При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования. Проблема исследования заключается в том, что технология проектной деятельности не была проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе. В своём докладе я постараюсь определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, мной были определены следующие задачи: – Раскрыть сущность и историю технологии проектного обучения. – Дать классификацию учебных проектов, используемых в начальной школе. – Определить специфику организации проектной деятельности учащихся начальных классов. Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884–1916 гг. в различных учебных заведениях его учениками и последователями – американскими педагогами Е. Паркхерст и В. Килпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по “методу проектов”. Дети выполняли “проекты” – конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен. Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся. В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый– педагог С.Т.Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, С.Т.Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского “проект” означает “брошенный вперед”. Проектность – определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления. Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Среди учебных проектов можно выделить следующие типы: Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем. Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты). Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки. Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом. По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить: краткосрочные (2–6 ч), среднесрочные (12–15 ч), долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д. В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности: • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). Педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школе. Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Необходимо: – помочь ученикам произвести самооценку проекта; – оценить процесс проектирования; – подготовить проект к презентации. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников: • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); • социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло); • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает); • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности); • рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”); • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют: – готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) – пусть пока при помощи учителя и родителей; – готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости); – владение коммуникативными навыками, толерантностью; – умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом. В ходе исследования мы убедились, что наибольший изначальный эффект методы продуктивной педагогики дают тогда, когда их использование начинается уже в начальной школе, ведь детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему новому. И только при том условии, что эта работа будет системно и комплексно продолжена в среднем и старшем звене обучения, можно ожидать качественно новый образовательный продукт – личность глубоко нравственную, гуманную и креативную, способную не только мыслить, но и творить, созидать и сострадать. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. Урок литературного чтения во 2 классе с использованием проектной задачи.
Тема « Обобщение по разделу «Сказочные человечки»». Цель урока : обобщить знания детей по теме «Сказочные человечки» Задачи Образовательные: -систематизировать знания детей по разделу «Сказочные человечки» -составлять рассказы о героях прочитанных произведений -соотносить автора, название и героев прочитанных произведений Развивающие -развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения, -развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя и исправлять собственные ошибки -развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания Воспитательные -воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам. Тип урока :урок закрепление Технологии проектные Планируемые результаты: Личностные: -осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности Метапредметные Регулятивные: -понимать и сохранять учебную задачу -выполнять учебные действия в устной и письменной речи -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Познавательные: -характеризовать изучаемые объекты на основе их анализа -строить речевые высказывания -перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы Коммуникативные: - использовать в общении правила вежливости, строить высказывания ,задавать вопросы Предметные: -составлять рассказы о героях прочитанных произведений -размышлять о характере и поступках героев -соотносить автора, название и героев прочитанных произведений Оборудование -учебник -тетрадь -цветные карандаши -альбомные листы -фотографии писателей -клей Ход урока 1).Орг.момент Голосистый звонок пригласил нас на урок чтения . .Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники, тетради, цветные карандаши, альбомные листы, клей, конверт. Кто готов к уроку- тихо садится. 2).Сообщение темы Какой раздел мы с вами закончили читать на нашем предыдущем уроке? Почему он так называется? Сегодня мы вспомним всех сказочных человечков, о которых читали. 3).Смотр героев Давайте вспомним, какие произведения вошли в этот раздел и кто их написал. Послушайте небольшие стихотворения , назовите имя героя , из какого он произведения, кто автор. 1. В голове моей опилки, Но Шумелки и Вопилки (А также Кричалки, Пыхтелки И даже Сопелки и так далее) Сочиняю я неплохо И-но-гда! 2.По всему известна свету Луковиц семья: Чиполлуча, Чиполлетто, Чиполлочьо, Чиполлото И,конечно,я! 3.Толстое брюшко, На лапах-бурый мех, Идёт бесстрашно по лесу, Паукам всем смерть. 4.Есть и хвостик, Есть и лапки, Спать готовы до весны. 5.Это что за странный Человечек деревянный. На земле и под водой Ищет ключик золотой. 4).Волшебная викторина А сейчас назовите кто 1.Отправился в страну Дураков. 2.Правил страной, в которой жили фрукты и овощи. 3.Сделал Буратино 4.Дружил с мужчиной в самом расцвете лет. 5.Имел волшебное кольцо А из какой сказки эти предметы: -кирпич -шляпа-цилиндр -кольцо -кнопка на животе чернильница Проектная деятельность Ребята! Мы с вами прочитали много замечательных произведений из раздела «Сказочные человечки». Давайте познакомим с ними ребят из 1 класса. Как это можно сделать? А я предлагаю вам создать небольшие книжки об этих сказочных повестях. Так как большие книги 1-кл. читать трудно, сделаем небольшие книжки, в которых будет собрано всё самое главное и интересное , на ваш взгляд. Что обязательно должно быть в такой книжке? Итак, ваша задача сейчас состоит в том, чтобы распределить работу внутри группы. От того насколько правильным будет ваш выбор будет зависеть ваш результат. Давайте ещё раз повторим ,что должно быть в ваших книжках: - обложка -небольшой рассказ об авторе ( выбор фотографии ) -иллюстрация -краткое содержание повести или характеристика главного героя -авторский состав После того, как работа будет готова, вы подготовите представление своей книжки. А сейчас , посовещавшись, выбирайте, о какой сказочной повести будет ваша книга. Желаю удачи. Выполнение работы ( На столах у каждой команды лежит конверт с фотографиями авторов всех прочитанных в разделе произведений. Ребята выбирают нужную фотографию , наклеивают на альбомный лист, делают соответствующие подписи. У каждой команды 5 альбомных листов, клей, цветные карандаши. Представление работ. Какая команда готова представить свою книгу? Расскажите, что вам удалось, что было трудным , насколько дружно работала команда. Рефлексия Закройте глазки, вспомните весь наш урок. Вспомните, что вы чувствовали на уроке, как работали. Возьмите цветной карандаш и на листе бумаги нарисуйте маску настроения. |