Способы и методы, способствующие моделированию обучения на основе УУД
статья по теме

Слатимова Галина Александровна

Важнейшей задачей современной школы является формирование универсальных учебных действвий, обеспечивающих школьников умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc843.5 КБ

Предварительный просмотр:

Способы  и методы,

способствующие моделированию обучения на основе УУД.


         Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий  (УУД),   обеспечивающих школьников умением учиться,  способностью  к саморазвитию и самосовершенствованию. Овладение учащимися универсальными учебными действиями  в начальных классах происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. В одних темах может уделяться большое внимание формированию  регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, на других  уроках формируются познавательные  УУД  и личностные  результаты. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Все предметы работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться. Учебники по новым стандартам, по сути, направляют деятельность учителя. Методическая система учебников ориентирована на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к  предмету. Она направляет деятельность учителя на создание на уроке атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности. В учебниках введены  специальные задания для формирования умения школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к изучаемой теме, конкретному уроку.

              Перед каждым разделом в учебниках  начальных классов указано,  что узнают,  чему  научатся дети. http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=10855
Уроки строятся на принципах деятельностного обучения. С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности. Формируются регулятивные УУД. К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи  и формулировка темы урока.  (Каким   вы хотели видеть наш  урок?  Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?  Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие учебные задачи и цели поставим на урок? )
       Новый материал не предлагается в готовом виде.  Авторы  учебников приглашают учащихся "понаблюдать", "сравнить", выявить закономерность и на этом основании сделать своё "открытие" нового. Также интересна в плане формирования УУД рубрика "Давай подумаем», где приведены рассуждения таких же детей, как наши ученики, и предлагается подумать, чьё рассуждение является правильным: «Выскажи своё мнение», либо задаётся вопрос "А как думаешь ты?"
        Внесены изменения в задания для формирования мотивации обучения, контрольно-оценочной деятельности младших школьников. Система заданий под рубриками «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои успехи», которые  размещаются в конце каждого урока, а также в конце изучения темы и позволяет ученику систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, расширяя сферу его познавательных действий.

http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=10862

         Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
-Изобразите на листе чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.
- А, если вам было интересно сегодня на уроке, изобразите солнышко.

На уроках учащиеся используют приёмы самопроверки  и взаимопроверки по эталону. Самооценка и оценка  товарищей осуществляются с помощью знаков  !,  + , -  или с помощью смайликов, солнышек и тучек.

Оценим свои достижения

!  - работал отлично

+  - есть небольшие ошибки, но в целом работал хорошо

-    надо ещё потрудиться.

     Часто встречаются упражнения, помеченные условным знаком "Работаем в паре", есть упражнения с условными знаками «Работаем в группе»,
« Работаем со взрослыми», где универсальным учебным действием
 служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

     В учебник «Окружающий мир» включены много опытов, например:
«Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды», «Приготовление «морской» воды», «Изучение свойств снега и льда», «Изготовление кормушки из бумажного пакета», «Сортировка упаковок из-под продуктов».
На таких уроках развиваются  УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса)
- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других). В ходе работы в творческой группе было разработано
календарно-тематическое планирование по окружающему миру с указанием УУД к каждому уроку.

 Например:

№ п./п.

Тема урока

УУД

12

Что такое хвоинки?

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила при алгоритме описания
дерева с целью определения его породы.

Познавательные: учебные – осознанное  и произвольное   речевое высказывание в устной форме об отличии лиственных деревьев от хвойных;

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:  мотивация учебной деятельности.

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Кто и что?»

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: учебные- речевое высказывание в устной форме;

логические: осуществление поиска существенной информации из рассказа учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Личностные: формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смыла учения.

27

Откуда берутся снег и лёд?

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Личностные : мотивация учебной деятельности

        Стандарт второго поколения позволяет строить процесс обучения с опорой на творческую деятельность ребенка и по-новому представлять его результат. Например: подборка вопросов для викторины, коллективное создание  сказок по окружающему миру или «Красной книги нашего края», выставка творческих работ.  При этом открываются широкие возможности для организации проектной деятельности учащихся, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, что является одним из эффективных методов формирования УУД. Проекты включает в себя следующую совместную деятельность  детей и родителей: совместное чтение познавательной литературы, совместные наблюдения (за растениями, животными, звёздами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), совместные прогулки. По окружающему  миру авторы учебника 1 класса предлагают такие проекты: «Наша дружная семья»,  «Моя малая родина»,   «Мой класс и моя школа»,  «Мои домашние питомцы». Авторы учебника «Математики» рекомендуют такие проекты: «Числа в пословицах, поговорках и загадках», «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=8096

http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=10863 

       

           Важной особенностью учебников является выделение в них базового и повышенного уровней учебного материала, позволяющего ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Ярким примером может служить введение в учебники рубрики «Странички для любознательных».

http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=10864

       С целью формирования личностных УУД  в  учебниках увеличено заданий и вопросов воспитывающего и занимательного характера.

http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=8107 

       В учебниках большое внимание уделяется работе учащихся с информацией, как одному из важнейших компонентов умения учиться. Так, в частности в учебниках «Окружающий мир» имеются ссылки на пособия для учащихся: атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне».

