Особенности исследовательской и проектной деятельности в начальных классах
статья на тему

Белоус Галина Леонидовна

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это позволяет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике образования. С началом 21 века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности исследовательской и проектной деятельности в начальных классах

Требования современного общества таковы, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание и развитие свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека. Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это позволяет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике образования. С началом 21 века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Дети уже  рождаются  с  врождённым  поисковым  рефлексом.  Они  с  раннего  детства  являются  почемучками.

Однако  среди  них  не  все  являются  маленькими  гениями.   Но  у  любого ребёнка  есть  свои  как  слабые, так  и  сильные  стороны,  свой  дар,  своя  любознательность,  исследовательское  поведение.  И  если  не  обращать  на  них  внимания  в  детстве, - это  может  оставить  отпечаток  на  его  дальнейшей  жизни.  Он  будет  чувствовать  себя  бездарным  и  пустым  человеком.  Умения  и  навыки  исследования,  полученные  в  детстве,  легко  переносятся  в  дальнейшем  во  все  виды  деятельности.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условие для исследовательского обучения.

Педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать, как ребенок учится. Это задача личностно-ориентированной педагогики, одним из методов которой является метод проектов. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я смогу эти знания применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов. Метод проекта - это способ построения образовательного процесса, это описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.

Как  известно,  возраст  от  6 – 12  лет – очень  важный  период  развития  ребёнка.  Поэтому  необходимо  именно  в  начальной  школе  создать  психолого-педагогические  условия  для  реализации  возрастной  потребности  в  поисковой  активности.

Эпиграфом    сегодня может  служить   китайская  пословица: 

                                                           «Скажи  мне – и  я  забуду.

                                                       Покажи  мне –  и  я  запомню.

                                                Вовлеки  меня  - и  я  научусь»

 Это  созвучно  с  принципами  современной  прогрессивной  школы:

  • стимулировать  интересы  учащихся  через  творческие  задачи,   требующие  работы  воображения;
  •  учащиеся  должны  уметь  применять  и  интерпретировать  (то   есть  толковать)  информацию,  а  не  просто  заучивать  её.

В  настоящее  время  принцип  гуманизации  становится  ведущим,  и  школьная  практика  требует  конкретных  технологий,  обеспечивающих  его  реализацию.   Такой  технологией  сегодня  является  технология  учебного сотрудничества.

В  чём  же  суть  технологии учебного сотрудничества?

Главная  идея  его  состоит  в  следующем:  с  большим  увлечением  выполняется  ребёнком  только  та  деятельность,   ценность и нужность которой осознается самим ребенком.  Учебная  деятельность, которая строится по принципу:  «Всё  из  жизни,   всё  для  жизни».   Он предполагает  использование  окружающей  среды  как  лаборатории,  в  которой   происходит  процесс  познания.

        Системно-деятельностный подход  позволяет реализовывать базовую потребность ребенка – потребность  в  удовлетворении врожденного поискового рефлекса. Проблемное, поисковое и частично-поисковое обучение  развивает творческое мышление,  воображение детей;  даёт возможность  обучать  групповому  взаимодействию. 

        Системно-деятельностный подход  всегда  ориентирован  на  личностно – ориентированную  деятельность  учащихся – индивидуальную,  парную  или  групповую,  которую дети  выполняют  в  течение  определённого  отрезка   времени.

Данная  технология  всегда  предполагает  решение,  каких – либо  проблем, при  использовании  разнообразных  методов,  средств  обучения,  знаний,  умений  из  различных  учебных  дисциплин,  а  также  различных  областей  науки,  техники,  технологии  и  творчества. 

Эта деятельность  относится  к  области и детской  самодеятельности,    приносит удовлетворение ученикам,  вызывает  у  них  стойкий  познавательный  интерес.  Особое  значение  исследовательской  деятельности  младших  школьников  заключается  в  том,  что  в  процессе  интересной  для  них  работы  они  готовятся   к  весьма  серьёзному  учебному  труду  уже  в  начальной школе.                   

Что  положительного  даёт  учащимся реализация новых стандартов в начальной школе?

