ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПЕРВЫЕ ШАГИ (из опыта работы)
статья на тему

Чернова Александра Викторовна

Окружающий мир с каждым днём становится всё более динамичным, требующим от человека поисковой активности. Это заставляет психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современного человека, а педагогов ориентирует на более интенсивное использование методов исследования в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernova_a.v._mbou_soshno7_im._o.n._mamchenkova.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПЕРВЫЕ ШАГИ (из опыта работы)

      Чернова Александра Викторовна, учитель начальных классов

                                  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» им. О.Н. Мамченкова

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций

        Окружающий мир с каждым днём становится всё более динамичным, требующим от человека поисковой активности. Это заставляет психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современного человека, а педагогов ориентирует на более интенсивное использование методов исследования в обучении.

        Жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательское поведение ребёнка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать процесс развития личности в процесс саморазвития.

В Международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года уже несколько раз проходило в различных странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места. Этот факт, к сожалению, свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Это, однако, не значит, что они мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУН, но не умеют пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.

 Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, от гибкости его мышления, способности совершенствования своих знаний и опыта.

 В связи с этим вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности, к проектной деятельности, которая позволяет развивать специфические проектные умения:

  • распознавать проблему и преобразовывать её в цель предстоящей работы;
  • определить перспективу и спланировать необходимые шаги;
  • найти и привлечь нужные ресурсы;
  • точно реализовать имеющийся план; а при необходимости внести в него обоснованные изменения;
  • оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки;
  • осуществить презентацию результата своей работы и собственной компетентности.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо учащемуся передать инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Прежде чем приступить к исследовательской деятельности с учащимися, я изучила определения понятий.

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Особенностью таких работ является неопределенность результата, который могут дать исследования. 

Исследовательская деятельность обучающихся – это такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы (Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии).

Следующим моим шагом стало знакомство с опытом работы коллег в данной области и собственное обучение организации исследовательской деятельности. Много полезного и интересного было найдено в журналах «Начальная школа», в Интернете. Считаю ценной статью доктора педагогических и психологических наук А.И. Савенкова «Основные элементы образовательной программы, выстроенной в соответствии с идеей исследовательского обучения», в которой рассматривается механизм трансформации процесса развития ребенка в процесс саморазвития за счет опоры на исследовательское поведение. Из «Памятки взрослому» я узнала, что полезно придерживаться следующих простых, общих правил:

  • подходите к проведению этой работы творчески;
  • не сдерживайте инициативы детей;
  • поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо;
  • помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно;
  • не спешите с вынесением оценочных суждений;
  • оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;
  • обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:

а) учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; б) старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию. 

Получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам не научится это делать. Если этому специально не обучать, то  ни старшеклассник, ни учащийся неполной средней школы, ни тем более младший школьник никакого исследования не проведет. А.И. Савенков отмечает, что можно попытаться обучать умениям и навыкам проводить исследования в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективней в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся. В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Исследовательская деятельность предполагает определенную структуру

http://www.researcher.ru/methodics/development/a_150wjf/38-arpfuyb4bo9.jpg
 и наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  • постановку проблемы,
  • изучение теории, посвященной данной проблематике,
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  • собственные выводы.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Предполагаемая самостоятельная работа учащихся в исследовательской деятельности:

Выбор темы, определение проблемы, изучение публикаций,  формулировка гипотезы

 

Проверка гипотезы при сборе

данных и  

проведении экспериментов

 

Анализ  и выводы

(оценка  результатов),

оформление работы

Работа   учителя - руководителя

Создание теоретической базы

Подбор методик  к задачам

Составление плана работы

Подбор методик обработки результатов

Составление плана презентации выступления

Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. Метод создания учащимися собственных исследовательских проектов занял место в сфере дополнительного образования, во внеклассной работе с подростками и старшеклассниками. Применительно к обучению младших школьников полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников, требуется подготовка для этого необходимой почвы.

 На современном этапе прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников становится система проектных задач. Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.

Участие ученика в исследовательской деятельности, открытии способов решения учебных задач и способов получения знаний самостоятельно, с помощью учителя или при участии сверстников является важным моментом превращения ученика в субъекта учебной деятельности. Для того чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, учителю необходимо организовать исследовательскую деятельность учащихся, поставить их в такие условия, какие бывают у учёного в момент открытия нового знания, понятий, законов. Но, если в науке главной целью является получение новых знаний, то основная особенность  исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Педагоги должны ясно осознавать, что на всех этапах этой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение школьником новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученных материалов. Это самый важный, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения. Школьники не создают понятий, образов, ценностей и норм, а присваивают их посредством учебной деятельности. Но в процессе её выполнения школьники осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались продукты духовной культуры. Такой процесс исследования ведёт к образованию нового типа мышления – теоретического, которое предполагает анализ содержания учебного материала во всех взаимосвязях, противоречиях. Выделяя в учебном материале некоторое сходное общее отношение, обнаруживая, что оно проявляется во многих других частных отношениях, учащиеся тем самым строят содержательную абстракцию изучаемого предмета, что ведёт к выделению способов решения задач.

