Статья "Рекомендации учителю (по В.А. Кан-Калику)"
занимательные факты по теме
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
для обеспечения эмоционального взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса (учениками, коллегами и родителями)
(по В.А.Кан-Калику)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_uchitelyu_po_kan-kaliku_spisok_muzyki_dlya_uroka.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
для обеспечения эмоционального взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса (учениками, коллегами и родителями)
(по В.А.Кан-Калику)
Рекомендации по коммуникативной подготовке к уроку:
- вспомните конкретный класс, в котором предстоит давать урок;
- попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения с данным коллективом, стремитесь положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные;
- вспомните, какой тип общения свойственен вам в данном классе, возможен ли он на этом уроке, вписывается ли в него;
- попытайтесь представить восприятие классом вас и материала урока;
- соотнесите присущий вам стиль общения и сложившийся тип взаимоотношения с классом, с задачами урока, попытайтесь добиться их единства.
Рекомендации по анализу процесса общения:
- попытайтесь определить причины своих педагогических ошибок:
а) непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению;
б) «перескакивание» через некоторые обязательные этапы общения;
в) недостаточная саморегуляция в общении;
г) подмена задач общения только лишь задачами педагогическими;
д) несоответствие предложенного вами стиля общения сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной индивидуальности;
е) механическое копирование стиля общения коллег;
ж) недостаточное владение учебным материалом;
з) психологические барьеры;
- постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены;
- попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с этим классом;
- продумайте ситуацию будущего общения с этим классом.
- используйте варианты рефлексивных вопросов для учащихся
-На этом уроке Я научился………………………..
- На этом уроке Я узнал, что…………………………..
- На этом уроке Я нашел подтверждение тому, что…
- На этом уроке Я был удивлен тем, что …
- На этом уроке мне понравилось, что…………………………
- На этом уроке Я был разочарован тем, что………………….
- На этом уроке самым важным для меня было…
- На этом уроке Я похвалил бы себя за ……………………
- На этом уроке мне удалось…………………..
- На этом уроке я сумел……………………
Рекомендации по взаимоотношениям с коллегами:
- будьте доброжелательны в отношении к другим членам педагогического коллектива;
- подходите к своим коллегам с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает;
- стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности;
- стремитесь на опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредотачивайте свое внимание лишь на недостатках;
- ищите общие «профессиональные знаменатели» в работе с другими представителями педагогического коллектива, это поможет в работе.
Рекомендации по анализу собственной речи:
- в речи не должны присутствовать слова-паразиты;
- способность точно строить высказывание, не отвлекаясь от главных мыслей;
- следите за темпом речи, от него зависит эффективность усвоения знаний;
- обратите особое внимание на интонирование, верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, общий психологический микроклимат урока;
- исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на школьников, дестабилизируют их, вызывают эмоциональный дискомфорт.
Рекомендации по построению своих взаимоотношений с трудными школьниками:
- трудный школьник является следствием психологической или педагогической запущенности, возможной физиологической патологии;
- он находится под давлением негативных стереотипов, которые сформированы другими учителями, школьниками, родителями;
- необходимо подходить к трудному школьнику с оптимистической гипотезой; здесь особенно важны доверительность, умение передать, что понимаешь его внутреннее психическое состояние, сложности жизни;
- нельзя механически навязывать ребенку ту или иную позицию, необходимо выходить на нее через изменение отношения школьника к ней;
- необходимо изменить систему межличностного взаимодействия школьника с негативным окружением и наладить систему его психологических контактов со школьным коллективом;
- следует настойчиво искать не только деловых, но и непосредственных личностных контактов с трудным ребенком; в этом случае педагогическое взаимодействие обогатится системой живых человеческих переживаний.
Рекомендации по общению с неконтактными учащимися:
- избегайте в процессе общения с учащимися тупиковых ситуаций, выявляйте причины их возникновения;
- ищите пути преодоления ситуаций, когда во взаимодействии с детьми возникают «пустоты»;
- стремитесь наладить контакт со всеми учащимися.
Рекомендации по определению психологической атмосферы в классе:
- уметь наблюдать за детьми;
- воспринимайте выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;
- обращайте внимание на все детали поведения ребят, их настроение;
- будьте пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса;
- учитесь сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, искать общий психологический знаменатель класса.
- используйте климатический круг для определения эмоционального климата в классе
Список музыкальных произведений, которые можно использовать на разных этапах урока
- Начало урока (для активизации настроения)
Композитор | Название | Время |
А. Марчелло В. Моцарт | Концерт для гобоя + Концерт 24 | 3:02 |
М. Глинка А. Моцарт | Прощание + Концерт 24 | 1:33 |
Ф. Шуберт | Баркарола | 1:29 |
Ф. Шопен | Ноктюрн до-диез минор +вальс до-диез минор | 1:19 |
Ф. Шопен | Прелюдия ля мажор | 0:31 |
Ф. Шопен | Ноктюрн ми-бемоль мажор | 3:03 |
Н. Паганини | 2-ой Концерт для скрипки | 1:18 |
Н. Паганини | 2-ой Концерт Рондо | 5:51 |
- Середина урока (для отработки навыков, выполнения алгоритмов, работа с текстом, выполнение упражнений, для пауз-расслаблений и др.)
Композитор | Название | Время |
А. Моцарт | Концерт 24 (2 часть) | 6:01 |
И.Бах | Ария оркестровая сюита №3 ре-мажор | 4:08 |
И. Бах | Чакона из партитуры ре-минор скрипка соло | 3:07 |
И. Бах | Кантата 208 оркестр | 2:39 |
И. Бах | Концерт №3 для струнных и клавесина ре-мажор | 4:47 |
Л. Бетховен | К Элизе | 4:27 |
П. Чайковский | 1 концерт (2 часть) | 6:04 |
П. Чайковский | Подснежник | 3:29 |
Ф. Шопен | Ноктюрн ми-бемоль-мажор | 3:48 |
Ф. Шопен | 1 концерт (2 часть) | 5:28 |
Ф. Шопен | 2 концерт (2 часть) | 6:25 |
А. Рубинштейн | Мелодия | 4:20 |
Р. Клаудерман | Лунная дорога | 3:55 |
Р. Клаудерман | Грезы любви | 3:22 |
Ф. Гойя | Монастырский сад | 4:34 |
Ф. Гойя | Голубая луна | 3:15 |
Ф.Паппети | Мой путь | 4:34 |
3.Конец урока (подведение итогов, для сосредоточения внимания)
Композитор | Название | Время |
И. Бах | Шутка | 1:24 |
Ж.Оффенбах | Баркарола | 3:06 |
А. Моцарт | Концерт для валторн (финал) | 3:47 |
П. Чайковский | 1 концерт (1 часть) | 3:11 |
И. Штраус | Весенние голоса | 7:40 |
Ф. Шуберт | Серенада | 4:48 |
Ф.Крейслер | Грезы любви | 3:24 |
Группа Зеленые Рукава | Колыбельная | 3:14 |
(по В.А.Кан-Калику)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....
Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"
Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...
Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната
Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....