Игровые технологии
статья на тему

Попова Людмила Александровна

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление.

I.   Пояснительная записка. (Введение.)        

II. Теоретическая часть.

  1. Сущность понятий  «игра» и «игровые технологии».
  2. Классификация педагогических игр.
  3. Особенности игровых технологий.

      а) игровые технологии в дошкольном периоде.

      б) игровые технологии в младшем школьном возрасте.

      в) игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

      4.Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды.

      5. Деловые игры.

      6. Урок с дидактической игрой.

      7. Урок – ролевая игра.

      8.Игровая деятельность на уроках математики в начальной школе.

      9. Заключение.

III. Практическая часть. (Конспект урока)

IV. Список литературы.

V. Приложение.

- аудиозапись «Ужасно интересно» из м/ф «38 попугаев»

- аудиозапись из м/ф «Зарядка для хвоста».

       

Человеческая культура возникла и развёртывается

в игре, как игра.

                                                                                                                И. Хейзинга

I.Введение.

Поиск новых форм и приёмов изучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идём, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность  школьников за результаты учебного труда.

Девиз педагогической деятельности должен звучать так: « Учение без принуждения». Задача - сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

 Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» даёт определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба.  Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, как в тематическом отношении, так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра - своеобразный «доктор», который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребёнку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное мышление, коммуникабельность.Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении.

Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приёмы учения.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть её ближайшие результаты. Игровые технологии способствуют раскрытию внутренних ресурсов личности ученика, выявлению уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Суммируясь в личности ученика, эти ресурсы увеличивают его творческий потенциал.

Таким образом, в связи с актуальностью данной проблемы мной сформулирована тема «Использование игровых технологий на уроках математики.»

II. Теоретическая часть.

1.Сущность понятий  «игра» и «игровые технологии».

Урок – одна из основных форм обучения. Суметь сделать его интересным, насыщенным – дело не простое! Наряду с традиционными формами обучения применяются и нетрадиционные. Одной из эффективных форм по закреплению (обобщению) изученной темы может быть  игра.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Учителю необходимо организовать игровую деятельность с учётом специфики возраста и направленности игр. Игра становится приёмом обучения, направленным на моделирование реальной действительности и мотивацию учебной деятельности, а также формой активного обучения и организации учебной деятельности

Результатом каждой игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже существующих. Игра может быть как самостоятельной дидактической единицей, так и элементом при использовании любой другой технологии обучения. Игра универсальна, т. к. возможна на любом этапе урока, при любой его форме. Задачей учителя является совместить значимое для ребенка и значимое с точки зрения процесса обучения, науки.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-   коммуникативную: освоение диалектики общения;

-   самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-   игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

•       свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

•       творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.

•  эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

•       наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

         В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-   как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-   в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-   как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  •  учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  •  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

2. Классификация педагогических игр

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание

элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на:

-  физические (двигательные);

-  интеллектуальные (умственные);

-  трудовые;

-  социальные;

-  психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г)коммуникативные, диагностические, профориентационные,

психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов:

-  предметные;

-  сюжетные;

-  ролевые;

-  деловые;

- имитационные;

-игры-драматизации.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам:

- математические, химические, биологические, физические, экологические

- музыкальные, театральные, литературные         

- трудовые, технические, производственные

- физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные

- общественные, управленческие, экономические, коммерческие

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда. Различают игры:

- с предметами и без предметов;

- настольные, комнатные,  уличные, на местности;

- компьютерные, телевизионные и с ТСО

- технические со средствами передвижения

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрущки -предметы- дети познают форму, цвет, объём, материал, мир животных, мир людей и т.п.

Сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Это игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный приём или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом.

Игры -путешествия  носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: пожарного, спасателя, медицинского работника, сотрудника ГОЧС и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путём внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Строительные, трудовые, технические, конструкторские игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

Интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путём сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывает пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Классификационные параметры игровых технологий:

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

По характеру содержания: все виды + проникающие.

