Проектная деятельность в начальной школе.
статья на тему
Статья содержит обоснование необходимости проектной деятельности, особенности проектов для начальной школы. Приведены примеры проектов группового творческого исследовательского индивидуального.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в начальной школе
Ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход, который направлен на формирование средств и способов мыслительной деятельности.
Деятельностный подход в обучении можно соотнести с основными положениями метода проектов.
Особенность проектной деятельности в начальной школе состоит в том, что проекты должны носить практический характер, ставить цели, важные для ребенка. Проектная деятельность должна дать детям возможность прочувствовать практическое применение добытых ими знаний сейчас, а не в отдаленной перспективе.
В процессе работы над проектом ребенок научится подходить к возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции.
В младшем школьном возрасте акценты смещаются на обучение детей умению планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.
Основная задача проектного метода – развитие творческой, активной личности, способной учиться самостоятельно. Функция педагога – консультирование, помогающее юному исследователю в процессе выполнения проекта.
В проекте не проверяются приобретённые ранее знания. Педагог обучает во время проекта, задавая вопросы, предлагая информацию или побуждая детей находить нужные сведения в справочной литературе или путём эксперимента.
По форме проекты могут быть:
- Исследовательские
- Творческие
- Игровые
- Информационные
Творческие и игровые проекты не имеют детально проработанной структуры (она только намечена) и развивается по ходу работы.
Творческий проект включает в себя разделы: проектирование; изготовление изделия; оценку. Хотя не обязательно использовать их все.
Исследовательские проекты выполняются поэтапно и имеют определенную структуру:
1.Введение
Основная часть
2.Теоретическая часть
3.Экспериментальная ( практическая) часть
3.1. Описание методик
3.2.Эксперимент
3.3.Результат эксперимента.
4.Заключение
5.Список литературы
Проектная деятельность может быть индивидуальной или групповой.
Групповой проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности, а также, что немаловажно для младших школьников, занимает меньше времени.
Откуда появилась идея проекта?
Работая учителем труда, мы с коллегой проводили урок по ведению домашнего хозяйства: «Дизайн проект рациональной организации жилища».
Занятие проводилось в виде деловой игры – тендерного торга, используемого в современном мире.
В этом проекте ученики знакомились с новыми экономическими понятиями, оформляли гостиную комнату, используя знание о рациональной организации жилища, подсчитывали стоимость проекта и защищали его.
Для подобного проекта начальной школе ставились совершенно другие задачи. Проект называется «Комната моей мечты». А это значит , в такой комнате нет никаких правил оформления. Дети имеют возможность пофантазировать. Проект создают дизайнерские фирмы, но идей несколько, а проект один на группу из 4-6 человек. Здесь выручают правила взаимодействия в коллективе, выработанные заранее вместе с детьми.
Также заранее рассказывается об особенностях цветовых сочетаний, психологическом воздействии цвета на человека.
Перед ребятами находится множество вариантов обоев, напольных покрытий, мебели, техники, аксессуаров, разных забавных мелочей и дизайнерских штучек.
Дети выбирают детали для своего проекта и приклеивают на формат А3.
Ребята всегда могут воспользоваться помощью консультанта (учителя).
После того, как проект готов, представители от каждой фирмы в нескольких словах рассказывают о своём проекте.
Мы не стали выбирать лучший проект, потому что мечту нельзя сравнить, а тем более оценить.
Данный проект знакомит с профессией дизайнера, учит организованно выполнять работу в коллективе, проявлять творческую активность, а также способствует развитию эстетического вкуса и пространственного мышления.
В заключение проекта детей ожидает сюрприз. – Презентация «Комната моей мечты в представлении дизайнеров».
Рассмотрим примеры группового и индивидуального проектов.
Дизайн-проект «Комната моей мечты»
Цель: развивать творческую активность и эстетический вкус.
Задачи:
- познакомиться с профессией дизайнера;
- развивать пространственное представление;
- организовать и выполнить работу в коллективе.
Материалы и оборудование: выставка товаров, бумага, клей, кисточка, ножницы.
Наглядные пособия: образцы оформления интерьеров детской комнаты, дизайнерский проект, правила поведения в коллективе.
Ход занятия.
Если ты свой стол рабочий
Разным хламом забросал,
На диван клади тетради,
Книги кучей на пол сыпь.
В комнате по грудь зарылся-
Можно в кухню перейти,
Завалил свою квартиру-
Приходи к соседям жить.
Конечно, мы не пойдем жить к соседям, как советует Григорий Остер. Сегодня вы создадите свою комнату. Возможно, у кого-то из вас уже есть отдельная комната, а кто-то о ней только мечтает.
Какая эта будет комната?
Принцессы или маленькой разбойницы?
Пирата или сказочного принца?
Будет зависеть только от вас!
Существуют определенные правила, по которым комната ребенка должна быть комфортной и неповторимой. В комнате вашей мечты не будет никаких правил оформления. В этой комнате оживут все ваши фантазии.
Занятие мы проведем в виде игры, в которой комнату мечты будут создавать дизайнерские фирмы:
Колибри
Юниор
Уют
Элит
Феникс
Каждый из вас становится дизайнером одной из фирм.
- А вы знаете кто такой дизайнер ? (Ответы детей.)
Научное определение дизайнера – на доске. Перед вами находится проект, который выполнен профессиональным дизайнером. Дизайнерская фирма – коллектив. Что нужно для слаженной работы коллектива ? (Ответ: правила взаимодействия.)
Давайте их вспомним:
Правила взаимодействия:
- Называй другого человека по имени.
