Индивидуальный образовательный маршрут младшего школьника
материал на тему
Социально-педагогическая суть модернизации школы – обеспечение наибольшей направленности и вариативности образования, его индивидуализации. Одна из задач, стоящих перед нами – при массовости образования сделать его индивидуальным. В предлагаемом материале знакомим вас с опытом гимназии, выстроившей индивидуализированный образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_-vystuplenie1.doc | 94.5 КБ |
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_mladshego_shkolnika.ppt | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
младшего школьника МБОУ «Гимназия №127»
как средство реализации требований ФГОС НОО
Социально-педагогическая суть модернизации школы – обеспечение наибольшей направленности и вариативности образования, его индивидуализации. Одна из задач, стоящих перед нами – при массовости образования сделать его индивидуальным. Сегодня попытаемся познакомить вас с опытом гимназии, выстроившей индивидуализированный образовательный процесс.
Хотелось бы отметить, что существуют отличия между индивидуализацией обучения и индивидуальным подходом, который в советской школе перешел на дифференцированный подход в обучении.
Существует три мифа об индивидуализации (с которыми Вы можете познакомиться на слайде):
1.Индивидуализация - это к разным детям свой способ, подход, учитывающий их особенности.
2.Индивидуализация – это индивидуальная работа.
3.Индивидуализация – это индивидуализм или эгоизм.
Обратите внимание на слайд- индивидуальный подход - учитель преподносит содержание каждому ребёнку. Принципиальным отличием от индивидуального подхода является то, что индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок (а в начальной школе + родитель). Индивидуализация в образовательном процессе в начальной школе – это построение индивидуальных образовательных программ во внеурочной деятельности.
При индивидуализации обучения образовательный процесс направлен на успех. Успех ученика в деятельности – это проявление идивидуальных возможностей и способностей.
Отсюда, цель – формирование индивидуальных траекторий развития на основе аналитико-диагностического подхода с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. Изучение и поддержка индивидуальной образовательной траектории – основная ценность личностно-ориентированной школы, где все дети равны по возможностям и различны по способностям (И.С. Якиманская).
Существующее понятие «индивидуальная образовательная траектория» предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Опираясь на направления, школьное методическое объединение учителей начальных классов гимназии определило следующие задачи индивидуализации образовательного процесса:
1. Разработать индивидуальные образовательные маршруты.
2.Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса путём использования новых образовательных технологий.
3. Создать условия, обеспечивающие учащемуся позиции субъекта выбора содержания.
4. Обеспечить содержательную и методическую преемственность начальной школы- среднего звена.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
Предлагаем следующие этапы разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося начальной школы:
- диагностика;
- проектирование ИОМ (осмысление);
- организация;
- реализация ИОМ;
- оценка и коррекция ИОМ.
На этапе диагностики - что может предложить Гимназия, а что -внешкольные учреждения ( при организации внеурочной деятельности младших школьников гимназией используются возможности городских учреждений дополнительного образования детей, что включено в индивидуальные образовательные маршруты). Определяются направления деятельности. Сегодня познакомлю Вас с разработкой ИОМ на примере общеинтеллектуального направления.
Что можем предложить - помощь в презентации своих достижений.
Направления | Что может предложить Гимназия | Внешкольные учреждения | Выход, презентация, мониторинг |
1 класс | |||
Общеинтеллектуальное направление | Шахматы "Интеллектуальные витаминки" Английский язык "Умники и умницы" |
ДТДиМ Интернет-кружок в МетаШколе | Школьный уровень: Предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке. Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады. |
2 класс | |||
Общеинтеллектуальное направление | Шахматы «В мире математической мысли» Английский язык «Умники и умницы» ИГЗ по математике, русскому языку | ДТДиМ ("Краеведение") - на базе гимназии Интернет-кружок в МетаШколе | Школьный уровень: Предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке. Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; «Кенгуру»; «Русский медвежонок»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады. |
3 класс | |||
Общеинтеллектуальное направление | Шахматы «В мире математической мысли» ИГЗ по математике, русскому языку Лего-конструирование НОУ (Научное общество учащихся) | ДТДиМ ("Краеведение") - на базе гимназии Интернет-кружок в МетаШколе | Школьный уровень: День Науки (19.11.); предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке. Муниципальный уровень: Соревнования по Лего-конструированию. Научно-исследовательские конференции, выставки. Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; «Кенгуру»; «Русский медвежонок»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады; «Золотое Руно». |
4 класс | |||
Общеинтеллектуальное направление | «Английский язык» «Информатика и ИКТ» «В мире математической мысли» «Занимательная грамматика» НОУ (научное общество учащихся) Лего-конструирование Поэтический кружок. Занятия психолога. | ДТДиМ: "Краеведение" - на базе гимназии; «Что? Где? Когда?» - на базе гимназии. Интернет-кружок в МетаШколе | Школьный уровень: День Науки (19.11.); предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке. Муниципальный уровень: Соревнования по Лего-конструированию. Научно-исследовательские конференции, выставки. Соревнования ЧГК. Публикации. Региональный уровень Научно-исследовательские конференции, выставки. Соревнования ЧГК. Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; «Кенгуру»; «Русский медвежонок»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады; «Бульдог». Публикации. |
На этапах проектирования и осмысления - учитываются потребности участников образовательного процесса (ребёнка и его родителей), определяются виды и формы занятий, а так же планируется участие в презентациях своих работ.