По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

По организационным формам: все формы.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массовая, все категории.

Спектр целевых ориентаций:

•   Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

•   Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

•   Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий

•   Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

•   Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

•   Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтъев).

•   Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

•   Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

•   В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

3.Особенности игровых технологий

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний -общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

Игровые технологии в дошкольном периоде

Ролевой игрой ребёнок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Технология развивающих игр Б.П.Никитина

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, верёвками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребёнке. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

 В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

         Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

•   развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

•   их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

•   поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;

•   развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте.

          Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счёту, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В неё включаются последовательно:

-  игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

-  группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др.

         При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения.  

Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина.

Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевлённого персонажа (октава - жирафа, терция - сестрица, диссонанс - злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трёхлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

4.Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды.

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого- педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы 20 века. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке офицеров применяются военные игры, для актёров существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей – специальные тренинги.

Обучающие игры выполняют 3 основные функции:

  • Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
  • Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;
  • Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.

Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая – в дидактических, последняя – в ролевых играх.

Для повышения эффективности обучающей игры её технология должна отвечать определенным требованиям:

  • Игра должна соответствовать целям обучения;
  • Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию;
  • Необходима определённая психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;
  • Возможность использования творческих элементов в игре;
  • Преподаватель (психолог) должен выступать не только в роли

руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.

Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:

1) Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка её участников;

2) Организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них;

3) Проведение игры, в результуте которой должна быть решена поставленная задача;

4) Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами ( психологом, педагогом).

Следует отметить, что в обучающих играх используется не только игровой метод как таковой. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.

Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некторую специфику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности:

  • имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определенных производственных навыков. Так, в игре «Импод» имитируется организационно-экономическая деятельность условного швейного производства. Участники игры разрабатывают основные этапы своего швейного производства, а также применяют полученные практические навыки по моделированию и пошиву изделий.
  • сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет(играет) определенную роль.

Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры.

  • инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе- развивающих «пространствах» - например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий.

Если вышеперечисленные виды игр различались по методу, то принцип выделения последних – это цель, назначение игры, состоящая в формировании определённых навыков управления конкретной ситуацией.

  • организационно-деятельностные. В них акцент ставится на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другим формам групповой работы.
  • деловые тренинги.

Эта классификация не является окончательной и может быть продолжена.

Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и могут сочетаться и взаимодополнять друг друга– например, может быть ролевая деловая игра, инновационно-имитационная и т.д. Ярким примером сферы применения такого вида игр является обучение иностранному языку. В этом случае в играх сочетаются различные методы, направленные на совершенстование навыков владения языком. Так, в игре «Презентация» студентам необходимо представить свою «фирму» на получение «кредита от банка» на английском языке. Аргументируя свои позиции, они воспроизводят различные ситуации делового общения, что даёт им не только возможность языковой практики, но и позволяет развить определённые деловые качества и творческие способности, которые могут быть полезны в их будущей профессии.

Одной из наиболее эффективных методик выступает деловая игра. В процессе её моделирования определяется проблемная ситуация (кейс), и цель игры состоит в поиске путей её разрешения. Деловые игры применяются как в образовательной, так и деловой сферах. Пример - игра «Новый менеджер». (Эта игра использовалась при конкурсном отборе на должность менеджера в конкретную фирму). Ход игры включал 3 этапа – доклад кандидата, кейс-стадии (участие в конкретных ситуациях) и групповое решение проблем.

Здесь от кандидатов требовалось не просто показать свои знания, но сделать это наилучшим образом, т.е. проявить компетентность и оригинальность при решении управленческих задач.

Деловые игры в образовательном процессе часто используются при изучении экономических дисциплин. Так, например, игра «Инвестор» ставит целью планирование и организацию инвестиционного проекта, что позволяет учащимся усвоить понимание целей и задач инвестиционной деятельности.