      Специальная система заданий связывает учебник и рабочие  тетради, а также организует поиск необходимой информации: в сети Интернет, энциклопедической, справочной, краеведческой, научно-популярной литературе. 

            В ходе работы в творческой группе был проведён урок по математике на тему: «Прибавить и вычесть 4. Решение задач», на котором шла работа по формированию универсальных учебных действий. Организационный момент начался со слов стихотворения,  что создаёт положительный настрой на урок,  создаётся ситуация успеха. (При этом формируются регулятивные УУД: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности, эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия;  личностные УУД:  освоение роли ученика)

 В сотрудничестве с учителем ученики сами формулируют цели и задачи урока. (На данном этапе урока формируются регулятивные УУД: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, умение работать  с учебником; познавательные  УУД: определять умения, которые будут сформированы на основе данной темы.)

При организации индивидуальной работы  ученики  сами выбирают себе задание на своё усмотрение. ( Формируются личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: определять план выполнения задания; познавательные УУД: определять круг своих знаний,  применять изученные вычислительные приёмы.)

Устный счёт начинается с занимательных задач в стихах.
(На этом этапе урока формируются личностные  УУД: формирование интереса к предмету, к учению;  осознание связи успехов с усилиями, с трудолюбием;  познавательные  УУД: применение изученных вычислительных приёмов;  умение решать задачи).
Закрепление прибавления  и вычитания числа 4 по частям проводится  в игровой форме. (Формируются познавательные УУД : учебные  -  умение применять изученные вычислительные приёмы, отработка навыков счёта; коммуникативные  УУД: проявлять активность;  личностные УУД: формирование интереса к предмету, к учению.)

Для развития логического мышления даётся задание на смекалку.(При выполнении этой задачи формируются познавательные  УУД:  логические – умение анализировать и рассуждать;  личностные УУД: формирование интереса к предмету, к учению.)    

Индивидуальную работу проверяют ученики по эталону и сами оценивают товарищей. (Регулятивные  УУД: осуществлять контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения  отличий от эталона, адекватно оценивать  товарищей.)

При работе над задачами формируются  познавательные  УУД:  учебные- дополнение текста задачи   по рисунку, использование  общих приёмов решения задач, создание  схемы для решения задачи, планирование  ход решения задачи; коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя.

При выполнении физкультминутки  формируются личностные УУД: ценностное отношение к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни; регулятивные  УУД: волевые усилия.

С целью проверки вычислительных навыков проведена самостоятельная работа по вариантам. После выполнения работы проводится взаимопроверка и оценка товарищей. (На данном этапе урока формируются познавательные УУД(совершенствование  навыки письма цифр; выполнение   действия сложения и вычитания; контроль  и оценка   процесса и результата деятельности);  регулятивные  УУД (умение выполнять взаимопроверку в парах, умение  оценивать работу  товарищей, умение определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом);  коммуникативные УУД (  умение слушать собеседника, адекватно воспринимать  предложения товарищей по исправлению ошибок);  личностные УУД( определение границ собственного знания и «незнания».))

 Над заданием по сравнению геометрических фигур  дети работают в парах.(При этом формируются регулятивные  УУД: применять установленные правила при сравнении рисунков из геометрических фигур;  познавательные УУД:  логические - сравнивать геометрические фигуры по форме и цвету, находить закономерности;
коммуникативные УУД:  умение сотрудничать, умение работать в паре, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, высказывать свою точку зрения, строить монологические высказывания.)

При подведении итогов   и во время рефлексии урока дети  сами оценивают свои успехи. (Формируются познавательные УУД:  определять, какие умения сформированы в  результате изучения темы; личностные УУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;  коммуникативные УУД: умение формулировать свои затруднения.)

         Школьное обучение должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь....

Методы и приемы обучения конструированию и моделированию

Методы и приемы обучения конструированию и моделированию...

Метод интеллектуальных игр как способ развития познавательного интереса к обучению младших школьников

Развитие интеллектуальных способностей — одно из приоритетных  направлений в психологии развития личности. В процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное ...

Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...

Статья "Применение метода проектов в обучении школьников Основам безопасности жизнедеятельности"

В статье поднимается вопрос  о необходимости формирования умений и навыков у школьников безопасного поведения при возникновении чрезвычайной ситуации (например, пожара), через активизацию у них п...