Статья "Игровые технологии во внеурочной деятельности"
статья
Роль учителя начальной школы заключается в том, чтобы учить учитьСЯ. В связи с переходом на ФГОС второго поколения эта роль не может не измениться и здесь важно понять, в чём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_uchitelya_pri_vnedrenii_fgos.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 538 с углубленным изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга
Автор: Прокопович Алла Борисовна,
учитель начальных классов,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург, 2012 г.
Роль учителя начальной школы в переходе на работу
по новым образовательным стандартам
Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе параллельно существует несколько учебно – методических комплектов, представляющих три образовательные системы начального образования (традиционную, систему Л.В.Занкова, систему Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).
Почему при таком разнообразии учебников большинство педагогов начальной школы продолжают работать по одним и тем же учебникам?
Один из ответов на этот вопрос связан с продолжением ориентации начальной школы на традиционные знания, умения и навыки.
Роль учителя начальной школы заключается в том, чтобы учить учитьСЯ. В связи с переходом на ФГОС второго поколения эта роль не может не измениться и здесь важно понять, в чём.
«Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения... прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью... способны к сотрудничеству... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».
Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Как учителю работать по новым стандартам? Во-первых, измениться самому, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем. Только мы - учителя поможем детям учиться по новым стандартам.
Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу, ведь он приступает к учебной деятельности? Да… если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать. Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто. Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Это стало одной из причин разработки ФГОС второго поколения, который представляет собой «совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся».
В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.
На современном этапе обучения учитель начальной школы должен осуществить переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личности ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Нельзя представлять себе дело так, будто учебная деятельность становится ведущей автоматически: поступил ребенок в школу, начал учиться, и тем самым школа и учение заняли в его жизни главное место.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Сейчас эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности.
Организация внеурочной деятельности детей (духовно-нравственное развитие). Включение детей в реализацию социальных проектов. Учитель должен осваивать современные образовательные технологии (индивидуальный подход; системно- деятельностный подход; компетентностный подход + фундаментальность предметных знаний; Использование ИКТ; реализация здоровьесберегающих технологий.
Учебная деятельность - сложное по своей структуре образование. В нее входят, во-первых, учебно-познавательные мотивы; во-вторых, учебные задачи и составляющие их операторное содержание учебные операции; в-третьих, контроль; в-четвертых, оценка.
Формирование учебной деятельности - весьма сложный и длительный процесс. Она формируется в совместной работе с учителем. Ребенок, пришедший в школу, не обладает учебной деятельностью.
Роль учителя начальных классов заключается в том, что бы научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность.
«Я сам осваиваю мир» - это импульс к развитию.
Литература:
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.
- Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли./ Под ред. А. Г. Асмолова.
- Проектные задачи
в начальной школе./ Под ред.А.Б.Воронцова. - Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
- О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего о...
Игровые технологии во внеурочной деятельности
Подвижные игры для использования во внеурочной деятельности в зимний период....
Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности
Если бы компьютер не был изобретенкак универсальное техническое устройство,его следовало бы изобрестиспециально для целей образования. ...
Техника оригами на уроках технологии и внеурочной деятельности.
Из опыта работы по технике оригами с учащимися начальной школы....
Техника оригами на уроках технологии и внеурочной деятельности.
Из опыта работы по технике оригами с учащимися начальной школы....
Техника оригами на уроках технологии и внеурочной деятельности.
Из опыта работы по технике оригами с учащимися начальной школы....
Применение здоровьесберегающей технологии во внеурочной деятельности
С введение ФГОС второго поколения, в работу каждого педагога вошла внеурочная деятельность. Черезмерные нагрузки на учащихся очень ухудшают их здоровье. Значит, мы должны разработать...
Комментарии
статья