Качество образования и возможности его повышения в условиях модернизации современной школы
статья на тему
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием. Первостепенная задача школы - достижение нового, современного качества образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Качество образования и возможности его повышения в условиях модернизации современной школы
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
Первостепенная задача школы - достижение нового, современного качества образования.
В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.
Повышение качества образования – одна из основных задач современной школы.
Качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
- образовательных результатов;
- организации образовательного процесса;
- квалификации педагогических работников.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.
Из чего складывается качество образования?
- из высокого уровня профессионализма педагогов;
- из создания комфортности в обучении школьников;
- прочности знаний учащихся;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- из материально-технического обеспечения школы.
Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.
К современным образовательным технологиям отнесены:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- коллективная система обучения;
- исследовательские методы обучения;
- проектные методы обучения;
- технологии модульного и модульно-блочного обучения;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.
Мы привыкли слышать, что качественное образование – это будущее России. А может быть, качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему свободу? Свободу не сегодня или завтра, а в будущем, свободу не вообще, а скорее способность свободно и эффективно действовать в новых условиях неопределенности, свободно выбирать. Ведь истина свободы очень проста: если у меня нет образования, я выбирать не могу. Меня “тащат” обстоятельства. Если же у меня есть образование, я могу выбирать, могу обеспечить себе и близким хорошие жизненные условия.
Качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. Современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Не менее важная задача: воспитание человека духовного.
Какую же работу необходимо проводить в начальной школе, чтобы повысить качество образования?
Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество знаний учащихся
- Говорите понятно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.
- Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не объясняйте «на пальцах». Учащимся нужно показать хотя бы слайды, схемы, и обязательно яркие.
- Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории – обязательны.
- Покажите причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.
- Не критикуйте обучающихся голословно, доказывайте и переубеждайте. Лучше быть солидарными с идеями и предложениями, с разумными идеями. Но неразумные идеи детей критикуйте деликатно.
- Будьте предельно откровенны.
- Ваша помощь в решении проблем детей, поддержка их инициатив и начинаний будет принята. Но благодарности не ждите!
- Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни.
КОНЦОВКА
Еще Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”
Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Специфика деятельности учителя начальных классов коррекционных общеобразовательных учреждений в условиях модернизации современного образования»
Современная модернизация образования нацелена на обеспечение адекватных условий обучения и воспитанием всем категориям обучающихся.В последнее время увеличивается число детей. испытывающие трудности в...
Новое качество начального общего образования и пути его повышения в условиях реализации ФГОС.
Статья для сборника РАО Институт семьи и воспитания...
Повышение качества образования обучающихся на школьном логопункте в условиях введения ФГОС
Здесь вы найдете описание заданий для формирования познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий....
Повышение качества образования обучающихся на школьном логопункте в условиях введения ФГОС
Здесь вы найдете описание заданий для формирования познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий....
Международная НПК посвященная 90-летию Республики Бурятия "Социальная защита семьи и детства в условиях модернизации современного общества" Улан-Удэ, 07.07.2013г.
В статье рассматриваются проблемы насилия в семье....
Качество образования и возможности его повышения в условиях модернизации современной школы
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учр...
Качество образования и возможности его повышения, как условие современного создания образовательной среды.
Этот материал пригодится для учителей начальных классов общеобразовательной школы...