Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе
статья по математике по теме
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения,стимулирования к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе.
С.Н.Зиннурова, учитель начальных классов первой квалификационной категории.
МОУ СОШ средняя общеобразовательная школа №86 с углубленным изучением отдельных предметов.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
• как элемент более общей технологии;
• в качестве урока или его части (введение, контроль);
• как технология внеклассной работы.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в. качестве ее средства;
• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В своей работе большое внимание я уделяю играм, понимая их большую значимость в процессе обучения и воспитания школьников.
Игра для учащихся начальной школы - один из основных видов деятельности ввиду возрастных особенностей. Игра дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра - это и развлечение, она связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости.
При обучении математике я использую дидактические игры, которые включаются в ход урока и помогают детям понять новое, закрепить изученное, переключить внимание, снять напряжение.
Мною придуман ряд дидактических игр по теме «Табличное умножение и деление». Вот некоторые из них.
-«Воздушные шарики».
Предметные картинки: Пятачок, воздушные шары с примерами:
8*8 8*9 72:9 72:8 64:8 7*7 63:7 7*9 7*8 56:7
Задание: помогите Пятачку поймать шарики.
1)Решите примеры.
2)Найдите примеры с одинаковым ответом.
3)Составьте пары.
-«Лучший капитан».
Предметные картинки: лодки, мышки.
На лодках примеры:2*9:3 24:3*2 21:3*2 6*3:9
На мышках ответы:6,16,2,14.
Задание: решите примеры и отправьте мышку в плавание в своей лодке.
-«Считаем камушки».
Предметные картинки: Гном, камушки с примерами и ответами на обороте.
4*4 (16) 5*5 (25) 4*8 (32) 4*3 (12) 36:4(9) 28:4(7)
Задание: решите примеры.
«Гном купил себе гармошку,
Но дырявую немножко,
Гном по камушкам шагал,
Гномик камушки считал.»
1)Помогите Гному расположить ответы в порядке возрастания.
2)Установите числовую закономерность.
3)Выделите лишний пример.
Также в своей деятельности я практикую уроки-путешествия, уроки-сказки.
Предлагаю отрывок урока закрепления знаний по математике-3 класс.
Устные упражнения.
-Отгадайте загадку, назовите время года:
«Пришла, улыбнулась-
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели .»
Весна-время года, когда в природе все пробуждается ото сна.
-Решите примеры устно и вы узнаете одного из первых вестников весны.
К 49:7*8
Р 6*8:4
В 64:8*12
Е 96:24*20
О 35*2:7
Ц 90:2:5
С 13*2*3
78 | 56 | 96 | 10 | 12 | 80 | 9 |
Скворцы прилетают к нам в конце марта-начале апреля. Они истребляют огромное количество насекомых –вредителей садов и огородов, а также мух.
Решение задач.
«За время выкармливания птенцов пара скворцов уничтожает 6кг насекомых. Сколько кг насекомых уничтожает 18 скворцов?»
Разбор и решение задачи по «Справочнику для начальных классов» Т.В. Шкляровой стр.45.
Логический материал.
Привлечь скворцов в сады и парки можно, построив для них скворечники.
Найдите правило нахождения числа, помещенного в окошке скворечника. Назовите число.
56 36 ?
72 27 34 21 48 21
43 19 19
Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:
— игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
— обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
— игра — свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
— игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
— в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
— обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
— состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся;
— в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
— игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Цель педагогического проекта – создание педагогических условий для использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Теоретичес...
Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Презентация к педагогическому проекту....
Открытое мероприятие к районному семинару: Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе". "Марафон здоровья"
Конспект открытого мероприятия: Защита проектов: "Если хочешь быть здоров"....
Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Материал выступления на районном семинаре зам. директоров....
Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"
На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...
«Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе - залог успешной воспитательной работы с учащимися»
Инновационность-важный признак современного качественного образования....
Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе ГПД.
Значение игровых технологий в учебно-воспитательном процессе ГПД....