В целом в процессе деловой игры у её участников формируется и закрепляется механизм поиска решения проблемы. Кроме того, она оказывает корректирующее влияние на психологию учащихся, т.к. лишена психологической напряжённости, присущей традиционным формам обучения и ориентирует участников на более полное восприятие учебного процесса.

Психологические игры, проводимые для бизнесменов, позволяют выявить у них специфические качества и навыки, необходимые для управления/руководства фирмой, делового общения, создания и поддержания «духа компании». Во время психологических тренингов игры могут носить и раскрепощающий характер. Так, например, игра «Знакомство деловых партнёров» направлена на создание благоприятной атмосферы в группе. «Эффективная коммуникация»- пример психологического тренинга.

Оновная цель тренинга состояла в обучении участников навыкам эффективного общения, т.е.такого, от которого сам человек и его слушатели получали бы удовлетворение.

В процессе тренинга (который проходил 3 дня) участники усвоили основные принципы вербального и невербального общения, получили не только коммуникативные навыки, но и навыки «обратной связи»(умение слушать), научились элементам переговорного процесса и поведению в конфликтной ситуации общения. Всё это было достигнуто благодаря использованию различных психологических методов: тестов, упражнений, групповых обсуждений и самотосятельной работы. Особое место отводилось формированию личностной позиции («Я-концепция»), усвоению психологических моделей (например, модель «Айсберг», отражающая механизм и аксиомы коммуникации). Каждый этап тренинга - игра или психологическая методика - сопровождался анализом высококвалифицированного психолога-ведущего. Использование этих и других технологий способствовало органичному сочетанию теории и практики и делало сам тренинг динамичным.

В результате тренинг помог участникам научиться правильно оценивать себя и других, эффективно строить общение с другими людьми как в повседневной жизни, так и в деловых ситуациях и, конечно, любить сам процесс общения.

Завершая рассмотрение деловых игр, отметим, что они обучают:

  • сопоставлять свое мнение с мнением других;
  • оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитета и степень доверия со стороны коллектива;
  • находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и межличностном общении;
  • осозновать свои поведенческие и психологические установки;
  • выполнять различные функциональные роли и др.

Итак, роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о роли деловых игр, известный отечественный педагог и психолог М.И.Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия в деловых играх.

О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.

Обучающие игры в целом и деловые в частности имеют также психологическое значение и широко применяется в деловой сфере, способствуя развитию профессиональных и личностных качеств бизнесменов.

Обучающие игры представляют собой действенные технологии, которые находят применение как в обучении, так и во многих других сферах деятельности. В педагогике они способствуют активизации учебного процесса, пробуждение творческого начала учащихся. При подготовке специалистов психологические тренинги с использованием игрового метода позволяют в игровых ситуациях найти решение проблемам, часто имеющим место в жизни, повысить заинтерисованность участников, а также создают открытую атмосферу общения.

5. Деловые игры.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». В нём разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

    Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:

  • Моделирование приближённых к реальной жизни ситуаций;
  • Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
  • Наличие конфликтных ситуаций;
  • Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
  • Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
  • Контроль игрового времени;
  • Элементы состязательности;
  • Правила, системы оценок хода и результатов игры.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Технологическая схема деловой игры:

1. Этап подготовки:

а) разработка игры   - разработка сценария

                                   - план деловой игры

                                   - общее описание игры

                                   - содержание инструктажа

                                   - подготовка материального обеспечения

б)ввод в игру             - постановка проблемы, целей

                                    - условия, инструктаж

                                    -  регламент, правила

                                    - распределение ролей

                                    - формирование групп

                                    - консультации

2.Этап проведения

а)групповая работа над заданием  

                                  - работа с источниками

                                  - тренинг

                                  - мозговой штурм

                                  - работа с игротехником

б)межгрупповая дискуссия  

                                  - выступления групп

                                  - защита результатов

                                  -правила дискуссии

                                  - работа экспертов

3. Этап анализа и обобщения

                                  - вывод из игры

                                  - анализ, рефлексия

                                  - оценка и самооценка работы

                                  - выводы и обобщения

                                  - рекомендации

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

6. Урок с дидактической игрой.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.

         Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

         Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

         Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности

дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

  Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.

Существуют определённые требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

           Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определённым учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определённом дидактическом материале и методике его применения.

    Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

7. Урок – ролевая игра.

   Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

  • Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
  • Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
  • Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

   Формы проведения ролевой игры:

-  воображение путешествия;

- дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.

   В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

 Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по предметам (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

8.Игровая деятельность на уроках математики в начальной школе.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Уроки с использованием игр и игровых ситуаций являются эффективным средством повышения качества обучения и воспитания, т.к. введение игрового сюжета привлекает внимание учащихся всего класса.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры.

Отдельные упражнения из занимательной математики, математические игры могут доставлять детям удовольствие и служить средством разумного отдыха. Надо только умело подбирать математические задания, чтобы они вызывали интерес у младших школьников, ибо возбудить интерес детей к математике – это главная цель.

Игровая деятельность на уроках математики повышает интерес детей, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлечённые игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Игра делает некоторые элементы урока эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой, стройность мыслей при решении логической задачи.

Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют ролевые игры. Математические игры бывают связаны с определёнными сюжетами. Иногда эти сюжеты подсказываются названием игры: «Поймай рыбку», «Футбол», «Борьба за цифру», «День и ночь» и т.д. В ряде игр сюжет связан с путешествиями: «Полёт в космос», «Найди дорогу» и др. или военизированные сюжеты: «Преодолей посты».

Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания (умножения и деления) можно использовать игру «Поймай рыбку» или «Самый быстрый почтальон».

Игра «Поймай рыбку».

На доске висит таблица, на которой изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан пример: 7+8 9+6 и т.д. Двое учащихся выходят к доске и решают выражения. Остальные выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведённого на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в игре.

Игра «Самый быстрый почтальон».

Учитель раздаёт пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).

Кто быстрее и правильнее разнесёт письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания (умножения и деления), внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

Многие игры и упражнения можно строить на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Например, дать самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до финиша». А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием-задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к её решению для каждого ученика разная.

Например, хорошо подготовленным ученикам предложить решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение, а слабо успевающим ученикам – составить задачу по краткой записи и закончить её решение.

Карточка 1.

                                        Цена             Количество             Стоимость

1-й покупатель         одинаковая              7м                   ? на 18 р. больше

2-й покупатель         одинаковая              5м                               ?

Составить задачу по краткой записи и реши её выражением.

Карточка 2.

                                       Цена              Количество            Стоимость

1-й покупатель         одинаковая              7м                   ? на 18р. Больше

2-й покупатель         одинаковая              5м                              ?

Решение:

  1. 7 - 5=… (м)…
  2. 18: …= (м)…

       3)

       4)

Объяснить цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом.

На таких уроках ставится цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задание, все хотят быть спортсменами.

В завершении задания на доске написать фамилии учащихся, справившихся с задачей. А тем, кому не удалось решить задачу, дать индивидуальную  помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе.

Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлечённые игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки по математике.

         Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету.

На уроках надо часто включать и логические игры, в которых путём несложных умозаключений можно получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.

Вот как можно проводить некоторые игры.

Лучший лётчик.

Провести небольшую беседу по вопросам: «Кто хочет стать лётчиком?», «Что он должен хорошо знать и уметь?». Дети обобщают: «Лётчик должен много знать и уметь, чтобы уверенно вести свой самолет. И прежде всего он должен правильно вести расчёты».

Чтобы лётчиком стать,

Чтобы в небо взлетать,

Надо много знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом

Вы заметьте-ка, друзья,

Лётчикам поможет математика.

На доске записаны три столбика выражений, под ними – рисунки самолетов. Над каждым выражением три ответа. Один из них правильный.

