Доклад Совместная творческая деятельность учителей и родителей.
статья на тему

Филина Ирина Александровна

В докладе содержатся принципы работы учителей и родителей по формированию творческой личности ребёнка. Опубликован опыт работы школы в этом направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Совместная творческая деятельность учителей и родителей

«Воспитание ребёнка – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей.» Януш Корчак

   В современном гуманистическом понимании процесс воспитания – это именно ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (СОТРУДНИЧЕСТВО) воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению заданной цели.

   Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная творческая деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению , установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий, взаимопониманию между родителями и учителем, учителем и учащимися.

   Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

   Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

   Начальная школа — это то звено школы, где большую роль играет создание своеобразного творческого ансамбля «Дети—учителя—родители». Мы убеждены, что сегодня — как никогда раньше — школа без семьи и семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления человека. Только сообща мы можем помочь ребенку по достоинству оценить красоту окружающего мира, научиться понимать другого человека, любить и быть любимым.

   Школа никогда не предназначалась только для того, чтобы научить. «Поставить на крыло» - вот главная задача педагога и родителей. Зародить интерес, показать направление – это трудная работа и называется воспитанием. Когда у ребёнка есть крылья, учителя и родители могут надеяться, что он найдёт своё место в жизни.

   Но воспитать крылатого человека может только крылатый родитель и педагог, воспитать счастливого может счастливый, а современного человека только современный.

        Согласно Закону РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования и воспитания является свободное развитие личности ребёнка.

   Главная задача школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни  высокотехнологичном, конкурентном мире.

       Школьное  образование должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

 Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим творческую личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным».

   Таким образом,  на выходе из школы мы должны явить обществу конкурентноспособную  личность: личность инициативную, творчески мыслящую, способную нестандартно решать поставленные задачи и самостоятельно формулировать новые перспективные цели.

Что же такое творчество? По мнению учёных и психологов,

 Творчество- деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество – это необходимое условие существования, и всё что выходит за пределы рутины и в чём заключена  хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

            Наши  дети определяют творчество так:

  • Это «увлечения, которые не в тягость»,   которыми они готовы заниматься всегда;
  • это то, что человек делает своими руками и от всей души;
  • это проявление таланта, фантазии;
  • это занятие любимым делом, когда человек развивает свою фантазию и создает что-то интересное;
  • вид  деятельности, в результате которой появляется  что-то  новое;
  • это выражение себя, культурное и духовное развитие, художественное и актёрское мастерство и т.д.

Как видите,  в этих двух определениях много общего.

 Творчество – процесс не сиюминутный, не быстрый, не дающий результата сразу и сегодня. Нужно быть готовым к тому, что кинув зерно творчества в 1 классе, первый росток мы можем получить только в 10-м.

В большей степени помогают развить творческие способности родители,  классный руководитель и педагоги доп.образования. Именно, взаимодействие  этих людей способствует созданию атмосферы, в которой происходит процесс воспитания творческой личности.

Каждый ребёнок одарён по своему в той или иной степени, и главная задача классного руководителя вовремя заметить творческий потенциал ребёнка и создать условия для его  развития, привлекая к этому и родителей.

Детское творчество  неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую хочется разгадать. Роль учителя и родителей – создать обстановку отсутствия страха, пробудить фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.

Всего этого мы добились благодаря тесному сотрудничеству с семьями учащихся, которое строится по следующим принципам:

  • Первый -  принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.
  • Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.
  • Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.
  • Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна  помогать в работе и в воспитании детей.
  • Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином творческом деле с детьми.

Школой и классными руководителями давно отработан алгоритм взаимодействия с родителями:

  • Школа  (классный руководитель) информирует семью о планах работы

                         семья оценивает влияние  данной работы на детей,

  • школа (классный руководитель) раскрывает сложные проблемы,                                                 семья определяет меру содействия решению их,
  • школа (классный руководитель) приглашает принять участие в деле,

                          семья откликается на приглашение, участвует,

  • школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи,
  •                       семья предлагает помощь, выдвигает предложения,
  • школа  (класс) организует общее дело,

                                    семья участвует в общих делах.

    Всё это способствует тому, что наши ученики и родители являются активными участниками всех конкурсов: классных, школьных, районных, республиканских.

   Из последних дел: выставка поделок из природного материала, «Сладкая ярмарка», участие в акции «Добро».

   При совместной деятельности детей, педагогов и родителей каждое из мероприятий превращается в событие, позволяющее детям испытать чувство успешности, что стимулирует ученика к последующей деятельности, способствующей его саморазвитию, помогающей открывать себя, а родителей убеждает в важности и необходимости оказания помощи и поддержки своему ребенку.

В чём состоит наш успех?

Успех нашей школы в успехе детей,

В  единстве  родителей, учителей,

В тех людях, которые нас окружают,

В идеях  и  мыслях, что нас окрыляют,

В таланте, сотрудничестве и  креативе,

В совместных делах, что сближают, сдружили,

В весёлых глазах, излучающих свет, -

Во всём этом виден наш общий успех!

И чтобы признания школе добиться,

Все вместе к успеху должны  мы  стремиться!

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Сплочение коллектива учащихся и их родителей через вовлечение в совместную творческую деятельность"

Педагогический проект: "Сплочение коллектива учащихся и их родителей через вовлечение в совместную творческую деятельность"...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...

Задача учителя в совместной творческой деятельности младших школьников

У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого уче...

Задача учителя в совместной творческой деятельности младших школьников

У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого уче...

Роль учителя в совместной творческой деятельности младших школьников

У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого уче...

Роль учителя в совместной творческой деятельности младших школьников

У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого уче...

«Проектная деятельность как совместная форма деятельности учителя, ученика и родителей»

Сообщение на тему: «Проектная деятельность как совместная форма деятельностиучителя, ученика и родителей»...