Направления | Потребности участников образовательного процесса | Что может предложить Гимназия | Кол-во желающих | Внешкольные учреждения | Кол-во занимающихся, желающих | Презентация, мониторинг | Участники |
На этапе ОРГАНИЗАЦИИ определяем количество занимающихся по каждому направлению, педагогов, количество групп, часов, какие договоры необходимо заключить, с какими специалистами работать, определяем сроки участия, презентаций, мониторинга.
Кол-во занимающихся по каждому направлению | Что может предложить Гимназия
| Педагоги | Кол-во групп | Кол-во часов | Внешкольные учреждения (договоры) | Специалисты | Кол-во групп | Кол-во часов | Сроки презентаций, мониторинга |
Таким образом, мы выстраиваем у каждого ребёнка индивидуальный образовательный маршрут (в начальной школе средствами внеурочной деятельности).
Разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося
Этапы | Примечание, уточнения | |
Диагностика, анализ | Результаты диагностик. Портфолио учащегося | Сформированы УУД. Достижения. |
Проектирование | Виды деятельности. Программы. Участие в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося. | Потребности. Планируемый результат. |
Организация | Учебный план. Расписание занятий. Сроки участия в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося. | На год. На месяц. На неделю. В течение года. |
Мониторинг | Оценка реализации ИОМ. Коррекция ИОМ. | Достижения. |
Разработка индивидуальный образовательного маршрута учащегося 2 класса
Слайд Портфолио.
Таким образом, у каждого учащегося начальной школы гимназии выстраивается ИОМ, что является важной составляющей для развития способностей (одарённости) ребёнка. В начале семинара перед вами уже презентовали свои работы учащиеся начальных классов, на стендовой выставке отражены все направления деятельности наших ребят.
Сегодня на нашем семинаре учителя и педагоги познакомят Вас с разными видами деятельности младших гимназистов. Вы посетите и будете участниками урока-драматизации на английском языке, занятия "В мире математической мысли", интеллектуальной игры по русскому языку "Грамматическая пирамида". Все вопросы просим фиксировать на обратной стороне программы. Мы с удовольствием ответим на них на третьей части нашего семинара - на круглом столе "Свободный микрофон".
Одна из новых дополнительных образовательных программ, апробируемых в нашем учреждении - "Интеллектуальные витаминки". Слово предоставляется Елене Викторовне Сёмкиной.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - ЭТО К РАЗНЫМ ДЕТЯМ СВОЙ СПОСОБ, ПОДХОД, УЧИТЫВАЮЩИЙ ИХ ОСОБЕННОСТИ. 2.ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – ЭТО ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. 3.ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – ЭТО ИНДИВИДУАЛИЗМ ИЛИ ЭГОИЗМ. Три мифа об индивидуализации
Цель: формирование индивидуальных траекторий развития на основе аналитико-диагностического подхода с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. Изучение и поддержка индивидуальной образовательной траектории – основная ценность личностно-ориентированной школы, где все дети равны по возможностям и различны по способностям (И.С. Якиманская).
Направления реализации: Содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); Деятельностное (специальные педагогические технологии); Процессуальное (организационный аспект).
Задачи индивидуализации образовательного процесса 1. Разработать индивидуальные образовательные маршруты. 2.Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса путём использования новых образовательных технологий. 3. Создать условия, обеспечивающие учащемуся позиции субъекта выбора содержания. 4. Обеспечить содержательную и методическую преемственность начальной школы - среднего звена.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)
Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося начальной школы диагностика; проектирование ИОМ (осмысление); организация; реализация ИОМ; оценка и коррекция ИОМ.