4   7   5                3   4   5                   8   6   7

3+2                      2+2                         5+3

5   6   7                8   9   7                   10   9   7

4+2                     10 – 3                      10 – 1  

Класс делится на три команды. В каждой назначаются лётчики. Они по команде и по очереди вычисляют значения выражений, начиная с нижнего, обводят ответ и ведут свой самолет по намеченному курсу.

В конце игры подводятся итоги.

Учитель показывает на выражение. Контролёры подтверждают ответ или исправляют ошибку, если она допущена. Определяют лучшего лётчика. Допущенные ошибки анализируются.

 Математические ручейки.

Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись, лицом друг к другу.Сказать, что только что прошёл необычный дождь – математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз, к озеру. Какой ручеёк самый быстрый, какой раньше достигнет озера?

По сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример на сложение или вычитание, на умножение или деление и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа.  Составив новое выражение, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит до озера.

Забей мяч в корзину.

На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время (5 минут)  как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом.

Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе.

9.Заключение

        Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых технологий на уроках соответствует познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников  к изучению предметов.

        Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем,

способствуют развитию познавательной активности на уроках.

        Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Применение игровых технологий в процессе обучения в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования учащихся. На помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку).

         Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии  необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:

  • проводить уроки в нетрадиционной форме;
  • раскрывать креативные способности учащихся;
  • дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся;
  • обеспечивать свободный обмен мнениями;
  • учитывать возрастные психологические особенности школьников;
  • организовывать процесс обучения в форме состязания;
  • облегчать решение учебной задачи;
  • вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
  • ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;
  • практически закреплять полученные знания;
  • формировать мотивационную сферу учащихся;
  • расширять кругозор детей, формировать навык совместной деятельности.

     Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.    

III.Конспект урока математики в 1-м классе по теме

"Длина. Сантиметр"

ЦЕЛИ:

-  познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр);

- учить измерять длину отрезка с помощью линейки;

- совместно установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков;

- развивать умение работать в паре, самостоятельно делать выводы;

- обучать приёмам самооценивания и самоконтроля;

- воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной;

- развивать математическую смекалку, логическое мышление, общеучебные навыки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

числовой отрезок, геометрический и  раздаточный материал (бечёвка длиной 20 см, кружки, прямоугольнтки), плакат, линейки с мерками в виде апельсинов и бананов,  разные виды инструментов для измерения длины (сантиметр, рулетка), аудиозапись песни “Ужасно интересно всё то, что неизвестно”,  аудиозапись из м/ф “Зарядка для хвоста”, смайлики.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Психологический и эмоциональный настрой.

                                         Прозвенел звонок веселый.

                                Мы начать урок готовы!

                                Будем слушать, рассуждать

                                И друг другу помогать.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и покажите мне, что вы готовы работать.

-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, весёлым, познавательным.)

-Что для этого нужно? (Внимательно выполнять задания, активно работать).

-Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.

 II. Актуализация знаний.

Звучит отрывок песни “Ужасно интересно” из м/ф “38 попугаев”.

1. Беседа по мультфильму.

- Ребята, вы узнали эту песенку?

- А как это “Ужасно интересно всё то, что неизвестно”? ( Когда хочется узнать всё, что еще не знаешь.)

- Что нужно делать, чтобы всё узнать? (Учиться, читать книги.)

- К нам в гости сегодня пришёл один из героев этого м/ф. А кто именно, вы  узнаете, если будете быстро и правильно отвечать на мои вопросы. Готовы?

2. Математический диктант (по числовому отрезку).

- Назовите число последующее 6.

- Назовите число предыдущее 10.

- Какое число находится справа от числа 5?

- Какое число находится слева от числа 9?

- На сколько 6 больше 2 ?

- На сколько 3 меньше 8?

- Первое слагаемое - 5, второе слагаемое - 4, найдите сумму.

- Я задумала число, вычла из него 3, получила 7. Какое число я задумала?

- На какие две группы можно разбить получившиеся ответы? (На чётные и нечётные числа.)

