Игровые технологии в учебной деятельности
материал на тему

Игровые технологии в учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_v_uchebnoy_deyatelnosti.doc429 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в учебной деятельности

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Цель игры на уроке и во внеурочной деятельности - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Принимая участие в дидактической игре, ребенок с увлечением решает учебную задачу, стоящую на уроке и легко усваивает материал. Поэтому в своей практике я в системе использую игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Любой «скучный» предмет становится интересным и занимательным, когда учебный материал преподносится в игровой форме. В своей работе я использую  дидактические сказки, загадки, дидактические игры, викторины, ребусы,

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечать сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.

Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.
  2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
  3. В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.
  4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу
  2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков.
  3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.
  4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.
  5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Проведение игры требует большого мастерства от классного руководителя, педагога.

Предлагаю несколько примеров дидактических игр, которые я активно использую в организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся на протяжении многих лет своей работы.

 «Куда приземлятся парашютисты?» - на доске фигурки парашютистов и ответы к предлагаемым  примерам. Вызванный ученик должен «приземлить» парашютиста на заданную «точку» (найти правильный ответ)

 

16+37

  28+32

91-56

87-79

15+77

35

92

8

53

60


«Математический лабиринт» - на доске или карточке нарисован лабиринт с числами-входами и числом в центре. Вызванный ученик должен показать путь в центр, чтобы в сумме набрать данное число. Остальные ищут другие пути.

 «Молчанка» - на доске или карточке записаны числа по кругу, а в центре знак действия. Учитель молча показывает на два числа и на кого-то из учащихся 9по цепочке по рядам, выборочно, под запись, и т.д.). Тот должен выполнить с ними определённое действие и назвать (записать) ответ. Остальные сигнализируют о правильности решения.

 

«Головоломка» - на доске или карточке записаны примеры с пропущенными числами. Вместо одинаковых чисел нарисованы одни и те же фигуры. Нужно найти попущенные числа.

 «Космонавты» - класс делится на 3 экипажа по количеству рядов. На 1 парте каждого ряда лежит ракета с выражениями. Число их соответствует числу членов экипажа и одинаково у каждого ряда. Учитель говорит: «Мы отправляемся в космическое путешествие. Первой взлетит та ракета, экипаж которой первым и правильно найдёт значения всех выражений. По сигналу учащиеся начинают решать примеры по очереди по одному примеру. Последний решив поднимает ракету. Решение проверяется и, если всё правильно, экипаж отправляется в космос.

 «Посади самолёт» - на доску прикреплены картинки с изображением самолётиков со значениями выражений и записаны выражения. Выбираются «лётчики», которые выходят к доске и проводят стрелку от самолётика к выражению-аэродрому.

 «Поезд» - на доску прикреплены вагоны с числами и знаками действий. Дети молча считают и называют ответ в конце последнего вагона.

 «Кто пришёл в гости?» - на доску прикреплены выражения сверху вниз, на обратной стороне которых разрезная картинка с изображением какого-то героя. Дети, начиная сверху, находят значения выражений и, если решили правильно, переворачивают карточки. В результате получается целая картинка героя, который пришёл сегодня на урок к ребятам.

 

«Соберём яблоки» - на доске рисунок яблони (корзинки) с числом и картинки яблок с выражениями в стороне от яблони. Вызванный ученик выходит к доске и собирает яблоки, которые упали с этой яблони. Остальные проверяют, все ли яблоки собраны.

 

«Ручеек» - ученик, сидящий за первой партой, получает листок с заданиями (примеры), решает первый и передает листок дальше. Последний ученик в ряду, решивший  свой пример, приносит листок учителю. Какая команда (ряд) быстрее и правильнее решила свои задания, та является победителем игры.

«Украсим елку игрушками»

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Средства обучения: рисунок елки; маленькие иллюстрации елочек для учащихся.

Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать елку. И нам с вами тоже надо нарядить елку. Наша елка – математическая. На доску вывешивается плакат с елкой. На верхушке – звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить еще недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают елку.

«Счетная машина» - обучающиеся по цепочке называют промежуточный результат, последний называет результат работы «машины»

        ДА                        НЕТ

                           

        

«Контролеры»

Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.

Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильность ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил, 1,7 – прибавил 2,8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь – это…», ученики продолжают: «Пять и четыре». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом, красный - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу делают несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.

Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несет элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.

Сколько палочек в другой руке?

Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного чисел.

Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.

Содержание игры: вызванный ученик берет пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.

Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15

«Назови соседей числа»

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).

Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

«Наборщик» – на каждую букву записать по одному слову;

 Книга: к - кошка; н - нос; и - иголка; г - гусь; а - арбуз;

«Найди букву», например: т. . кв. (тыква), б. н. н(банан), ш. о. л. (школа). ит. д

«Путаница» - рабуз - арбуз, онкфеты - конфеты, калей - лейка, бейрово - воробей; фельтроп(портфель), мальбо(альбом), мигазиян(гимназия), динаро(Родина), цояй(яйцо),

«Змейка» , например: астра - аист - туфли - иголка - апельсин - нос - санки - игрушка и. тд

«Кто как голос подает?» Воробей (чирикает), ворона(каркает), собака(лает) и т. д. 

«Кто чей ребенок?» Указать стрелками  

Корова                  жеребенок,

Курица                  теленок;

Лошадь                  цыпленок

«Слово рассыпалось» Составить слова из слогов: мо, ко, ло; (молоко);а, син, пель(апельсин); ре, за, бе(береза) ; ко, ло, яб( яблоко); ведь, мед ( медведь) и т. д

«Исправь ошибки»: верблют(д), каза(о), ачки(о), званок(о), агарот(о, о, д), загатка(д), даска(о), сонце(л), гарох(о), внушка(ч), ана(о), крушка(ж);

«Пропущенные слоги» :. . . . стрюля;. . чик;. . . радь;. . . са; . . . ведь;. . . нан;. . . . ла; В этой игре дети на одно слово дают множество вариантов ответов, например(чик) –мальчик, зайчик, кончик , пальчик и т. д. , т. е опять же интерес к предмету, пополняется словарный запас, развивается активность, логика, оттачивается произношение слов.

«Одним словом» 
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. 
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 
1. Обрубок дерева - …(чурбан). 
2. Шестьдесят минут-…(час). 
3. Густой частый лес- …(чаща). 
4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 
5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 
6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и 

«Все наоборот». 
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. 
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Скважина в замке -…(замочная скважина) 
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 

«Замени букву». 
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. 
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка 
бочка речка 
ночка свечка 
кочка печка 
точка почка 
тучка дочка 
тачка ночка 

«Назови один предмет». 
Цель: отработка способов проверки безударных гласных. 
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков. 
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д. 

«Полминутки для шутки». 
Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных. 
Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю.Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь. 
Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных- клички, а остальные выполняют эту работу в тетради. 
Жили- были дед, да баба 
С маленькою внучкою. 
Кошку рыжую свою 
Называли Жучкою, 
А Хохлатой они 
Звали жеребенка, 
А еще у них была 
Курица Буренка, 
Собачонка Мурка, 
А еще два козла,- 
Сивка и Бурка. 

 «Что напутал художник» Исправь ошибки.

Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий (растений, животных, полезных ископаемых, и др) людей. 
Нужно исправить картинки.

 «Объедини виды транспорта» (животных, растений, природные объекты, и т.д.)

Задание можно дать, поделив детей на 4 команды. Команде дают карточки с разными видами транспорта.  Ученики должны из имеющихся карточек выбрать нужный им вид транспорта. Одна команда должна выбрать наземный транспорт, другая выбирает водный, третья- железнодорожный, а четвертая - воздушный.   Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

«Живая – неживая»

Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.
У детей карточки с изображением живой и неживой природы.Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в  верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам.Выигрывают те дети которые правильно и быстро распределят карточки на листе. 

«На полянке» ( кто больше узнает и назовет грибов (цветов, растений луга, поля, леса, ит.д.)

У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов. На партах карточки – грибы.
Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» - лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игровые технологии во внеурочной деятельности"

Роль учителя начальной школы заключается в том, чтобы учить учитьСЯ. В связи с переходом на ФГОС второго поколения эта роль не может не измениться и здесь важно понять, в чём....

Игровые технологии во внеурочной деятельности

Подвижные игры для использования во внеурочной деятельности в зимний период....

Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе

Игровая форма занятий  создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения,стимулирования к  учебной деятельности....

" Игровые технологии в учебном процессе."

В статье размещена технология проведения игр  в начальной школе на различных уроках. Краткая характеристика игр....

Использование игровых технологий в учебной деятельности

Использование игровых технологий в учебной деятельности...

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе ГПД.

Значение игровых технологий в учебно-воспитательном процессе ГПД....

Использование игровых технологий в учебном процесе

Игра — одно из увлекательнейших человеческих занятий. Основ­ные черты игры — состязательность и условность действия — делают ее признанным способом обучения. Состязательность пом...