Использование игровых технологий в учебном процесе
статья
Игра — одно из увлекательнейших человеческих занятий. Основные черты игры — состязательность и условность действия — делают ее признанным способом обучения. Состязательность помогает сделать игру живой и увлекательной. Условность относится и к способу, и к содержанию учебной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_uchebnom_protsesse.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.
Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.
Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока.
Я предлагаю рассмотреть технологию игровой деятельности на уроке. Это могут быть небольшие сюжетные включения в урок; уроки – игры, полностью подчиненные сюжетной линии; отрепетированные представления, в которых задействованы отдельные учащиеся; ролевые игры.
Игра — одно из увлекательнейших человеческих занятий. Основные черты игры — состязательность и условность действия — делают ее признанным способом обучения. Состязательность помогает сделать игру живой и увлекательной. Условность относится и к способу, и к содержанию учебной работы. В теории обучения игры обычно классифицируют в зависимости оттого, как они «обслуживают» образовательные задачи, прежде всего познавательную деятельность. В практических целях имеет смысл разделять игры по способу работы участников (как играют):
• исполнение роли (ролевые игры);
• имитация (деловые игры);
• моделирование (моделирующие игры);
• игры – тренинги (тренировки).
I. Ролевые игры на уроке
С раннего детства ребята играют в ролевые игры. Ролевая игра основана на разыгрывании условной роли. Исполнение роли дает участникам возможность:
• исследовать свое «естественное», т.е. привычное, поведение;
• выйти за рамки привычных поведенческих шаблонов;
• освоить действия, необходимые в данной роли.
В игре условность обычно приближена к реальности: сюжет и роли берутся из непосредственно окружающей действительности. Обучающий эффект ролевой игры усиливается благодаря состязательности.
Предлагаю вашему вниманию ролевую игру.
«Пейджинговая компания»
Ее хорошо проводить на уроках – обобщениях, закрепления изученного материала. Эту игру можно использовать на любых предметах в зависимости от подбора вопросов и темы. Желательно, чтобы в группах играющих дети были с различным уровнем подготовки, - это обеспечит выбор разных по сложности вопросов и примерно равные силы групп.
Правила игры:
- Сложность вопросов оценивается в 4, 6, 8 условных единиц.
- Абонентская плата составляет 12 условных единиц, эта сумма дается каждой компании изначально как стартовый капитал.
- Если денег на счете компании менее 12 условных единиц, то команда штрафуется лишением права пользоваться пейджером 2 минуты.
- Если денег на счете компании более 48 условных единиц, то пейджер становится мобильным телефоном; если сумма опустилась ниже планки в 48 условных единиц, телефон опять становится пейджером.
- Если команда правильно ответила подряд на три вопроса любой ценовой сложности, то она получает призовой бонус в 5 условных единиц.
- На компании налагаются штрафы: за неверный ответ – 3, за подсказку дешифратора – 1, за произнесенное слово – 5, за произнесенный звук –3 условные единицы.
Роли:
- Оператор – руководитель игры, «хозяин» вопросов (учитель)
- Владельцы пейджинговых компаний – группы детей по 4-6 человек.
- Менеджер – человек, следящий за исполнением правил, фиксирующий прибыли и убытки компаний, сообщающий о штрафах и призах.
- Дешифратор – человек, который может дать подсказку («сильный» ученик, один от каждой компании).
Каждая группа игроков выбирает из команды одного человека – пейджер. Пейджер берет у оператора вопрос, и команд обсуждает его на невербальном уровне (с помощью системы знаков: «я знаю», «неверно», «я согласен»). За сказанное слово или изданный звук команда штрафуется. Ответ записывается. Если команда затрудняется ответить, то пейджер обращается к дешифратору за подсказкой. Дешифратор исправляет, дополняет, корректирует письменный ответ. Готовый письменный ответ пейджер приносит оператору, который проставляет количество условных единиц заработка и штрафа (если ответ неверный). Далее пейджер подходит к менеджеру, и тот фиксирует суммы на счете компании. За каждый верный ответ счет команды пополняется в зависимости от сложности вопроса.
Игра проходит в полной тишине, право голоса имеет только менеджер и оператор. Поскольку дети быстро утомляются работать молча, то время от времени проводятся физкультминутки - кричалки, дается 15 секунд на «помехи в эфире» и т.п. Ролевая игра с отработкой действий дает возможность закрепить желаемые навыки.