- Поставьте в порядке возрастания чётные числа. ( 4 6 8 10)

- Теперь переверните карточки на доске и прочитайте кто  будет у нас сегодня в гостях. (Удав - показ игрушки)

III. Постановка учебной проблемы.

1. Подводящий к проблеме диалог.

- Что делали герои в м/ф “38 попугаев”? (Измеряли удава.)      

- Но почему удав такой грустный? Как вы думаете? (Он не может понять, какой у него рост.)  

- Какие животные мерили длину удава? (Попугай, мартышка, слонёнок.)

        - Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)

        - А мартышка? (5)

        - А в попугаях длина удава? (38)

- Ребята, а удав действительно становится длиннее или короче?

- Давайте попробуем помочь удаву и тоже измерим его рост. Только будем измерять в бананах и апельсинах.

- У вас на партах лежат бечёвки («удав»), кружки (представим, что это апельсин) и прямоугольники (представим, что это банан).

- Измерьте, пожалуйста, длину бечёвки кружками. (Один ученик измеряет длину удава (игрушки) апельсином.

- Теперь измерьте длину удава бананами. (Аналогично)

2. Проблемная ситуация с удивлением.

- Что же у нас получилось? (Удав в апельсинах длиннее, чем в бананах.)

Запись на доске:

УВ = 12 бананов;

УВ = 20 апельсинов.

- Снова длина удава разная! Почему так произошло? Разве удав разный? Может, плохо считали? Может, хвостик куда-то спрятался, когда измеряли бананами? (Потому что апельсины меньше по размеру, чем бананы.)

- Значит, в чём была проблема у героев мультфильма? (В размере животных)

- А у нас в чём проблема?  (Разные фрукты)

3. Побуждение к решающей гипотезе.

- Так что нужно сделать, чтобы ваши измерения получились одинаковыми?

(Нужно взять одинаковые фрукты; нужно взять что-то другое одинаковое;

нужна одинаковая мерка.)

IV. “Открытие нового знания”.

- Правильно, нужно взять одинаковую мерку для измерения.

- Мы должны взять специальный инструмент для измерения. Кто знает, как он называется? (Линейка )

- Вот у меня линейка, а на ней мерка - апельсины, на другой линейке мерка -бананы.  (Показ).

- Можно такими линейками измерять предметы и получать одинаковые результаты? (Нет.)

         - Зависит ли результат от мерки?

        -Разные мерки – разные результаты.

- Значит, нам нужна линейка с одинаковыми мерками.

- А что такое мерка?

- Давайте посмотрим, как Петя измерил длину своего отрезка в №3 на стр. 68.

Что он для этого сделал? (Приложил линейку к отрезку.)

- Покажите ваши линейки. Рассмотрите их. Что у них одинаковое?

- Похож ли этот инструмент на числовой отрезок?

- Почему вы так решили? (Потому что есть цифры, деления.)

- Каждый отрезок имеет своё имя, которое состоит из двух заглавных букв. Петя назвал свой отрезок КМ.

- Какое число стоит напротив точки К? Почему? (0. Начало линейки.)

- Какое число называет длину отрезка? (9)

- Как вы думаете, как называется единичный отрезок на линейке? (Сантиметр)

- Давайте проверим ваши предположения и прочитаем название темы сегодняшнего урока в учебнике на с.68.

- Итак, с какой меркой длины мы сегодня будем знакомиться? (С сантиметром.)

- Посмотрите на плакат на доске. В математике принято записывать слово сантиметр сокращенно СМ. Значит, единичный отрезок математическим языком будет записываться 1 СМ. А в тетради – это 2 клетки.

- Так какую мерку длины должны были выбрать герои м/ф, чтобы правильно измерить рост удава так, чтобы никому не было обидно? (Сантиметр)

- А в  древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины, как и при счете, люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть т.е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. А также высоту дерева, срубленного  на постройку дома.

Кроме локтя применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую в одних местах называли «лапоть», а в других «фут», что в переводе с английского означает «нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и по сей день, например шагами.

