"Самооценка учебной деятельности"
статья на тему
Системно-деятельностный подход в школьном образовании, который постепенно заменяет традиционный процесс, предполагает максимальное вовлечение школьников в процесс познания – передачу им роли активного исследователя и гораздо большей ответственности за результат своего обучения. В этом свете встает вопрос самоконтроля и самооценки школьников, особенно начальных классов,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Даммерт Людмила Николаевна
учитель ГБОУ гимназии 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Самооценка учебной деятельности
Необходимость самооценки
Системно-деятельностный подход в школьном образовании, который постепенно заменяет традиционный процесс, предполагает максимальное вовлечение школьников в процесс познания – передачу им роли активного исследователя и гораздо большей ответственности за результат своего обучения. В этом свете встает вопрос самоконтроля и самооценки школьников, особенно начальных классов, т.к. именно в этот период могут сформироваться эти навыки, а могут и не сформироваться, в зависимости от успешности их развития силами родителей и учителей, а также нахождения мотивации у детей. Кроме того, первичная потребность в самооценке («насколько хорошо я знаю это, я умею это») будет в последующем утрачена, если не получит подкрепления механизмами своей реализации. Это означает, что в старших классах такому ученику будет сложнее учиться.
Особенность оценивания, т.е. оценки результатов, состоит в ее двойственном характере. С одной стороны, оценка является элементом содержания образовательного процесса, и этот элемент подлежит такому же формированию и развитию, как и любой другой. С другой стороны, оценивание позволяет получать общую и частную картины о процессе обучения в целом, а также контролировать прогресс конкретных учеников в достижении планируемых результатов. Здесь же формируется база для учеников, учителей и родителей, чтобы они могли влиять на эффективность образовательного процесса.
Вовлечение в оценочную деятельность учеников путем развития у них навыков самооценки происходит за счет обучения детей постановке вопросов и заданий, отвечая на которые учащийся смог бы осознать свой уровень владения темой, и наметить шаги для дополнительного изучения материала. Т.е. самооценка проводит границу между «что я знаю» и «чего я не знаю». Также очерчивается «промежуточная» область «что я знаю и умею не очень хорошо».
Кроме того, эти навыки закладывают базу для самоанализа, безусловно необходимого для эффективного личностного роста любого человека.
Реализация
В Приложении 1 приводится в качестве примеров листы самооценки по математике и чтению, с которыми работают школьники начальных классов.
Так же, как и к любому уроку, к занятиям по самооценке учителю необходимо готовиться. Уточнению подлежат:
– начальный объем знаний для самооценки,
– момент введения самооценки в практику урока,
– какие ученики первыми будут вовлечены в самооценку (наиболее успевающие),
– какие вопросы будут предложены для самооценки и т.д.
На первом этапе внедрения самооценочной деятельности учитель, безусловно, помогает детям и ставить перед собою вопросы, и искать ответы на них. Но уже на втором-третьем занятии ученики должны самостоятельно искать ответы на вопросы и выносить суждения по своему уровню знания. Эти суждения могут быть как завышены, так и занижены. Главная роль учителя на этом этапе состоит в обратной связи – почему именно ученик неверно оценивает свое знание в данном конкретном вопросе, т.е. каковы критерии верной оценки.
Характерные вопросы на начальном этапе обучения самооцениванию:
«С чего начинается оценивание моей работы?»
«Что оценивается в моей работе?»
«Как правильно представить результаты оценивания?»
Большой помощью школьникам для самостоятельной работы по самооценке будет образец, сверяясь с которым ученики могут заполнять свои листы и одновременно контролировать себя.
Один из эффективных приемов самооценки – сравнение оценки учителя с самооценкой школьника в одном листе. Ученик получает подкрепление, видя, что его оценка совпадает с оценкой учителя и одновременно появляется хорошая возможность проанализировать случаи, где оценки расходятся и провести коррекционную работу.
Важнейшим условием оценивания учителем является такая подача оценки (форма), при которой нет резкого и готового решения. Оценка должна побуждать ученика вернуться на шаг назад и задуматься – «что было сделано не так» или «почему так получилось». Для этого хорошо подходят символические опорные сигналы, данные в знакомых и однозначно понимаемых всеми образах.
Например, образ лестницы. Это рост, повышение уровня, результатов. На верхней ступеньке можно задать ориентир (идеал) – к чему мы стремимся. Ступенька с текущим результатом наглядно показывает и пройденный путь и то, сколько осталось. Называться этот инструмент может по-разному, важно, чтобы название мотивировало. Например, «Лестница успеха».
Образ солнца, солнышка так же хорошо понятен каждому и формирует позитивные чувства. Окрашивая рисунок солнца в разные заранее оговоренные цвета, ребенок и учитель могут отразить свою оценку (красный – что-то не так, нужно вернуться и разобраться; желтый – получилось, но есть замечания, подумай, какие; зеленый – ура, все получилось и т.д.)
