Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.
проект по теме
Меня очень заитересовала тема: "Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах".
Ведь дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. А успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование.
Поэтому в своей работе я подробно рассмотрела такие вопросы:
1. Что же такое проект и исследование?
2. В чем их сходство и различие?
В настоящее время метод проектов приобрел широкую популярность и чаще рассматривается как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
А также рассмотрела:
- классификация проектов
- этапы работы над проектом или исследованием.
- оформление проектной и исследовательской работы.
- советы учителю, работающему по методу проектов.
- главные условия организации работы над проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_moy.doc | 130.5 КБ |
metod_proektov_prezentaciya_doklada.ppt | 624.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование.
Что же такое проект и исследование?
В чем их сходство и различие?
(слайд 2)
В настоящее время метод проектов приобрел широкую популярность и чаще рассматривается как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Что же такое проект?
«Проект»- заимствованное из немецкого языка в петровскую эпоху от латинского «прожект» (Этимологический словарь)
Проект – план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, изложенное на письме или в чертеже. Проектировать= прожектировать – задумать, загадать, предположить, сообразить к исполнению. (В.Даль)
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель и т. д
В нашем случае часть проектов может быть взята из школьной программы, часть может создаваться самими детьми совместно с учителем и родителями в процессе обучения и основываться на явлениях окружающей действительности. Таким образом, организация проектной деятельности – один из новых способов организации учебных и внеучебных занятий школьников.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.
Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».
Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности.
Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев)
Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность.
Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
*развитие познавательных умений и навыков учащихся
*умение ориентироваться в информационном пространстве
*умение самостоятельно конструировать свои знания
*умение интегрировать знания из различных областей наук
*умение критически мыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
*наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
*практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
*самостоятельную деятельность ученика
*структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
*использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
(слайд3)
Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность.
В определенном смысле, учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:
энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей);
специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях); консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам);
руководителя (особенно в вопросах планирования времени);
«человека, который задает вопросы»;
координатора всего группового процесса;
эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта)
(слайд4)
Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов:
от возрастных и индивидуальных особенностей детей,
от их предыдущего опыта проектной деятельности,
от сложности темы проекта,
от характера отношений в группе.
(слайд 5)
В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные действия, а именно :
- Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
- Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
- Оценочные умения.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения.
- Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).
- Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; интервьюировать, проводить устный опрос.
7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.
(слайд6)
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - применимыми к выбранной социально значимой проблеме.
Вот перечень возможных выходов проектной деятельности:
выставка, газета, действующая фирма, журнал, игра, коллекция, пакет рекомендаций, письмо в..., праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, справочник, статья, сценарий, учебное пособие, экскурсия.
Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентаций весьма ограничен, а поэтому здесь особо требуется творческий подход (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско - технических, организационных и т.д.).
Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение (в роли одушевленного или неодушевленного существа);
деловая игра;
защита на Ученом совете; игра с залом;
иллюстрированное сопоставление фактов,
документов, событий, эпох, цивилизаций и т.д.;
научная конференция; научный доклад;
отчет исследовательской экспедиции;
пресс-конференция; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; спортивная игра; телепередача; экскурсия, урок.
(слайд 7)
Классификация проектов
Виды | Особенности | Суть | |
1. По доминирующей деятельности учащихся и характеру результата | |||
Практико-ориентированные проекты | Нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика | Цель проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, села, города. | |
Исследовательские проекты | По структуре напоминают научное исследование | Включают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов | |
Информационные проекты | Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории | Итогом такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создание информационной среды класса и школы | |
Творческие проекты | Предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов | Альманахи, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного искусства, видеофильмы и др. | |
Ролевые проекты | Наиболее сложны. Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев (проект - инсценировка) | Результат такого проекта остается открытым до самого его окончания | |
II. По предметному содержанию (По профилю знаний) | |||
Монопроекты | Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности | Учитель-предметник - руководитель, учитель другой дисциплины - консультант. Такие проекты могут быть литературно- творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми, культуроведче- скими, спортивными, проводиться в рамках классно-урочной деятельности | |
Межпредметные проекты | Выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания | ||
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. | |||
III. По продолжительности | |||
Мини проекты | Могут укладываться в один урок или менее | Наиболее продуктивны на уроках иностранного языка, в начальной школе | |
Краткосрочные проекты | Требуют 4-6 уроков | Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома | |
Недельные проекты | Выполняются в группах в ходе проектной недели | Выполнение занимает 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперименты) с внеклассными (экскурсии, экспедиции) | |