  • вовлечение  учеников  в  поисковую  деятельность,  направленную  на  развитие  мыслительных  способностей учащихся,  приобщение  их  к  исследовательской  деятельности  под  руководством  взрослых;
  • подведение ребёнка к  успеху,   к  умению  наблюдать,  анализировать,  делать  собственные  умозаключения;
  • формирование  навыков  самостоятельной и групповой  деятельности  с  разными  источниками,  в  том  числе   в  Интернете,  в  компьютерных  программах.   Например,  «Обучение  для  будущего» - обучающие   и др.
  • развитие у  детей  умения  наблюдать,  сравнивать,  самостоятельно  делать  выводы  и  умозаключения, проявлять  творчество.

        Каждый ребёнок от рождения наделён, ему одному свойственным, потенциалом развития и этот потенциал может развиться только в собственной деятельности ребёнка.

                Организация учебного процесса в парадигме ФГОС второго поколения может стать качественно иной, если в своей работе учитель научится использовать  технологии,  нацеленные на развитие и образование учащихся.

Исследование — это творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире.

Как правило, на практике в условиях образовательного учреждения все решает не направление науки, а личность педагога, его обаяние, талант, открытость для детей, личная увлечённость данной наукой и многие другие включительно личностные характеристики.

Исследовательскую деятельность младших школьников можно организовать в трех формах:

1) Индивидуальная работа. Отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий); работа с учащимися по индивидуальной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);

2) Групповая форма (работа над совместными исследовательскими проектами в группах).

3) Массовые формы. К их числу можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференций, походах, и др.

 Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики и упражнения.

1 Развитие умений видеть проблему.

2 Развитие умений выдвигать гипотезы.

3 Развитие умений задавать вопросы.

4 Развитие умений давать определения понятиям.

5 Развитие умений и навыков экспериментирования.

          

Мы работаем над созданием проектов с 1 класса год.  Дети научились работать с научной литературой, достаточно свободно выступают перед аудиторией и, что самое главное, они с нетерпением ждут этих уроков.

«Энциклопедия одного слова» (проект)

              Дети решили попробовать провести исследовательскую работу над словарным словом, чтобы узнать все об этом слове и не делать ошибок в его написании. Дальше составили план исследования и приступили к практической части. Выяснили, что исследуя слово, нужно получить как можно больше новых сведений о нём. Мы собрали всю   информацию об этом слове («Энциклопедию одного слова»), обобщили,  обработали  ее и подготовили сообщение, обсудив его, ответили на вопросы и красиво оформили свою творческую исследовательскую работу.

Над одним словом работали  все, оформляя каждый свою страничку. На уроке, прочитав свою страничку, учащийся прикреплял ее к доске. В результате на доске появляется вся энциклопедия, собранная коллективно детьми. Все рады - ведь здесь есть частичка и его труда. К следующему слову у него будет уже другая страничка.

При коллективном исследовании слова с непроверяемой безударной гласной  организуем на уроке обмен мнениями, дискуссионные формы познания, диалогическое общение, поощряются различные точки зрения. Это позволяет не только расширять словарный запас учащихся, но и обучать слышать, понимать и уважать точку зрения другого человека, умению вести диалог, спор, доказывать, убеждать, анализировать, рассуждать, признавать свои ошибки – идет взаимообучение.

Заключение

Внедрение проектных методов в обучение показало, что разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения. Проектные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, при этом развивается речь учащихся, формируется опыт взаимодействия в коллективе.                            

Таким образом, мне удалось:

  • повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их                          познавательной мотивированности;
  • способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • приобретению детьми опыта творческой деятельности.

На данный момент, думаю, что определенных успехов мы с ребятами достигли, но это не предел. Главное – дать каждому ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности.

Конечно, это только первые шаги, не все еще получается как хочется, но и мне и ребятам интересно. Труднее всего работать в группах, понять, что члены группы отвечают друг за друга, правильно распределить обязанности и ответственность. Для начала учимся этому, а по пути и знания и умения приобретаем. На этих занятиях передо мной стоит еще одна очень важная задача - создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, атмосферы творчества, в которой дети «купаются» и радостно творят. Я не стараюсь критиковать, поправлять их творения, а только хвалю - даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя - это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству.

      Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.

Меня очень заитересовала тема: "Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах". Ведь дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим ин...

Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.

Большинство детей приходят в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей ...

Методический материал. Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.

Данный материал будет полезен учителям и воспитателям групп продленного дня при организации проектной и исследовательской деятельности в начальных классах....

Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя ...

Особенности организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Особое значение проектно- исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным услов...