- А сейчас мы вместе с нашим гостем  немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА (аудиозапись из м/ф “Зарядка для хвоста”)

V. Первичное закрепление нового материала.

- А где еще, кроме линейки в повседневной жизни встречается нам мерка длины – сантиметр? (Дома, в хозяйстве, в мастерской)

- А я вам покажу необычную линейку (показ рулетки).

- Кто знает, как она называется и где используется?  (Рулетка. Нужна дома, в строительстве, чтобы измерять большие длины.)

- А еще есть “мягкий” сантиметр (показ швейного сантиметра). Кто знает, кто пользуется такой линейкой? (швеи, портные.)

Проверка решающей гипотезы.

- Давайте с помощью линейки измерим длину отрезка Вовы в № 4 на с.68.

- Какой длины получился у вас отрезок ВК? (7см)

- У всех получился такой результат?

- И у меня тоже!

- Так почему же получился одинаковый результат, если линейки у всех разного цвета, из разного материала? (Потому что измеряли не линейками, а сантиметрами.)

- Скажите, теперь можно сравнить длины отрезков Пети и Вовы? Почему? (Можем, потому что на линейках одинаковая мерка.)

- Прочитайте правило на с. 69.

VI. Тренировочные упражнения на закрепление.

1. - Прочитайте задание № 5 на с.69.

- Сможем ли мы построить такой же отрезок АК в тетрадях? (показ построения отрезка на доске)

2. - Давайте потренируемся в измерении длин отрезков.

- Выполните № 6 на с.69 учебника.

- Какой длины отрезок Кати?

- Какой длины отрезок Вовы?

- Чей отрезок длиннее?

- Чей отрезок короче?

- На сколько сантиметров отрезок Кати больше отрезка Вовы?

- Что мы сейчас делали с отрезками?  (Сравнивали.)

- Прочитайте следующее правило на с.69.

- Значит, какие действия можно производить с мерами длин, измеренных одинаковыми мерками? (Сравнивать, складывать, вычитать.)

3. - Вот сейчас мы поможем и Пете найти длину отрезка СН. Это № 7 в учебнике (выполнение задания на доске с комментированием):

- Из каких двух маленьких отрезков состоит отрезок СН? (Из СТ и ТН.)

- Какой длины отрезок СТ? (4 см)

- Какой длины отрезок ТН? (3 см)

- Как найти целый отрезок СН? (Нужно сложить 2 части, 2 отрезка.)

- Так какой будет длина отрезка СН? (7 см)

- Запишите нужные числа в “окошки”.

- Обменяйтесь учебниками для проверки решения. Сверьте правильность записи с доской.

- Кто не нашел ошибок у своего соседа? Поставьте +

- Чей сосед допустил ошибку? (1 ученик записывает нужные числа на доске.

Обмениваются учебниками, проверяют решение)

- Запишите этот пример в тетрадях. (Записывают: 7см = 4см + 3 см)

VII. Итог урока.

- С какой меркой длины сегодня познакомились на уроке? (С сантиметром.)

- Как в математике обозначается сантиметр? (см)

- Что еще делали на уроке? ( Измеряли и чертили отрезки, сравнивали и складывали длины отрезков.)

- Понравился вам урок?

- Мне тоже понравилось, как вы поработали. Молодцы!

- Выберите смайлик, который соответствует сейчас вашему настроению, и как бы вы оценили свою работу на уроке. Нарисуйте выбранный смайлик на полях тетради. (Выбирают и рисуют смайлик.)

- Смотрите, удав перестал грустить, стал весёлым и за вашу хорошую работу хочет угостить вас бананами и апельсинами.

Домашнее задание.

- Начертить в тетради отрезок, равный стольки сантиметрам, сколько вам лет, назовите свой отрезок.

IV. Список литературы

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998

2. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе.

Издательство: Генезис, 2007 г.

3. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994

4. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. Москва, 2000 год

5. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006 год

6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002 год

7.Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. СПб,

1996,Ч.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии

       Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...