность осуждать других
- альтруизм
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
Не делай другому того, от чего больно тебе.
В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям так, как относимся к самим себе.
Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
Доказано, что толерантными не рождаются, это качество воспитывается. Очевидно, то, каким станет человек, миновав детство зависит от его индивидуальных возможностей, задатков, семьи и того опыта, который ребенок получит в семье, от знаний и опыта, полученных в образовательных учреждениях, от его друзей и среды, т.е. в целом общества.
Первое испытание родителей на толерантность – принятие пола ребенка, когда вместо, скажем, долгожданного наследника, на свет появляется дочь. И если ребенок не будет получать достаточно любви и внимания, у него может сформироваться враждебное отношение к миру, которое будет серьезно осложнять ему жизнь.
Всем известно, что дочь надо воспитывать женственной и заложить в ней ценности материнства, а сыну следует привить чувство ответственности. Но самое главное – научить девочку благодарности, а мальчика заботливости. Ведь, если мальчик заботлив, то, став мужчиной, во имя достижения благополучия близких, он приложит все свои усилия, проявив и ум, и силу, и другие мужские качества. А благодарность – самое важное женское качество. Поскольку, если женщина благодарна, то хочется сделать для нее нечто большее, чем уже сделано и хочется ее радовать.
Родителям требуется большая внимательность, чуткость и ясное понимание всех деталей, которые влияют на психическое, эмоциональное и нравственное развитие их детей. Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего.
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,поймут все без труда.
Слова порой запутаны пример же – никогда.
Тот лучший проповедник - кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне показать – я выучу урок.
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу,что делаешь ты сам.
Вдруг я не правильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь, по правде или нет.
Как же воспитать в ребенке толерантность. Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим и любит жизнь, не будет осуждать других, искать внешние отличия.
Составление схемы достойного выхода из ситуации
У толерантности есть своя оборотная сторона: предрассудки, войны, конфликты. Конфликты стары как мир. В семье они происходят из – за:
- учёбы
- друзей
- вредных привычек
- денег
- домашних дел
- отношения в семье
Давайте запомним правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям.
Чтобы не ссориться, нужно:
- Стараться понять друг друга в любой ситуации.
- Никогда не повышать голос друг на друга.
- Уметь дать совет, выслушать совет другого.
- Уметь поддержать в трудную минуту.
- Доверять друг другу.
- Уметь слышать и слушать.
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
Существует понятие кубик толерантности - наглядное представление ликов толерантности. Обыкновенный кубик, на гранях которого написаны следующие слова:
ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ВЫСЛУШАЙ, ПРОСТИ, ПОЙМИ, УЛЫБНИСЬ!
Поверти его в руках, брось, посмотри, что выпало, задумайся. На гранях кубика простые и доступные каждому человеку действия и хорошо, если такие действия стали для человека привычными, стали нормой его жизни.
Заключительное слово учителя
Притча
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
-И все?
-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил:
-И мира тоже.
Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребёнок понял, что он любим? Чувствует ли ребёнок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребёнку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть», чтобы ваш ребёнок мог сказать:
В моей семье все
- терпимые и терпеливые
- здоровые и добрые
- уважающие и понимающие, поддерживающие друг друга
окружающие друг друга заботой
- внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга,
- успешные, независимые, счастливые
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантного поведения
Материал родительского собрания...
Воспитание толерантного поведения младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Статья о воспитании толерантности у младших школьников....
Родительское собрание "Формирование толерантного поведения у детей"
Формирование толерантного поведения учащихся....
Концепция формирования толерантного поведения младших школьников в рамках ФГОС
Концепция формирования толерантного поведения...
Родительское собрание "Формирование толерантного поведения в семье"
Родительское собрание "Формирование толерантного поведения в семье"...
«Формирование толерантного поведения в семье»
Чтобы судить о ребенке справедливо и верно,нам нужно не переносить его из его сферы в нашу,а самим переселяться в его духовный мир.(Н.И. Пиров)...
Презентация "Родительское собрание в 4 классе «Формирование толерантного поведения в семье»
Толерантность – это прежде всего общение. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И ес...