круглый стол
статья на тему

Бальчир Валерия Александровна

круглый стол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Тандинского кожууна  Республики Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с Успенка

Доклад на тему : « Социализация личности ребенка в процессе развития сюжетно-ролевой игры»

Из опыта работы :Бальчир Валерии Александровны-

учителя начальных классов МБОУ СОШ с Успенка

Успенка 2014г

Тема: « Социализация личности ребенка в процессе развития сюжетно –ролевой игры»

Введение

По мнению, многих педагогов и психологов, сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных  ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

   В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

В описанном мною опыте работы коллеги смогут познакомиться с системой работы по социализации личности ребенка в процессе развития сюжетно-ролевой игры.

Игра- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества, в истории развития и эволюции социума, игра тесно переплеталась с магией, культовым поведением.

Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи. Существует несколько концепций в подходе к феномену игры :а) немецкого философа и психолога К.Гросса; согласно ей игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни

Б) австрийского психолога К.Бюллера , определяющего игру как деятельность, совершаемую ради получения удовольствия от самого процесса деятельности

Г) голландского ученого Ф.Бейтендека, рассматривающего игру как форму реализации общих изначальных влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению.

Г.Спенсер относился к игре как к проявлению избытка жизненных сил. Иную трактовку игр дает теория»активного отдыха», развитая немецкими психологами Шаллером,  Лацарусом. Согласно этой теории кроме пассивного отдыха, которой мы имеем во сне, мы нуждаемся в активном отдыхе, в иной деятельности, свободной от всего угрюмого и тягостного, что связано с работой.

Утомление от работы требует не только психофизической разрядки, но и психического, эмоционального отдыха, который может быть реализован только в активности, но эта активность должна развиваться на психическом  просторе. Вот отчего человек нуждается в игре даже тогда, когда у него нет неизрасходованного запаса энергии, он должен играть, даже утомляясь, ибо физическое утомление не мешает глубокому психическому отдыху, источнику энергии .Наконец, есть  и такие, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений, как к необходимому восполнению монотонной односторонней деятельности как удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержанию чувства личности Нидерландский мыслитель и историк культуры Й. Хейзинга, предпринявший фундаментальное исследование игры(Человек играющий) усматривает ее сущность в способности приводить в восторг. Доставлять радость; он определяет ее как «добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем само, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием иного бытия, нежели «обыденная» жизнь.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Актуальность:

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.Проигрывая различные жизненные ситуации дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

  Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

-учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;

-формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;

-учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;

Основные методы и методики . используемые в педагогическом опыте.

 Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание- действие-общение.

  Особая роль при этом принадлежит воспитателю и учителю .Именно от личности педагога, его знаний, умений, его профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка -Русакова Л.В.

    Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием , в том числе и трудовым.

   Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.

 Первая группа связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, выразительное чтение художественной литературы, беседа, беседа-рассказ, с использованием иллюстраций, рассказ воспитателя и учителя, индивидуальные беседы с детьми, инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра, этические беседы.

 Вторая группа-это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя, учителя в творческой игре, выполнение  ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.

 В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной для себя роли и доведение ее до конца игрыформируют путем советов, индивидуальных заданий. Поручений, привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо, индивидуальных бесед по поводу роли, изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.

 Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры. Склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка.

 Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее  придумывание и элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.

 Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение педагогом и детьми построек; рассматривание образца педагога, показ приемов конструирования, использование фотографий детских построек , схем, таблиц.

    Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы-заместители (кирпичик вместо мыла и.т.д.) , чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.

  Использование описанных выше методов и приемов от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.

Вывод:

Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Этот практически единственная область . где он может проявить инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Детство это на только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Ведущей деятельностью дошкольного и младшего школьного возраста является ролевая игра. Именно тогда развивается творческое воображение, образное мышление, самосознание.

Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», « в младшем школьном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развернутым сюжетом»

 Сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к.в связи с развитием научно-технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей -задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

На основе выводов можно делать следующие рекомендации:

1.Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учетом места, времени в режиме дня, создать материально- игровую базу; игрушки; пособия; атрибуты, предметы, -заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно-ролевых игр.

2.Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приемов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, рассказ воспитателя о труде взрослых и.т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Курить - себе вредить"

Мероприятие помогает дать понятия об органах дыхания, показать какое вредное воздействие оказывает курение на здоровье,  обучить детей навыкам отказа от предложения закурить....

Круглый стол с родителями "Здоровая семья - здоровый ребенок"

цели это мероприятия: повысить уровень знаний родителей в области формирования,сохранения, укрепления здоровья детей, формирование здорового образа жизни; повышение социальной активности и укрепления ...

Круглый стол. "Использование ИКТ как одно из средств оптимизации образовательного процесса в начальной школе"

Презентация. Показаны разнообразные приёмы использования ИКТ на различных уроках для обобщения знаний, для отработки техники чтения, для развития зрительной памяти и орфографической зоркости на уроках...

Круглый стол: Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми

Заседание школьного методического обединения учителей начальных классов по развитию детской одаренности...

Круглый стол с элементами тренинга "Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников"

Начало обучения в школе - один из сложных периодов в жизни ребенка. Школа с первых дней перед ним ставит ряд важных задач. Первокласснику необходимо овладеть учебной деятельностью, освоить школьные но...

Реализация деятельностного метода на уроках русского языка - круглый стол для учителей начальных классов

Реализация деятельностного метода на уроках русского языка - круглый стол для учителей начальных классов....

нужно ли образование - круглый стол

За круглым столом разгорелись нешуточные страсти по поводу вопроса - нужно ли образование? Мнения сторон разделились. Кто же победит?...