Направления Что может предложить Гимназия Внешкольные учреждения Выход, презентация, мониторинг 1 класс Общеинтеллектуаль ное направление Шахматы "Интеллектуальные витаминки" Английский язык "Умники и умницы" ДТДиМ Интернет-кружок в МетаШколе Школьный уровень : Предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке . Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады.
2 класс Общеинтеллектуаль ное направление Шахматы «В мире математической мысли» Английский язык «Умники и умницы» ИГЗ по математике, русскому языку ДТДиМ ("Краеведение") - на базе гимназии Интернет-кружок в МетаШколе Школьный уровень : Предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке . Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; «Кенгуру»; «Русский медвежонок»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады.
3 класс Общеинтеллектуальное направление Шахматы «В мире математической мысли» ИГЗ по математике, русскому языку Лего-конструирование НОУ (Научное общество учащихся) ДТДиМ ("Краеведение") - на базе гимназии Интернет-кружок в МетаШколе Школьный уровень : День Науки (19.11.); предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке. Муниципальный уровень: Соревнования по Лего-конструированию. Научно-исследовательские конференции, выставки. Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; «Кенгуру»; «Русский медвежонок»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады; «Золотое Руно».
4 класс Общеинтеллектуальное направление «Английский язык» «Информатика и ИКТ» «В мире математической мысли» «Занимательная грамматика» НОУ (научное общество учащихся) Лего-конструирование Поэтический кружок. Занятия психолога. ДТДиМ: "Краеведение" - на базе гимназии; «Что? Где? Когда?» - на базе гимназии. Интернет-кружок в МетаШколе Школьный уровень : День Науки (19.11.); предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке. Муниципальный уровень: Соревнования по Лего-конструированию. Научно-исследовательские конференции, выставки. Соревнования ЧГК. Публикации. Региональный уровень Научно-исследовательские конференции, выставки. Соревнования ЧГК. Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; «Кенгуру»; «Русский медвежонок»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады; «Бульдог». Публикации.
Разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося Этапы Примечание, уточнения Диагностика, анализ Результаты диагностик. Портфолио учащегося Сформированы УУД. Достижения. Проектирование Виды деятельности. Программы. Участие в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося. Потребности. Планируемый результат. Организация Учебный план. Расписание занятий. Сроки участия в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося. На год. На месяц. На неделю. В течение года. Мониторинг Оценка реализации ИОМ. Коррекция ИОМ. Достижения.
Разработка индивидуальный образовательного маршрута учащегося 2 класса понедельник вторник среда четверг пятница суббота "В мире математической мысли" (12чел.) Шахматы (16чел.) "Умники и умницы" (32чел.) Английский язык (10чел.) Интернет-кружок в МетаШколе (индивидуально, консультация у учителя) Октябрь Ноябрь Февраль Март Апрель Май ЭМУ-Эрудит Русский медвежонок Эму-Специалист Интернет-олимпиада "Кенгуру" Интернет-олимпиада Предметные недели
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) младшего школьника МБОУ «Гимназия №127» как средство реализации требований ФГОС НОО Яшина Наталья Александровна, заместитель директора по учебной работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления педагогической коррекции младших школьников с трудностями в обучении
Раздел ООП НОО- коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Модули отражают ее основное содержание:- диагностическая работа- коррекционно-развивающая работа-...
Индивидуальные образовательные маршруты на уроках ОРКСЭ как средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества» (Теодор Рузвельт) Основы религиозных культур и светской этики в ФГОС НОО осуществляют•...
Презентация "Использование индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника – основа реализации ФГОС через УМК «Начальная инновационная школа»"
Через презентацию делюсь опытом по использованию индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника. Предлагаю данную презентацию использовать учителя в своей педагогической деятельност...
Статья на тему: Индивидуальный образовательный маршрут младшего школьника. Траектория успеха
Одна из главных задач современного образования – формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализац...
Индивидуальный образовательный маршрут слабоуспевающего школьника
Индивидуальный образовательный маршрут слабоуспевающего школьника...
Проектная деятельность как средство организации индивидуального образовательного маршрута младшего школьника
Проектная деятельность как средство организации индивидуального образовательного маршрута младшего школьникаВ настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности ...
Индивидуальный образовательный маршрут слабоуспевающего школьника
Индивидуальный образовательный маршрут слабоуспевающего школьника...