- Моделирующие игры
Нередко прямая имитация рабочей ситуации не помогает, а затрудняет ролевое разыгрывание, участники начинают сбиваться на рассуждения о том, «как бывает на самом деле», воспроизводить привычные действия, даже если они неэффективны.
Модель — условная замена реальности, в которой мы сохраняем ее избранные черты, значимые для нас. Моделирующие игры основаны на замене реальности обобщенной и иногда чрезвычайно отстраненной моделью (к числу типичных относятся игры, моделирующие принятие решений в условных ситуациях кораблекрушения, необитаемого острова и т.д.).
«Необитаемый остров»
Это одна из игр, сюжет которых строится на ситуации выживания в сложных условиях. В игре моделируется процесс выработки группового решения. Перед группой — перечень действий, из которых необходимо выбрать первоочередные, наиболее важные для выживания. За ограниченное время группа должна прийти к общему, согласованному решению.
После того как решение принято, оно сравнивается с «эталоном», экспертным решением. Эта игра, как и ее аналоги («Кораблекрушение», «Высадка на Луну», «Выживание в Арктике»), моделирует процесс выработки решений.
Игры-путешествия – это яркая, эмоциональная, игровая модель. Она имеет свои отличительные особенности:
- Наличие карты путешествия;
- Определяется вид транспорта, на котором будет совершаться путешествие;
- В путешествие обязательно включаются элементы ролевой игры (распределение ролей, форма или ее элементы и т.п.);
- Путешествие начинается и заканчивается в одном и том же месте.
- Имитационные (деловые) игры:
Хорошая форма для коллективного познания – деловые игры. В центре деловой игры-имитации часто находится структура функциональных связей в организации, бизнес-среде. Деловые игры:
• дают живое изображение основных черт рабочей реальности
• воспроизводят реальные деловые ситуации;
• позволяют отрабатывать функциональные взаимодействия.
Деловые игры моделируют реальную производственную, научную или иную «взрослую» деятельность. В одних случаях предметом имитации становятся маркетинговые данные и финансовые показатели деятельности компании, в других — управленческие взаимодействия. В отличие от ролевой игры имитация не предполагает погружения в роль. Имитационные (деловые) игры ставят участников в обстоятельства, требующие оперативных решений. Цепочка решений составляет маршрут участия человека в имитационной игре. Игры эти отличаются простотой и обширной сферой применяемости - как по возрастам, так и по учебным предметам.
Предлагаю вам познакомиться с деловыми играми, которые, я использую в практике своей работы.
Акционерное общество «Лесное экономическое содружество» (ЛЭС).
Это коллективная форма организации урока наиболее эффективна при закреплении учебного материала, отработки алгоритма решения задач и т.п. Данная игра имитирует деятельность совета директоров акционерного общества. В зависимости от темы урока и учебного предмета, на котором будет проходить заседание акционерного общества, учитель подбирает вопросы, которые будут предложены учащимся для решения на заседании. Структура заседания ЛЭС почти всегда сохраняется:
- Разбор телеграмм и сообщений, поступивших от акционеров;
- Заполнение акций;
- Решение вопросов на товарной бирже;
- Распределение доходов и т.п.
В ходе урока в заседании объявляется перерыв – физкультурная пауза. Председатель совета директоров – учитель, который руководит игровой ситуацией. Директора – учащиеся, которые выполняют определенные задания, имитируя работу в обществе. Так как это «Лесное экономическое содружество», то акционеры его – лесные жители, которые присылают сообщения и телеграммы; от имени которых председатель совета директоров дает задания.
Состязательность неразрывно связана с игрой. Даже играя в одиночку, человек вступает в своеобразное состязание, испытывает свои силы: получится или нет? Состязательностью пропитаны учебные игры, основанные на имитации, моделировании (справлюсь ли? получится ли лучше, чем у других?).
В конце игры «директорам» предлагается самим оценить свои успехи, свое продвижение в усвоении учебного материала и тем самым определить то, что еще усвоено слабо, то, что нужно повторить и т.п.
- Игры – тренинги.
Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия. Если необходимо проделать на уроке большое число однообразных упражнений, я включаю их в игровую оболочку, которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Например, сложение с переходом через десяток, вместе с детьми мы «Покоряем вершины».
Решаем примеры и передвигаем фигурки альпинистов на соответствующую ступень. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров. Своеобразным примером игры – тренинга является «Математический биатлон». В ней учащиеся еще имеют выбор решения «легких» примеров или повышенной трудности. В данной игре дается определенное время, за которое учащиеся должны как можно больше решить примеров. Учитель проверяет правильность решения и определяет количество очков, набранных учеником.
