Проектная деятельность в начальной школе.
статья на тему

Лебедева Алла Павловна

Статья содержит обоснование необходимости проектной деятельности, особенности проектов для  начальной школы. Приведены примеры проектов группового творческого исследовательского индивидуального.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Проектная деятельность в начальной школе

Ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход, который направлен на формирование средств и способов мыслительной деятельности.

Деятельностный подход в обучении можно соотнести с основными положениями метода проектов.

Особенность проектной деятельности в начальной школе состоит в том, что проекты должны носить практический характер, ставить цели, важные для ребенка. Проектная деятельность должна дать детям возможность прочувствовать практическое применение добытых ими знаний сейчас, а не в отдаленной перспективе.

В процессе работы над проектом ребенок научится подходить к возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции.

В младшем школьном возрасте акценты смещаются на  обучение детей умению планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.  

 Основная задача проектного метода – развитие творческой, активной личности, способной учиться самостоятельно. Функция педагога – консультирование, помогающее юному исследователю в процессе выполнения проекта.

В проекте не проверяются приобретённые ранее знания. Педагог обучает во время проекта, задавая вопросы, предлагая информацию или побуждая детей находить нужные сведения в справочной литературе или путём эксперимента.

По форме проекты могут быть:

  1. Исследовательские
  2. Творческие
  3. Игровые
  4. Информационные  

Творческие и игровые проекты не имеют детально проработанной структуры (она только намечена) и развивается по ходу работы.

Творческий проект включает в себя разделы: проектирование; изготовление изделия; оценку. Хотя не обязательно использовать их все.

Исследовательские проекты выполняются поэтапно и имеют определенную структуру:

   1.Введение  

   Основная часть                                                                                            

  2.Теоретическая часть                                                                                

  3.Экспериментальная ( практическая) часть

      3.1. Описание методик

      3.2.Эксперимент

      3.3.Результат эксперимента.

 4.Заключение                                                                                            

 5.Список литературы                                                                                            

Проектная деятельность может быть индивидуальной или групповой.

Групповой проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности, а также, что немаловажно для младших школьников, занимает меньше времени.

Откуда появилась идея проекта?

Работая учителем труда, мы с коллегой проводили урок по ведению домашнего хозяйства: «Дизайн проект рациональной организации жилища».

Занятие проводилось в виде деловой игры – тендерного торга, используемого в современном мире.

В этом проекте ученики знакомились с новыми экономическими понятиями, оформляли гостиную комнату, используя знание о рациональной организации жилища, подсчитывали стоимость проекта и защищали его.

Для подобного проекта начальной школе ставились совершенно другие задачи. Проект называется «Комната моей мечты». А это значит , в такой комнате нет никаких правил оформления. Дети имеют возможность пофантазировать. Проект создают дизайнерские фирмы, но идей несколько, а проект один на группу из 4-6 человек. Здесь выручают правила взаимодействия в коллективе, выработанные заранее вместе с детьми.

Также заранее рассказывается об особенностях цветовых сочетаний, психологическом воздействии цвета на человека.

Перед ребятами находится множество вариантов обоев, напольных покрытий, мебели, техники, аксессуаров, разных забавных мелочей и дизайнерских штучек.

Дети выбирают детали для своего проекта и приклеивают на формат А3.

Ребята всегда могут воспользоваться помощью консультанта (учителя).

После того, как проект готов, представители от каждой фирмы в нескольких словах рассказывают о своём проекте.

Мы не стали выбирать лучший проект, потому что мечту нельзя сравнить, а тем более оценить.

Данный проект знакомит с профессией дизайнера, учит организованно выполнять работу в коллективе, проявлять творческую активность, а также способствует развитию эстетического вкуса и пространственного мышления.

В заключение проекта детей ожидает сюрприз. – Презентация «Комната моей мечты в представлении дизайнеров».

 Рассмотрим примеры группового и индивидуального проектов.

Дизайн-проект «Комната моей мечты»

Цель: развивать творческую активность и эстетический вкус.

Задачи:

- познакомиться с профессией дизайнера;

- развивать пространственное представление;

- организовать и выполнить работу в коллективе.

Материалы и оборудование: выставка товаров, бумага, клей, кисточка, ножницы.

Наглядные пособия: образцы оформления интерьеров детской комнаты, дизайнерский проект, правила поведения в коллективе.

Ход занятия.

Если ты свой стол рабочий

Разным хламом забросал,

На диван клади тетради,

Книги кучей на пол сыпь.

В комнате по грудь зарылся-

Можно в кухню перейти,

Завалил свою квартиру-

Приходи к соседям жить.

Конечно, мы не пойдем жить к соседям, как советует Григорий Остер. Сегодня вы создадите свою комнату. Возможно, у кого-то из вас уже есть отдельная комната, а кто-то о ней только мечтает.

Какая эта будет комната?

Принцессы или маленькой разбойницы?

Пирата или сказочного принца?

Будет зависеть только от вас!

Существуют определенные правила, по которым комната ребенка должна быть комфортной и неповторимой. В комнате вашей мечты не будет никаких правил оформления. В этой комнате оживут все ваши фантазии.

Занятие мы проведем в виде игры, в которой комнату мечты будут создавать дизайнерские фирмы:

        Колибри

        Юниор

        Уют

        Элит

        Феникс

Каждый из вас становится дизайнером одной из фирм.

- А вы знаете кто такой дизайнер ?   (Ответы детей.)

Научное определение дизайнера – на доске. Перед вами находится проект, который выполнен профессиональным дизайнером. Дизайнерская фирма – коллектив. Что нужно для слаженной работы коллектива ?  (Ответ: правила взаимодействия.)