Исследовательская деятельность учащихся сопровождается использованием проблемно - поискового метода, который помогает учителю развить самостоятельное мышление, исследовательские умения и творческий подход к делу. Во время занятий создаётся ситуация познавательного затруднения, при которой младшие школьники  оказываются перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения нового одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, аналогией, обобщением.

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа может проводиться индивидуально, но может иметь групповой и коллективный характер. По продолжительности исследования могут быть как кратковременными, так и долговременными. Результативными могут оказаться и те, и другие при учёте индивидуальных особенностей участников деятельности. Способность долго концентрировать внимание на одном объекте, т.е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

  • фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  • эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;         
  • теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.

По степени самостоятельности ребенка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.

Второй уровень – взрослый ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

На третьем – высшем уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно

Я являюсь классным руководителем и веду работу с учащимися в соответствии с планом воспитательной работы. Моя воспитательная тема самообразования «Экологическое воспитание младших школьников», поэтому первые шаги в исследовательской деятельности моих воспитанников сделаны в этом направлении.

Особую роль я отвожу организации и проведению исследовательских экскурсий. Никакой урок в стенах кабинета не может заменить живого общения с природой. Перед экскурсией с целью наблюдений за изменениями, происходящими в природе, я нацеливаю учащихся на встречу с красотой, на разнообразие природного окружения и организовываю соответствующую познавательную деятельность, формулирую познавательные задачи. Во время экскурсий учащиеся проявляют деятельную активность, интерес к наблюдаемым предметам и явлениям природы, хорошее усвоение учебного материала. Это происходит потому, что исследовательский подход больше соответствует природе ребёнка. На экскурсии можно исследовать одновременно разнообразные предметы и явления природы, знания добываются самостоятельными усилиями школьников в группах при выполнении практических заданий. Завершив работу, каждая группа делает краткое сообщение о полученных результатах, результаты обсуждаются и при необходимости уточняются. Наблюдения и объяснения каждой группы коллективно оцениваются. Часть учебного материала во время экскурсии изучается по опережающему принципу и позже применяется на уроках. В окружающем мире многое остаётся для ребёнка тайной. Многие дети не могут отличить тополь от ольхи, лиственницу называют ёлкой. Экскурсионные наблюдения помогают детям по-новому посмотреть на то, с чем раньше встречались, но не обращали внимания. При планировании маршрута экскурсии выбираю постоянные участки (на пришкольной территории, на открытом пространстве, у реки), которые становятся станциями в проведении всех экскурсий. Это помогает учащимся устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой. В ходе исследовательских экскурсий школьники приобретают различные специальные навыки и умения, учатся использовать их на уроках, в жизни. 

Перед посещением Краеведческого музея, живого уголка или зимнего сада в ЦДОД «Луч», государственных природоохранных учреждений сообщаю цель нашего посещения, указываю, на что прошу обратить внимание. В этих экскурсиях используется рефлекс ребёнка на новизну, т.е. любопытство и любознательность. После посещения проговариваем важные моменты, обмениваемся впечатлениями, подводим итоги экскурсии в форме представления и защиты рисунков, открыток.

Самым постоянным практическим делом школьников является посильный уход и наблюдения за комнатными растениями. Мои второклассники провели исследование «Для чего нужны комнатные растения?» Изучив специальную литературу, сделали вывод, что растения не только делают школьные кабинеты и рекреации красивыми, облагораживают людей, но и дают столь необходимый для дыхания кислород, очищают воздух, уменьшают запылённость помещений. Воспользовавшись атласом-определителем «От земли до неба» А.А. Плешакова, ребята узнали названия растений кабинета, как и откуда они пришли к нам. Из книг о комнатных растениях узнали, как правильно ухаживать за растениями. Цветоводы следят за своевременным наполнением водой пустых бутылок, потому что для полива нельзя использовать воду сразу из-под крана. В нашем кабинете есть растения, нуждающиеся во влажном воздухе, поэтому мы создаём для них комфортные условия, опрыскивая их каждый день. Опрыскивание растений смывает пыль с листьев, делает чище воздух и регулирует его влажность в помещении. В ходе исследования учащиеся сделали вывод, что располагая растения в помещении важно соблюдать условия, связанные с температурным режимом помещения, освещённостью, удобством и безопасностью. Дети росли, вместе с ними росли и растения, в ходе наблюдений заметили, что корням растений стало тесно в горшочках, растения стали хуже расти. Перенесли эту проблему на себя и пришли к выводу, что наступила пора пересаживать цветы. На вырученные от продаж на ярмарке деньги мальчишки купили кашпо, а девочки пересадили растения кабинета, рекреации. Озеленив рекреацию, наш класс не забывает ухаживать за растениями крыла начальной школы: мальчишки носят стулья, а девочки, став на стулья, поливают отстоявшейся водой.

В октябре-ноябре 2008 года в нашей школе проводилась «Неделя добрых дел». Мои второклассники активно включились в поиск проблемы. Нашли углубление в бетонном полу, провели исследования и нашли способ решения этой проблемы. Научились оформлять плакат, рассказывая о своих действиях. Игонин Максим, Исаева Анна, Кириченко Диана. Трофимова Ульяна и Шевченко Данил защитили проект «В коридоре безопасно» перед учащимися параллели вторых классов.

