Роль учителя в совместной творческой деятельности младших школьников
методическая разработка

У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого ученика, помочь ему раскрыться, способствовать его саморазвитию, оказать ему поддержку в нужный момент. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль учителя в совместной творческой деятельности младших школьников

У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого ученика, помочь ему раскрыться, способствовать его саморазвитию, оказать ему поддержку в нужный момент. Во многом решению данной проблемы способствует использование в воспитательной деятельности учителем не только нестандартных форм, способных заинтересовать детей, включить их в воспитательный процесс, но и использование такой формы воспитательной работы как совместная творческая деятельность, создающей условия для формирования субъектов деятельности, активных, инициативных, и творческих людей, умеющих конструктивно  взаимодействовать между собой.

Выделяют главные черты этой методики: совместно-разделенная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность.

Виды совместных творческих дел:

1) Организаторские

2) Познавательные

3) Художественные

4) Спортивные

5) Общественно-трудовые

6) Политические

Задача учителя состоит:

1. Изучение учителем интересов и запросов ребят и осознанное совместное выдвижение и принятие цели.

Чтобы предстоящая деятельность соответствовала не просто интересам воспитанника, а интересам его развития, классный руководитель должен уметь создавать ситуацию выбора, причем выбора разумного, творческого. Для этого необходимо не только иметь установку на демократическое сотрудничество, но и владеть богатым арсеналом идей, форм и методов взаимодействия. Только тогда предстоящая деятельность будет восприниматься ребятами не как насилие взрослых, не как ущемление их интересов или бессмысленная трата времени, а как желанная, осознанная необходимость для каждого из них.

2. Учитель должен четко осознавать, существует ли такая необходимость на самом деле и какие конкретно возможности для развития тех или иных сторон личности и коллектива предоставляет планируемая деятельность. Если большинство ребят не увидят этих возможностей и классному руководителю не удастся показать ясность и необходимость предлагаемой цели, лучше и  отказаться от нее. Это будет соответствовать интересам развития  воспитанников в конкретных условиях и обстоятельствах.

3. Довольно часто классные руководители недооценивают значение этапа коллективного планирования и в лучшем случае ста­вят класс перед фактом: «Вы будете участвовать...», «На следующей неделе будет проводиться...», «Завтра после уроков все останетесь...». Обычно это вызывает незамедлительный, протест ребят, причем даже в том случае, если предстоящая деятельность значима для ребят и могла бы быть воспринята ими совсем иначе.  В подобных случаях  воспитанник выступает всего лишь как объект волеизъявления учителя; никакого взаимодействия между ними при этом нет. Трудно рассчитывать в такой ситуации и на взаимодействие между самими ребятами.

4. Коллективное целеполагание должно иметь не только когнитивный аспект  (т.е. давать ответы на вопросы: «Что мы хотим сделать?», «Зачем мы это делаем?» и «Что мне это даст?»), но и эмоциональный.

Именно на этом этапе возникают атмосфера завтрашней радости, те самые общие настроения и переживания, которые сплачивают класс и активизируют каждого школьника. Нетрудно догадаться, какие эмоции могла вызвать у ребят в приведенном ранее примере такая подача праздника. Именно поэтому с такой неохотой они обеспечивают «строго обязательную явку», а то и вовсе игнорируют начинания классного руководителя. И в том и в другом случае копилка их индивидуального и коллективного социального опыта не только не пополняется, но и обедняется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в формировании оценочной деятельности младших школьников

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учи...

Роль учителя в формировании творческой личности младшего школьника

Одним из важнейших путей совершенствования процесса обучения является использование активной модели обучения, применение методов, технологий, приемов, комплекса элементов или отдельных элементо...

Роль воображения в развитии творческих способностей младших школьников.

Воображение по Л.С. Выготскому – это присущая только человеку, возможность создания новых образов путём переработки предшествующего опыта. Фантазия является одной из форм воображения. Младший шк...

Задача учителя в совместной творческой деятельности младших школьников

У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого уче...

Задача учителя в совместной творческой деятельности младших школьников

У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого уче...

Роль учителя в совместной творческой деятельности младших школьников

У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого уче...