Учебно-игровая деятельность обычно дает более широкие возможности для личностных проявлений по сравнению с традиционной работой. В практике встречается ошибочное обыкновение отводить наиболее трудные роли «лучшим» (т.е. активным) участникам, а более простые — менее «способным» (т.е. пассивным). Есть смысл предоставить пассивным участникам активные, значимые для хода игры роли, дать им возможность проявить себя.
Игра в учебной деятельности — не просто способ оживить обучение. Возможности игры включают уникальное сочетание вовлеченности, физической активизации с моделированием и проживанием опыта, анализ рабочих ситуаций, свободный от привычных шаблонов, освоение профессионально-ролевых норм и ориентиров, свободу от страха за последствия ошибок. Особенность учебных игр в том, что, когда они применяются в полном, развернутом виде, участники проходят весь цикл естественного освоения нового опыта.
Игра — прекрасное средство для выработки навыков, освоения профессиональных ролей, погружения в непривычную систему отношений. Игра заметно уступает другим методам в возможности передавать знания.
Технология игровой учебной деятельности хорошо разработана и требует время для подготовки и проведения технологии. Чтобы начать любую игру, нужно провести определенную словарную подготовку. Так как современные дети часто встречаются с новыми экономическими понятиями, учителю необходимо познакомить с ними учеников. На уроках окружающего мира, при знакомстве с профессиями людей, я рассказываю ученикам не только о тех профессиях, которые они знают с детского сада, но старюсь раскрыть смысл некоторых современных профессий. Ведь многие родители учеников работают менеджерами, дилерами, промоутерами и т.п. Помимо словарной работы перед уроком учащиеся должны получить определенные знания и по структуре работы современных предприятий, функциональных связей организации, бизнес – среде. Результаты оправдывают затраченное время.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Урок – деловая игра
(2 класс УМК «Школа ХХI века»).
Умножение и деление на 6 (Закрепление материала)
Цель: Формировать понятие конкретного смысла умножения.
Задачи урока: Отработать табличные случаи умножения и деления на 6; изученные случаи умножения и деления; порядок действий в вычислениях со скобками; познакомить учащихся с экономическими понятиями, экономической терминологией через решение простых задач; способствовать развитию логического мышления, внимания, смекалки.
- Организационный момент. Устный счет.
Открываем очередное заседание совета директоров акционерного предприятия «Лесное экономическое содружество». Прошу совет директоров заполнить в своих акциях пустые места числами по определенной закономерности, используя таблицу умножения.
Учащиеся выполняют задание.
12 | 18 | 54 | 24 | ||||
6 | 8 | 3 | 6 | 7 | |||
6 | 2 | 6 | 5 | 9 | 6 | 4 |
Проверка: на доске заполняется контрольная акция. Учащиеся по очереди объясняют вставленные числа.
36 | 48 | 30 | 42 | ||||
6 | 6 | 6 | |||||
6 |
Если вы правильно заполнили пустые места в акции, отметьте количество правильных ответов в звёздочке.
- Объявление целей урока
Сегодня нам предстоит решить несколько экономических (хозяйственных) вопросов о подготовке к зиме «Лесного экономического содружества», разобрать телеграммы и сообщения, поступившие от наших акционеров. Приступим к работе.
- Срочное сообщение
По радиотелефону только что получено срочное сообщение: наш акционер Зайчиков быстро бежит по тропинке. Он от кого-то убегает, но не знает от кого. Просит помощи – быстро выполнить указанные действия. Результаты этих выражений соотнесите с буквами и узнаете, от кого убегает Зайчиков, нужна ли ему помощь? Для правильного решения числовых выражений нужно вспомнить порядок действия в выражениях со скобками. Запишите в тетради число и выполните это задание. На доске записаны числовые выражения и шифр к ним. Учащиеся решают выражения, записывая решение в тетрадь.
(30 + 6) : 6 шифр о – 6
(24 : 6) х 4 н – 54
(30 – 6) : 5 т –16
2 х 9 : 6 л – 3
6 х (15 – 7) я – 5
9 х (13 – 7) е – 48
(25 – 5) : 4
Кто уже узнал, от кого убегает Зайчиков (От оленя) Передадим Зайчикову, что ему некого бояться. Проверим правильность вычислений.
Продолжаем разбор телеграмм.
- Работа по учебнику
А вот телеграмма от Зайчихиной: «Помогите решить задачи на странице 77 № 240»
Откройте учебник и прочитайте тексты задач.
- 18 редисок связали в пучки по 6 редисок в каждом. Сколько пучков получилось?
- 18 редисок связали в 3 пучка поровну. Сколько редисок в одном пучке?
Учащиеся читают текст задачи, решают её с объяснением выбора действия. Сравните задачи и их решения. Сделайте вывод.
- Физкультминутка
Объявляю перерыв в заседании. Далее нам предстоит рассмотреть вопросы на товарной бирже, заслушать отчет о распределении доходов.
- Товарная биржа
Переходим к делам на товарной бирже. По установленному там правилу, разложив орехи кучками в определенной последовательности, наш брокер Белочкин две кучки прикрыл листьями. Сколько орехов под листьями? Запишите.
4 8 12 20
грецкие лесные |
Учащиеся определяют, какие числа спрятались под «листьями» и вписывают их в бланки ответов. При проверке учащиеся записывают количество правильно выбранных чисел и проставляют баллы в звёздочке.
Чтобы заключить выгодный для нашего сообщества контракт, нам по этим данным необходимо ответить на вопрос.
Используя данные логического ряда, Брокер заключил контракт на продажу шестой части лесных орехов, которые имеются на бирже. Нас интересует, сколько лесных орехов осталось не проданными?
Ваше мнение по этой задаче? Что известно в задаче? Что нужно найти? Что нужно знать, чтобы узнать остаток орехов? Можем ли мы узнать шестую часть числа? Как? Составьте правильно контракт, т.е. правильно решите задачу в бланке ответов. При проверке учащиеся выставляют количество баллов за правильно решенную задачу.
- Отчет о распределении прибыли
Переходим к самому приятному вопросу. Благодаря грамотной и слаженной работе нашего содружества мы получили большую прибыль. Часть её пошла на строительство новых домов для наших акционеров. Прошу каждого высказать свое мнение по вопросу, кого в какой дом заселить. Это множители. Их произведение должно соответствовать тому числу, которое написано на крыше дома.
При проверке, подсчитываются правильно подобранные множители и засчитывается количество баллов за это задание в бланке ответов.
- Итог урока. Рефлексия
Подсчитайте количество очков, набранных вами за урок. Оцените себя. Выскажите своё мнение об уроке.
На проведенном заседании вы все показали хорошие знания в вопросах экономики. Ведь в любой сфере деятельности не может быть грамотным специалист без экономических знаний.
Спасибо за работу!
Для работы на уроке разработала бланк ответа, который позволит каждому ученику не только работать в темпе со всем классом, но и оценить свою работу в конце урока.
БЛАНК ОТВЕТА_______________________________________
члена совета директоров «Лесное экономическое содружество»
1. Акция
12 | 18 | 54 | 24 | ||||
6 | 8 | 3 | 6 | 7 | |||
6 | 2 | 6 | 5 | 9 | 6 | 4 |
2. Товарная биржа
4 8 12 20
грецкие лесные |
Определите, сколько грецких и лесных орехов поступило на товарную биржу?
Брокер заключил контракт на продажу шестой части лесных орехов, которые имеются на бирже. Сколько лесных орехов осталось не проданными?
Решение: :
Ответ: ___________________________________________________________
3. Отчет о распределении прибыли
Сосчитай, сколько очков ты набрал?
Личный вклад:
Оцени себя:
15 очков – отлично поработал
14 – 13 очков – ты был не очень внимателен, старайся сосредоточиться на работе.
12 – 7 очков – тебе нужно повторить таблицу умножения и деления, старайся, у тебя всё получится.
6 очков и меньше – обрати внимание! Ты отстал! Тебе нужно выучить таблицу умножения. Твой результат сразу станет лучше! Успеха тебе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения,стимулирования к учебной деятельности....
"Использование игровых технологий как средство повышения учебно-познавательного интереса к изучению немецкого языка в начальной школе"
Игра способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении иностранного языка. Она несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает учебный процесс радостным, творческим и коллективн...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙВажнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий», умение учи...
Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»
Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...
Использование игровых технологий в учебной деятельности
Использование игровых технологий в учебной деятельности...
Сообщение к семинару «Использование игровых технологий в формировании базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью».
Сообщение раскрывает роль игровой технологии в формировании БУД у обучающихся 1 и 1 дополнительного классов....
Использование игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе с использованием интернет ресурсов
В презентации описывается применение игровых технологий на уроках иностранного языкав начальной школе с использованием интернет ресурсов...