- Будь вежливым.
- Умей слушать и слышать другого.
- Умей поставить себя на место другого.
- Умей уступить другому.
Все эти правила находятся перед вами. Обязательно ими воспользуйтесь!
В вашем распоряжении образцы обоев, напольных покрытий, мебели, занавесок, аксессуаров (показать.)
Вам нужно выбрать детали для своего проекта и приклеить их на лист.
При составлении проектов фирмы могут воспользоваться услугами консультанта
ЛебедевойАллы Павловны.
- Итак, вы готовы?
- Приступайте!
(Идет самостоятельная работа детей.)
- Фирмы представьте свои разработки. (Дети в нескольких словах рассказывают о своем проекте.)
- Молодцы! Каждый проект интересен по-своему, но мы не будем их оценивать и сравнивать, ведь мечты невозможно сравнить или оценить.
Заключение:
В народе говорят: «Мой дом – моя крепость». Мы его любим, мы им гордимся и где бы мы ни находились, мы всегда возвращаемся туда, где нам тепло и уютно.
Сегодня вы создали комнату, о которой может быть, давно мечтали.
Благодаря современным программам, вы вместе с родителями сможете создавать интерьер детской комнаты по всем правилам дизайнерского искусства.
Исследовательский проект «Ох, уж эта переменка!
Текст выступления Серова Ярослава на школьной научно – практической конференции «Шаг в будущее».
Актуальность
Перемена, перемена
Лезет первый «А» на стену.
Очень дружно первый «Б»
Весь стоит на голове.
Ну, а третий «А» и «Б»
Восседают на трубе.
Перемена! Перемена!
Ничего с детьми не сделать!
Как мышата в тесной клетке
Взад, вперед мелькают детки.
Шум и гам стоит кругом,
В коридоре пыль столбом.
Мокрые волосы, встрепанный вид,
Капелька пота по шее бежит.
Может быть, Саша, и Женя, и Лена
Всю перемену ныряли в бассейне?
Или на них, на несчастных, пахали?
Или их в пасть крокодила пихали?
Нет! В перемену они… отдыхали!
Переменка! Как часто мальчишки и девчонки ждут с нетерпением звонка с урока, чтобы отдохнуть и пообщаться с друзьями. После напряженной работы в классе ученикам необходим активный отдых.
Но зачастую наши перемены проходят так же бесполезно, как в стихотворении.
Есть много опасного и нежелательного в том, что делают дети во время перемены: толкаются, бегают, обзывают друг друга…
Ведь как бывает: дети и не хотели сделать ничего дурного, просто веселились, толкались, забыли о здравом смысле, а потом кого-то случайно столкнули, задели, и … крик, слёзы, ЧП…
Подвижные игры – вот лучшее решение для движения , а также положительных эмоций.
Я решил провести исследование, которое поможет мне определить – как сделать перемены интересными для учащихся? Тема моего исследования : «Ох, уж эта переменка!»
Объект исследования: школьная перемена.
Предмет исследования: деятельность учащихся на переменах.
Цель: Организация отдыха учащихся на переменах .
Задачи:
1.Сделать перемены интересными и полезными;
2.Создать сборник игр для динамических перемен
Гипотеза: дети не играют на переменах из-за того, что не знают игр.
Методы исследования:
- Сбор данных и их анализ
- Наблюдение
- Анкетирование
- Обобщение информации
Современные подходы к проведению школьных перемен показывают, что любая умственная деятельность в перерывах между уроками (подготовка к следующему занятию; чтение художественной литературы; сражения в шашки, шахматы; электронные игры) нежелательна. Лучшие занятия на переменах – танцы, ритмические движения под музыку, игры.
Давайте посмотрим со стороны, как мы ведем себя на переменах:
- кто-то просто ходит или бегает по коридору;
- кто-то повторяет домашнее задание по предмету;
- кто-то увлеченно общается с друзьями;
- кто- то перекусывает;
- кто-то общается по телефону.
Во время наблюдения я заметил, что играют в подвижные игры не более 20% от класса. В основном это 1-2 игры. Почему не играют остальные? Почему количество игр так ограничено? Возможно, мои одноклассники просто не знают подвижных игр для перемены?
Ученикам 2 «А» класса была предложена анкета.
АНКЕТА «ПЕРЕМЕНКА»
1.Мешает ли тебе шум на переменах?
а) да б) нет
2.Чем ты обычно занят на перемене?
а)играю в спокойные игры;
б)играю в подвижные игры;
в)играю в игры на телефоне;
г)общаюсь с одноклассниками;
д)рисую;
ж)бегаю по классу или коридору;
з)не знаю чем себя занять
е) другое занятие (напиши какое)__________
3.Какие подвижные игры для перемены ты знаешь?
Вот результаты анкетирования:
«Будем играть! (если нам покажут новые игры )»,- так сказали 83% опрошенных учеников, а это значит , что гипотеза подтвердилась – дети просто не знают игр.
Моим следующим шагом было создание сборника игр для динамической перемены.
Работая над проектом, я научился пользоваться различными источниками информации, узнал много новых игр. В 3 классе я планирую продолжить работу по теме «Переменка», следующий проект будет называться «Мы играем!» Я постараюсь научить своих одноклассников проводить перемены интересно и с пользой.
Перед вами список использованной литературы.
Я хочу поблагодарить за помощь в работе над проектом руководителя Лебедеву Аллу Павловну и своих родителей за оформление сборника игр.
Спасибо за внимание.
Я готов ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...