Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе
статья по математике по теме

Зиннурова Светлана Наильевна

Игровая форма занятий  создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения,стимулирования к  учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе.

С.Н.Зиннурова, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

МОУ СОШ средняя общеобразовательная школа №86 с углубленным изучением отдельных предметов. 

      Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

•        в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

•        как элемент более общей технологии;

•        в качестве урока или его части (введение, контроль);

•        как технология внеклассной работы.

  Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

  Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

•        дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

•        учебная деятельность подчиняется правилам игры;

•        учебный материал используется в. качестве ее средства;

•        в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

•        успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

     В своей работе  большое внимание я уделяю  играм, понимая их большую значимость в процессе обучения и воспитания школьников.

         Игра для учащихся начальной школы - один из основных видов деятельности ввиду возрастных особенностей. Игра  дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра - это и развлечение, она связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости.

         При обучении математике я использую  дидактические игры, которые включаются в ход урока и помогают детям понять новое, закрепить изученное, переключить внимание, снять напряжение.

    Мною придуман ряд дидактических игр по теме «Табличное умножение и деление». Вот некоторые из них.

    -«Воздушные шарики».

Предметные картинки: Пятачок, воздушные шары с примерами:

8*8    8*9    72:9   72:8    64:8   7*7  63:7   7*9  7*8    56:7

Задание: помогите Пятачку поймать шарики.

              1)Решите примеры.

             2)Найдите примеры с одинаковым ответом.

            3)Составьте пары.

    -«Лучший капитан».

Предметные картинки: лодки, мышки.

На лодках примеры:2*9:3    24:3*2    21:3*2    6*3:9

На мышках ответы:6,16,2,14.

Задание: решите примеры и отправьте мышку в плавание в своей лодке.

   -«Считаем камушки».

Предметные картинки: Гном, камушки с примерами и ответами на обороте.

4*4 (16)   5*5 (25)  4*8 (32)  4*3 (12)  36:4(9)   28:4(7)  

Задание: решите примеры.

«Гном купил себе гармошку,

Но дырявую немножко,

Гном по камушкам шагал,

Гномик камушки считал.»

1)Помогите Гному расположить ответы в порядке возрастания.

2)Установите числовую закономерность.

3)Выделите лишний пример.

    Также в своей деятельности я практикую уроки-путешествия, уроки-сказки.

Предлагаю отрывок урока закрепления знаний по математике-3 класс.

Устные упражнения.

-Отгадайте загадку, назовите время года:

«Пришла, улыбнулась-

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели .»

Весна-время года, когда в природе все пробуждается ото сна.

-Решите примеры устно и вы узнаете одного из первых вестников весны.

К   49:7*8          

Р    6*8:4

В    64:8*12

Е    96:24*20

О    35*2:7

Ц    90:2:5

С    13*2*3

78

56

96

10

12

80

9

Скворцы прилетают к нам в конце марта-начале апреля. Они истребляют огромное количество насекомых –вредителей садов и огородов, а также мух.

Решение задач.

«За время выкармливания птенцов пара скворцов уничтожает 6кг насекомых. Сколько кг насекомых уничтожает 18 скворцов?»

Разбор и решение задачи по «Справочнику для начальных классов» Т.В. Шкляровой стр.45.

Логический материал.

Привлечь скворцов в сады и парки можно, построив для них скворечники.

Найдите правило нахождения числа, помещенного в окошке скворечника. Назовите число.

       56                              36                                      ?

72         27                34            21                       48       21

       43                              19                                    19

         Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

— игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;

— обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;

— игра — свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;

— игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

— в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;

— обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;

— состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся;

— в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;

— игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Цель педагогического проекта –  создание педагогических условий для использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Теоретичес...

Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе ГПД.

Значение игровых технологий в учебно-воспитательном процессе ГПД....