Особенности исследовательской и проектной деятельности в начальных классах
статья на тему
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это позволяет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике образования. С началом 21 века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_issledovatelskoy_i_proektnoy_deyatelnosti_v_nachalnyh_klassah.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности исследовательской и проектной деятельности в начальных классах
Требования современного общества таковы, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание и развитие свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека. Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это позволяет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике образования. С началом 21 века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом. Они с раннего детства являются почемучками.
Однако среди них не все являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои как слабые, так и сильные стороны, свой дар, своя любознательность, исследовательское поведение. И если не обращать на них внимания в детстве, - это может оставить отпечаток на его дальнейшей жизни. Он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условие для исследовательского обучения.
Педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать, как ребенок учится. Это задача личностно-ориентированной педагогики, одним из методов которой является метод проектов. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я смогу эти знания применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов. Метод проекта - это способ построения образовательного процесса, это описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.
Как известно, возраст от 6 – 12 лет – очень важный период развития ребёнка. Поэтому необходимо именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.
Эпиграфом сегодня может служить китайская пословица:
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь»
Это созвучно с принципами современной прогрессивной школы:
- стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения;
- учащиеся должны уметь применять и интерпретировать (то есть толковать) информацию, а не просто заучивать её.
В настоящее время принцип гуманизации становится ведущим, и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Такой технологией сегодня является технология учебного сотрудничества.
В чём же суть технологии учебного сотрудничества?
Главная идея его состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, ценность и нужность которой осознается самим ребенком. Учебная деятельность, которая строится по принципу: «Всё из жизни, всё для жизни». Он предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Системно-деятельностный подход позволяет реализовывать базовую потребность ребенка – потребность в удовлетворении врожденного поискового рефлекса. Проблемное, поисковое и частично-поисковое обучение развивает творческое мышление, воображение детей; даёт возможность обучать групповому взаимодействию.
Системно-деятельностный подход всегда ориентирован на личностно – ориентированную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени.
Данная технология всегда предполагает решение, каких – либо проблем, при использовании разнообразных методов, средств обучения, знаний, умений из различных учебных дисциплин, а также различных областей науки, техники, технологии и творчества.
Эта деятельность относится к области и детской самодеятельности, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Особое значение исследовательской деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них работы они готовятся к весьма серьёзному учебному труду уже в начальной школе.
Что положительного даёт учащимся реализация новых стандартов в начальной школе?
- вовлечение учеников в поисковую деятельность, направленную на развитие мыслительных способностей учащихся, приобщение их к исследовательской деятельности под руководством взрослых;
- подведение ребёнка к успеху, к умению наблюдать, анализировать, делать собственные умозаключения;
- формирование навыков самостоятельной и групповой деятельности с разными источниками, в том числе в Интернете, в компьютерных программах. Например, «Обучение для будущего» - обучающие и др.
- развитие у детей умения наблюдать, сравнивать, самостоятельно делать выводы и умозаключения, проявлять творчество.
Каждый ребёнок от рождения наделён, ему одному свойственным, потенциалом развития и этот потенциал может развиться только в собственной деятельности ребёнка.
Организация учебного процесса в парадигме ФГОС второго поколения может стать качественно иной, если в своей работе учитель научится использовать технологии, нацеленные на развитие и образование учащихся.
Исследование — это творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире.
Как правило, на практике в условиях образовательного учреждения все решает не направление науки, а личность педагога, его обаяние, талант, открытость для детей, личная увлечённость данной наукой и многие другие включительно личностные характеристики.
Исследовательскую деятельность младших школьников можно организовать в трех формах:
1) Индивидуальная работа. Отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий); работа с учащимися по индивидуальной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);
2) Групповая форма (работа над совместными исследовательскими проектами в группах).
3) Массовые формы. К их числу можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференций, походах, и др.
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики и упражнения.
1 Развитие умений видеть проблему.
2 Развитие умений выдвигать гипотезы.
3 Развитие умений задавать вопросы.
4 Развитие умений давать определения понятиям.
5 Развитие умений и навыков экспериментирования.
Мы работаем над созданием проектов с 1 класса год. Дети научились работать с научной литературой, достаточно свободно выступают перед аудиторией и, что самое главное, они с нетерпением ждут этих уроков.
«Энциклопедия одного слова» (проект)
Дети решили попробовать провести исследовательскую работу над словарным словом, чтобы узнать все об этом слове и не делать ошибок в его написании. Дальше составили план исследования и приступили к практической части. Выяснили, что исследуя слово, нужно получить как можно больше новых сведений о нём. Мы собрали всю информацию об этом слове («Энциклопедию одного слова»), обобщили, обработали ее и подготовили сообщение, обсудив его, ответили на вопросы и красиво оформили свою творческую исследовательскую работу.
Над одним словом работали все, оформляя каждый свою страничку. На уроке, прочитав свою страничку, учащийся прикреплял ее к доске. В результате на доске появляется вся энциклопедия, собранная коллективно детьми. Все рады - ведь здесь есть частичка и его труда. К следующему слову у него будет уже другая страничка.
При коллективном исследовании слова с непроверяемой безударной гласной организуем на уроке обмен мнениями, дискуссионные формы познания, диалогическое общение, поощряются различные точки зрения. Это позволяет не только расширять словарный запас учащихся, но и обучать слышать, понимать и уважать точку зрения другого человека, умению вести диалог, спор, доказывать, убеждать, анализировать, рассуждать, признавать свои ошибки – идет взаимообучение.
Заключение
Внедрение проектных методов в обучение показало, что разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения. Проектные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, при этом развивается речь учащихся, формируется опыт взаимодействия в коллективе.
Таким образом, мне удалось:
- повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретению детьми опыта творческой деятельности.
На данный момент, думаю, что определенных успехов мы с ребятами достигли, но это не предел. Главное – дать каждому ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности.
Конечно, это только первые шаги, не все еще получается как хочется, но и мне и ребятам интересно. Труднее всего работать в группах, понять, что члены группы отвечают друг за друга, правильно распределить обязанности и ответственность. Для начала учимся этому, а по пути и знания и умения приобретаем. На этих занятиях передо мной стоит еще одна очень важная задача - создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, атмосферы творчества, в которой дети «купаются» и радостно творят. Я не стараюсь критиковать, поправлять их творения, а только хвалю - даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя - это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся начальных классов (экологическое воспитание).»
Педагогический проект....
Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.
Меня очень заитересовала тема: "Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах". Ведь дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим ин...
1. Особенности исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
Консультации для практического применения....
Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.
Большинство детей приходят в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей ...
Методический материал. Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.
Данный материал будет полезен учителям и воспитателям групп продленного дня при организации проектной и исследовательской деятельности в начальных классах....
Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя ...
Особенности организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
Особое значение проектно- исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным услов...