Годичные проекты | Выполняются как в группах, так и индивидуально | Ученические научные общества. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время | |
По уровню контактов | Внутришкольные, | ||
Региональные | |||
Международные | |||
По числу участников | Личные | ||
Парные | |||
Групповые | |||
(Слайд9-15)
Этапы работы над проектом или исследованием.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | |
1 Этап: подготовка | |||
Проведение вводной беседы с целью: -формирования первичного представления об изучаемом объекте -формирования интереса к данной теме -создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности | |||
2Этап: организация проектной и исследовательской деятельности | |||
Актуализация знаний | |||
1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п. 2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы. | Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели. | Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п.для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей. | |
Плановые работы | |||
1.Определение источников информации. 2.Планирование способов сбора и анализа информации. 3.Планирование итогового продукта (формы представления результата). Продукт: -отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов) -фильм, макет, сборник и т.д. -конференция, праздник и т.д. 4.Выработка критериев оценки результатов работы. 5.Распределение обязанностей среди членов команды. | Выработка плана действий (как можно это сделать?). Определение основных методов: -прочитать в книге -понаблюдать -посмотреть в компьютере -задать вопросы родителям, специалистам -подумать самостоятельно -посмотреть в книгах -посмотреть по телевизору и т.д. Формулировка задач (для чего?) | Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов. | |
Исследовательская деятельность | |||
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организацияэкскурсий, проведение экспериментов и т | Проведение исследований,решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы | Наблюдение, советы, косвенное руководстводеятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта. | |
Результаты и выводы | |||
Анализ информации.Формулировка выводов. Оформление результатов. | Анализ информации. Оформление результатов. | Наблюдение, советы. | |
3 Этап: представление готового продукта (презентация). | |||
Представление результата работы в разнообразных формах. | Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов. | Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника. | |
4 Этап: оценка процессов и результатов работы. | |||
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению. | ||
(слайд 16-17)
Оформление проектной и исследовательской работы.
Структура исследования.
Ход исследовательской работы (на примере):
Этапы занятия | Деятельность на занятии |
1.Выбор темы исследования. | Выращивание лука. |
2.Постановка целей исследования. | Вырастить самостоятельно. |
3.Задачи исследования. | Приобрести луковицы, изучить соответствующую литературу. |
4.Объект, предмет и базаисследования | Луковицы. |
5.Гипотеза исследования. | Можно создать условия для выращивания лука зимой. |
6.Методы исследования. | Изучение информации о растениях, выбор и посадка, наблюдение, запись наблюдений в дневники, рисунки и т.д. – на доступном для этого возраста уровне. |
7.План исследования. | -изучение информации о луке, -изучение информации об условиях ухода, -выращивание растений, -наблюдение за растениями, -фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д. |
8.Самостоятельная деятельность. | -изучение информации о растениях, -изучение информации об условиях ухода, -наблюдение за растениями, -фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д. |
9.Результаты исследования. | Оформление результатов исследования в соответствии сособенностями работы, помощь учителя в оформлении. |
10.Представление и защита проекта. | Выступление детей с дневниками наблюдения, докладами, презентациями, сочинениями и т.д. |
11.Выработка решения. | При создании необходимых условий можно добиться выращивания лука в зимнее время. |
12.Оценивание исследовательской деятельности. | Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения. |
13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении. | Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы для дальнейшего исследования. |
Этапы формирования исследовательской деятельности
с учётом их возрастных особенностей
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников | Методы и способы деятельности | |
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | |
поддержание исследовательской активности школьников; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать; · формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя | Коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; | Игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ |
На 1 этапе (в 1 классе) рекомендуется применять тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:
∙ Развитие умений видеть проблемы
∙ Развитие умений выдвигать гипотезы
∙ Развитие умений задавать вопросы ,
то есть развитие регулятивных УУД
∙ Подбор литературы по заданной теме
∙ Ориентировка в словаре, справочной литературе
∙ Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту,
то есть развитие познавательных УУД.
Также на первом этапе можно создавать простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД).
С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов.
1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.
2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
3.Учитель доверяет ученикам, считает из равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие.
4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.
5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролёра на позицию помощника и наставника.
6.Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал неправильно!», а «Почему ты это сделал так?»).
7.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Советы учителю, работающему по методу проектов.
1.Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе.
2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения.
3.Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности ( изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.)
4.Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше, да лучше.
5.Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи.
6.Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными.
7.Прокоментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.
Главные условия организации работы над проектом.
- Профессионализм учителя, знание проектной методики, осознание широких возможностей учащихся в процессе проектной деятельности.
- Обучение учащихся технологии проектной деятельности, умению чётко выполнять спланированную работу.
- Стремление учащихся работать над проектом.
- Начатую совместную деятельность учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя промежуточные результаты.
- Доступность информации о ходе проекта.
- Доступная ученикам библиотека, медиатека.
- Рабочие уголки групп проекта.
- Наличие материалов справочной литературы для самопроверки.
- Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект - заимствованное из немецкого языка в петровскую эпоху от латинского «прожект » (Этимологический словарь) Проект – план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, изложенное на письме или в чертеже. Проектировать = « прожектировать » – задумать, загадать, предположить, сообразить к исполнению . (В. Даль) Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель и т. д Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи » .
«Роли» учителя в организации проектной деятельности : энтузиаст специалист руководитель «человек, который задает вопросы» координатор всего группового процесса эксперт
Условия проявления самостоятельности учащимися : возрастные и индивидуальные особенности детей предыдущий опыт проектной деятельности сложность темы проекта характер отношений в группе
Общеучебные действия Рефлексивные Поисковые (исследовательские) Оценочные Умение сотрудничать Менеджерские умения и навыки Коммуникативные Презентационные
«Продукты» проектной деятельности выставка газета действующая фирма журнал игра коллекция пакет рекомендаций письмо в... праздник прогноз публикация путеводитель серия иллюстраций сказка справочник статья сценарий учебное пособие экскурсия…. другое
Виды презентационных проектов воплощение деловая игра диалог исторических или литературных персонажей защита на Ученом совете игра с залом иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий научная конференция научный доклад отчет исследовательской экспедиции пресс-конференция путешествие реклама ролевая игра соревнование спектакль спортивная игра телепередача экскурсия урок…
Классификация проектов По доминирующей деятельности учащихся : Практико-ориентированные проекты Исследовательские проекты Информационные проекты Творческие проекты Ролевые проекты Приключенческо-ролевые и ролево- игровые По предметному содержанию Монопроекты Межпредметные проекты По продолжительности Мини проекты (урок или менее урока) Краткосрочные проекты (4-6 уроков) Недельные проекты (проектная неделя) Годичные проекты (индивидуально или в группе) По уровню контактов По числу участников
Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 1 Этап: подготовка Проведение вводной беседы с целью: -формирования первичного представления об изучаемом объекте -формирования интереса к данной теме -создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности Этапы работы над проектом или исследованием .
2 этап: организация проектной и исследовательской деятельности Актуализация знаний 1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п. 2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы. Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели. Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п.для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей .
Плановые работы 1.Определение источников информации. 2.Планирование способов сбора и анализа информации. 3.Планирование итогового продукта (формы представления результата). Продукт: -отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов) -фильм, макет, сборник и т.д. -конференция, праздник и т.д. 4.Выработка критериев оценки результатов работы. 5.Распределение обязанностей среди членов команды . Выработка плана действий (как можно это сделать?). Определение основных методов: -прочитать в книге -понаблюдать -посмотреть в компьютере -задать вопросы родителям, специалистам -подумать самостоятельно -посмотреть в книгах -посмотреть по телевизору и т.д. Формулировка задач (для чего?) Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов .
Исследовательская деятельность Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.
Результаты и выводы Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов. Анализ информации. Оформление результатов. Наблюдение, советы.
3 Этап: представление готового продукта (презентация). Представление результата работы в разнообразных формах. Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов. Знакомство с готовой работой, формулиров ка вопросов как от рядового участника.
4 Этап: оценка процессов и результатов работы. Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивание усилий учащихся, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.
Достоинства проектов учащиеся видят перед собой конечный результат выявление и развитие творческих возможностей и способностей учащихся, обучение решению новых, нетиповых задач, выявление деловых качеств профессиональное самоопределение учет индивидуальных способностей учащихся развитие социального аспекта личности за счёт включения в различные виды деятельности
Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов Самостоятельный выбор учителя Полная ответственность учителя за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность Оказание доверия ученикам- равноправным участникам общей работы Предоставление возможности детям для самостоятельной работы Смена позиции лектора и контролёра на позицию помощника и наставника Изменение речи учителя (не «Ты сделал неправильно!», а «Почему ты это сделал так?») Оказание помощи по просьбе самих детей
Советы учителю, работающему по методу проектов Вы должны быть уверены, что тема проекта интересна в классе. Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения. Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности ( изготовление предметов, рисунков, аппликаций, записей на плёнку, интервью, короткую пьесу и т.д.) Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Всегда будьте рядом. Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными. Прокомментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.
Условия организации работы над проектом . Профессионализм учителя, знание проектной методики Обучение учащихся технологии проектной деятельности Стремление учащихся работать над проектом. Начатую совместную деятельность учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца Доступность информации о ходе проекта. Доступная ученикам библиотека, медиатека. Рабочие уголки групп проекта. Наличие материалов справочной литературы Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...
Организация научно-исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
из опыта работы начальной школы МОУ "МСОШ №2"...
«Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся начальных классов (экологическое воспитание).»
Педагогический проект....
Особенности исследовательской и проектной деятельности в начальных классах
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это позволяет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику о...
Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.
Большинство детей приходят в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей ...
Методический материал. Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.
Данный материал будет полезен учителям и воспитателям групп продленного дня при организации проектной и исследовательской деятельности в начальных классах....
Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя ...