Роль учителя в совместной творческой деятельности младших школьников
статья
У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого ученика, помочь ему раскрыться, способствовать его саморазвитию, оказать ему поддержку в нужный момент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya_v_sovmestnoy_tvorcheskoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя в совместной творческой деятельности младших школьников
У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого ученика, помочь ему раскрыться, способствовать его саморазвитию, оказать ему поддержку в нужный момент. Во многом решению данной проблемы способствует использование в воспитательной деятельности учителем не только нестандартных форм, способных заинтересовать детей, включить их в воспитательный процесс, но и использование такой формы воспитательной работы как совместная творческая деятельность, создающей условия для формирования субъектов деятельности, активных, инициативных, и творческих людей, умеющих конструктивно взаимодействовать между собой.
Выделяют главные черты этой методики: совместно-разделенная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность.
Виды совместных творческих дел:
1) Организаторские
2) Познавательные
3) Художественные
4) Спортивные
5) Общественно-трудовые
6) Политические
Задача учителя состоит:
1. Изучение учителем интересов и запросов ребят и осознанное совместное выдвижение и принятие цели.
Чтобы предстоящая деятельность соответствовала не просто интересам воспитанника, а интересам его развития, классный руководитель должен уметь создавать ситуацию выбора, причем выбора разумного, творческого. Для этого необходимо не только иметь установку на демократическое сотрудничество, но и владеть богатым арсеналом идей, форм и методов взаимодействия. Только тогда предстоящая деятельность будет восприниматься ребятами не как насилие взрослых, не как ущемление их интересов или бессмысленная трата времени, а как желанная, осознанная необходимость для каждого из них.
2. Учитель должен четко осознавать, существует ли такая необходимость на самом деле и какие конкретно возможности для развития тех или иных сторон личности и коллектива предоставляет планируемая деятельность. Если большинство ребят не увидят этих возможностей и классному руководителю не удастся показать ясность и необходимость предлагаемой цели, лучше и отказаться от нее. Это будет соответствовать интересам развития воспитанников в конкретных условиях и обстоятельствах.
3. Довольно часто классные руководители недооценивают значение этапа коллективного планирования и в лучшем случае ставят класс перед фактом: «Вы будете участвовать...», «На следующей неделе будет проводиться...», «Завтра после уроков все останетесь...». Обычно это вызывает незамедлительный, протест ребят, причем даже в том случае, если предстоящая деятельность значима для ребят и могла бы быть воспринята ими совсем иначе. В подобных случаях воспитанник выступает всего лишь как объект волеизъявления учителя; никакого взаимодействия между ними при этом нет. Трудно рассчитывать в такой ситуации и на взаимодействие между самими ребятами.
4. Коллективное целеполагание должно иметь не только когнитивный аспект (т.е. давать ответы на вопросы: «Что мы хотим сделать?», «Зачем мы это делаем?» и «Что мне это даст?»), но и эмоциональный.
Именно на этом этапе возникают атмосфера завтрашней радости, те самые общие настроения и переживания, которые сплачивают класс и активизируют каждого школьника. Нетрудно догадаться, какие эмоции могла вызвать у ребят в приведенном ранее примере такая подача праздника. Именно поэтому с такой неохотой они обеспечивают «строго обязательную явку», а то и вовсе игнорируют начинания классного руководителя. И в том и в другом случае копилка их индивидуального и коллективного социального опыта не только не пополняется, но и обедняется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учителя в формировании оценочной деятельности младших школьников
Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учи...
Роль учителя в организации учебной деятельности младшего школьника
Выступлкние на педагогическом совете....
Роль учителя в формировании творческой личности младшего школьника
Одним из важнейших путей совершенствования процесса обучения является использование активной модели обучения, применение методов, технологий, приемов, комплекса элементов или отдельных элементо...
Задача учителя в совместной творческой деятельности младших школьников
У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого уче...
Задача учителя в совместной творческой деятельности младших школьников
У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого уче...
Роль учителя в совместной творческой деятельности младших школьников
У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого уче...
Роль учителя в совместной творческой деятельности младших школьников
У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого уче...