Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности.
материал на тему
Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samokontrol_i_samootsenka_v_uchebnoy_deyatelnosti.docx | 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности.
В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса. Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Поэтому все усилия, должны быть направлены на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.
Как сказал Леонид Константинович Максимов, главным в учебной деятельности ребёнка является понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом добиваясь, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе изучения предмета, ощущал своё развитие.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1-й этап: Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого учитель должен:
- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
- выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев;
2-й этап: Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
Работа в парах и взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
3-й этап: Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
Л. К. Максимов выделяет 3 вида самооценки:
- Прогностическая оценка (производится до выполнения работы).
Например: ученик, прочитав задание, в тетради чертит 3 шкалы, обозначенные буквами Л (легко), Т (трудно), С (сомневаюсь) и ставит крестик на той шкале, к которой он относит это задание.
- Пошаговая оценка (производится по ходу выполнения действий). Оценивается каждый шаг, каждое действие.
- Ретроспективная оценка (после выполнения действия).
Например: на той же шкале (ЛТС) ребенок ставит еще один крестик, но уже другим цветом.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
А если эту работу проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рейтинг результатов учебной деятельности обучающихся, как способ формирования самооценки и самоконтроля младших школьников
В статье описывается способ внедрения рейтинговой системы оценивания результатов учебной деятельности, которая способствует созданию условий, направленных на формирование у школьников адекватной...
САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЛИЧНОСТНОГО ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЁНКА
В требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения на первыйплан выдвигается задачаразвития личности ребенка на основе освоения универса...
Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности.
В работе представлены виды самоконтроля и описаны уровни сформированности самоконтроля у учащихся....
Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности
Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности...
Роль самооценки в учебной деятельности учащихся
Выступление на МО...
Образцы листов самоконтроля и самооценки деятельности учащихся на уроке.
Образцы листов самоконтроля и самооценки деятельности учащихся на уроке для начальной школы. Материал взят с сайта "Урок РФ"...
Приемы формирования у учащихся основ самоконтроля и самооценки в процессе учебной деятельности
Согласно ФГОС подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должен быть комплексным, то есть позволяющим вести оценку личностных, метапредметных ...