 Давайте их вспомним:

Правила взаимодействия:

  1. Называй другого человека по имени.
  2. Будь вежливым.
  3. Умей слушать и слышать другого.
  4. Умей поставить себя на место другого.
  5. Умей уступить другому.

Все эти правила находятся перед вами. Обязательно ими воспользуйтесь!

В вашем распоряжении образцы обоев, напольных покрытий, мебели, занавесок, аксессуаров (показать.)

Вам нужно выбрать детали для своего проекта и приклеить их на лист.

При составлении проектов фирмы могут воспользоваться услугами консультанта

ЛебедевойАллы Павловны.

- Итак, вы готовы?

- Приступайте!

(Идет самостоятельная работа детей.)

- Фирмы представьте свои разработки. (Дети в нескольких словах рассказывают о своем проекте.)

- Молодцы! Каждый проект интересен по-своему, но мы не будем их оценивать и сравнивать, ведь мечты невозможно сравнить или оценить.

Заключение:

В народе говорят: «Мой дом – моя крепость». Мы его любим, мы им гордимся и где бы мы ни находились, мы всегда возвращаемся туда, где нам тепло и уютно.

Сегодня вы создали комнату, о которой может быть, давно мечтали.

Благодаря современным программам, вы вместе с родителями сможете создавать интерьер детской комнаты по всем правилам дизайнерского искусства.

Исследовательский проект «Ох, уж эта переменка!

Текст выступления Серова Ярослава на школьной научно – практической конференции «Шаг в будущее».

Актуальность

   Перемена, перемена

     Лезет первый «А» на стену.

     Очень дружно первый «Б»

     Весь стоит на голове.

     Ну, а третий «А» и «Б»

     Восседают на трубе.                                                          

     Перемена! Перемена!

     Ничего с детьми не сделать!

     Как мышата в тесной клетке

     Взад, вперед мелькают детки.

     Шум и гам стоит кругом,

     В коридоре пыль столбом.

     Мокрые волосы, встрепанный вид,

     Капелька пота по шее бежит.

     Может быть, Саша, и Женя, и Лена

     Всю перемену ныряли в бассейне?

     Или на них,  на несчастных,  пахали?

     Или их в пасть крокодила пихали?

     Нет! В перемену они…  отдыхали!

         Переменка! Как часто мальчишки и девчонки ждут с нетерпением звонка с урока, чтобы отдохнуть и пообщаться с друзьями. После напряженной работы в классе ученикам необходим активный отдых.

Но зачастую наши перемены проходят так же бесполезно, как в стихотворении.

Есть много опасного и нежелательного в том, что делают дети во время перемены:  толкаются, бегают, обзывают друг друга…

Ведь как бывает: дети и не хотели сделать ничего дурного, просто веселились, толкались, забыли о здравом смысле, а потом кого-то случайно столкнули, задели, и … крик, слёзы, ЧП…

Подвижные игры – вот лучшее решение для движения , а также положительных эмоций.

Я решил провести исследование, которое поможет мне определить – как сделать перемены интересными для учащихся?  Тема моего исследования : «Ох, уж эта переменка!»

Объект исследования: школьная перемена.

 Предмет исследования: деятельность учащихся на переменах.

Цель: Организация  отдыха учащихся на переменах .

Задачи: 

1.Сделать перемены интересными и полезными;

2.Создать сборник игр для динамических перемен

Гипотеза: дети не играют на переменах из-за того, что не знают игр.

Методы исследования: 

  • Сбор данных и их анализ
  • Наблюдение
  • Анкетирование
  • Обобщение информации

         Современные подходы к проведению школьных перемен показывают, что любая умственная деятельность в перерывах между уроками (подготовка к следующему занятию; чтение художественной литературы; сражения в шашки, шахматы; электронные игры) нежелательна. Лучшие занятия на переменах – танцы, ритмические движения под музыку, игры.

Давайте посмотрим со стороны, как мы ведем себя на переменах:
- кто-то просто ходит или бегает по коридору;
- кто-то повторяет домашнее задание по предмету;
- кто-то увлеченно общается с друзьями;
- кто- то  перекусывает;
- кто-то общается по телефону.
           Во время наблюдения я заметил, что играют в подвижные игры не более 20%  от класса. В основном это 1-2 игры. Почему не играют остальные? Почему количество игр так ограничено? Возможно, мои одноклассники просто не знают подвижных игр для перемены?
        Ученикам 2 «А» класса была предложена анкета.

АНКЕТА «ПЕРЕМЕНКА»

1.Мешает ли тебе шум на переменах?

        а) да                б) нет

2.Чем ты обычно занят на перемене?

        а)играю в спокойные игры;

        б)играю в подвижные игры;

        в)играю в игры на телефоне;

        г)общаюсь с одноклассниками;

        д)рисую;

        ж)бегаю по классу или коридору;

        з)не знаю чем себя занять

        е) другое занятие (напиши какое)__________

3.Какие подвижные игры для перемены ты знаешь?

 Вот  результаты анкетирования:

«Будем играть! (если нам покажут новые игры )»,- так сказали 83% опрошенных учеников, а это значит , что гипотеза подтвердилась – дети просто не знают игр.

        Моим следующим шагом было создание сборника игр для динамической перемены.

         Работая над проектом, я научился пользоваться различными источниками информации, узнал много новых игр.  В 3 классе я планирую продолжить работу по теме «Переменка», следующий проект будет называться «Мы играем!» Я постараюсь научить своих одноклассников проводить перемены интересно и с пользой.

Перед вами список использованной литературы.

Я хочу поблагодарить за помощь в работе над проектом руководителя Лебедеву Аллу Павловну и своих родителей за оформление сборника игр.

Спасибо за внимание.

Я готов ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....