Образ дерева хорошо помогает в отображении накопления знаний или достижений (листочки). Кроме того, в более сложной интерпретации, ветви и веточки дерева могут выступать в качестве знаний, а листья – в качестве достижений и умений школьника.
По мере освоения школьниками самооценки следует переходить к листам самоконтроля или самооценки, где все большее внимание уделяется вербальному выражению – т.е. постановке и ответам на контрольные вопросы.
Общая структура может быть такой:
Создается проблемная ситуация – для формулирования темы урока и постановки целей.
Определяются виды деятельности на уроке, выстраиваются критерии их оценки (правильно, аккуратно, получилось/не получилось и т.д.)
Самооценка – простановка соответствующих знаков там, где, по мнению ученика находится его уровень выполнения урока.
Оценка учителя. Используется цветовая схема, например, описанная выше.
Поощрение. Самооценка в младшей школе неразрывно связана с положительным подкреплением со стороны старших – т.е. учителей и родителей. Не будет положительной обратной связи – ребенок постепенно разочаруется в самооценке и все первоначальные труды окажутся напрасными. Вот лишь некоторые аспекты, за что всегда можно похвалить ребенка в процессе самооценки:
– умение сомневаться;
– готовность защищать свою точку зрения;
– способность оценить свою работу;
– стремление находить и исправлять свои ошибки.
Выводы
В результате формирования самооценочной деятельности у школьников начальных классов развиваются самокритичность и самостоятельность. Повышается уровень наблюдательности и глубина мышления, развивается способность к самоанализу и анализу. Все эти качества будт с лихвой востребованы в классах старшей школы и далее, во взрослой жизни. Разнообразие методов и форм формирования самооценки и самоконтроля у младших школьников оказывает положительное влияние на личностное развитие детей.
Литература.
- Оценка без отметки. Сборник. Составитель О.Варшавер – М.
- Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова, А.Я.Горбылева. Методика оценки учебных достижений в начальной школе. – М.: Аркти. 2006.
- Начальная школа плюс до и после. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. № 2–2007., 4–2004 г., 6–2005 г.
Приложение 1
Лист самооценки деятельности ученика ________________ на уроках чтения
дата
Постановка учебной задачи урока
Я понимаю и сам формулирую учебную задачу урока
Я понимаю задачу урока, которую сформулировали другие
Я не понимаю, чему я должен учиться на этом уроке
Поисковое чтение
Я сам ищу в тексте ответы на вопросы
Я нахожу и читаю в тексте отрывки, которые нашли другие
Я не могу найти в тексте ответы на вопросы
Активность работы на уроке
Я часто поднимаю руку и отвечаю на вопросы учителя
Я отвечаю только тогда, когда меня спрашивают
Я часто не могу ответить на вопрос
Выполнение учебной задачи урока
Я выполнил учебную задачу и научился тому, чему планировал научиться
Я не выполнил учебную задачу и еще испытываю трудности
Моя оценка работы на уроке
Отметка учителя
Лист самооценки деятельности ученика_________________ на уроках математики
дата
Постановка учебной задачи урока
Я понимаю и сам формулирую учебную задачу урока
Я понимаю задачу урока, которую сформулировали другие
Я не понимаю, чему я должен учиться на этом уроке
Устный счет
Я верно решил все примеры
Я допустил 1-2 ошибки
Я допустил 3 ошибки или больше
Решение примеров
Я верно решил все примеры
Я допустил 1-2 ошибки
Я допустил 3 ошибки или больше
Решение задач
Я сам понимаю правильный ход решения задачи
Мне нужно подсказать порядок действий в задаче
Я не могу сам решить задачу
Активность работы на уроке
Я часто поднимаю руку и отвечаю на вопросы учителя
Я отвечаю только тогда, когда меня спрашивают
Я часто не могу ответить на вопрос
Выполнение учебной задачи урока
Я выполнил учебную задачу и научился тому, чему планировал научиться
Я не выполнил учебную задачу и еще испытываю трудности
Моя оценка работы на уроке
Оценка учителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинг результатов учебной деятельности обучающихся, как способ формирования самооценки и самоконтроля младших школьников
В статье описывается способ внедрения рейтинговой системы оценивания результатов учебной деятельности, которая способствует созданию условий, направленных на формирование у школьников адекватной...

Тема исследования: Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному....

Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности как инструмента реализации требований ФГОС НОО
Сформированность самооценки школьника во многом определяет активность и направленность его социальной позиции, подготовлен...

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности.
В работе представлены виды самоконтроля и описаны уровни сформированности самоконтроля у учащихся....

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности.
Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности....
Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности
Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности...

Статья "Самооценка учебной деятельности"
Системно-деятельностный подход в школьном образовании, который постепенно заменяет традиционный процесс, предполагает максимальное вовлечение школьников в процесс познания – передачу им роли активного...