Уже в третьем классе выполнили социальный проект, когда в октябре 2009года Исаева Аня принесла в класс газету «Елизово» со статьёй с призывом помочь детям села Никольское. Ребята провели огромную работу по поиску возможных вариантов решения обозначенных проблем, по сбору и обобщению материала. Собранные вещи и игрушки ребята отвезли в «Камчатский центр социальной помощи семье и детям». В подготовке проекта активное участие приняли Исаева Анна, Зубко Яна, Кириченко Диана и Кулиненко Григорий. Эти ребята защитили проект на I ученической научно-практической конференции «Наука. Поиск. Творчество». Приобретён бесценный в воспитательном отношении опыт.

В 2008-2009 учебном году Маматова Ксения, ученица 3 класса, под моим руководством выполнила исследовательскую работу «Я – ительменка». Девочка изучила свою родословную, выполнила рисунки, научилась добывать информацию из различных источников на интересующую тему (читала литературу, изучала карты, знакомилась с экспонатами музея, беседовала с членами ительменской общины, познакомилась с итогами переписи населения). Ксения рассказала об истории своего народа одноклассникам, выступила с докладом на I ученической научно-практической конференции «Наука. Поиск. Творчество». С этой работой моя ученица приняла участие в XI районной научно-практической конференции исследовательских работ, посвящённых Дню Земли, в ЦДОД «Луч» и заняла третье место в младшей возрастной группе (среди пятиклассников).

В 2010 году мы узнали об акции по сбору крышек от бутилированных напитков проводимой учащимися 8 класса лицея №46. Мы познакомились с работой восьмиклассников, узнали о сборе крышек японскими школьниками. Дело ребятам понравилось, и начали собирать крышки. Рассказали о «Формуле роста» родителям, учащимся других классов, работникам школы. Красиво оформленные коробочки от соков отнесли в районную Детскую библиотеку, в Кроноцкий государственный заповедник. Понимая, что от нас зависит, станет крышка мусором или ресурсом, очень быстро много их собрали и отвезли в лицей №46. О проделанной работе Городнов Вячеслав и Зубко Яна создали видеоролик «Экокрышка». О проведённых исследованиях Яна подготовила доклад, выступила на II ученической научно-практической конференции «Наука. Поиск, Творчество» и заняла 3 место.

Способность видеть красоту и беречь окружающий мир развивается в ходе волонтёрской деятельности экологического содержания. Узнав, что в конце апреля на улицах города подбеливают стволы деревьев, ребята провели исследование с целью выяснить, для чего это делают. Одни интересовались у родных и близких, другие искали ответ в Интернете. Нашли и про личинок, и про образование трещин в результате дневного нагрева и ночного охлаждения ствола дерева. Важный вывод сделал ребёнок: «Чтобы было красиво». С волонтёрской миссией к Первомаю ребята класса подбелили стволы деревьев возле школы и полюбовались со стороны своей работой. От дружной работы, от увиденных результатов стараний получили моральное удовлетворение. Очередной рейд волонтёров прошёл в мае 2011 г. на территории Дирекции «Природный парк «Вулканы Камчатки», где убирали прошлогоднюю траву, очищали дорожки от молодой поросли травы, подбеливали стволы деревьев и кустарников и наблюдали происходящие в природе изменения.

Особо значимой работой я считаю лечение ребятами стволов двух лиственниц. Долго дети не могли понять, откуда на такой высоте появились повреждения, и высказывали самые необычные предположения. Открытием стало, что повреждения  нанесены трактором при расчистке от снега пришкольной площади. С помощью измерений и математических расчётов девочки определили площадь повреждённых участков. Из беседы с лесопатологом Л.А. Аронской ребята узнали, что лиственницы меньше других растений подвержены заболеваниям, но решили, что эти раны могут плохо сказаться на состоянии деревьев. Выдвинули гипотезу, что если не принять срочных мер по их лечению, растения могут погибнуть. За консультацией обратились к заместителю руководителя КГУ «Елизовское лесничество» Н.В.Захарченко. При встрече узнали, что не будет лишним и нанесение пластичной замазки. Среди взрослых провели опрос о способах и средствах лечения повреждений. Девочки купили садовый вар на деньги от продаж во время ярмарки. Соблюдая меры предосторожности, нанесли вар на повреждённые участки ствола. Исаева Аня нашла загадки и пословицы о деревьях. Диана Кириченко из учебника биологии для 6 класса узнала о строении стебля древесного растения и рассмотрела слои наглядно на наших деревьях, составила кроссворд. О проведённых исследованиях и проделанной работе Диана Кириченко подготовила доклад и выступила с ним на II ученической научно-практической конференции «Наука. Поиск. Творчество». Своё выступление девочка закончила пословицей: «Дерево славится плодами, а человек – делами». Среди семи работ учащихся 4-5 классов эта работа заняла второе место.

 Ежегодно ребята моего класса участвуют в «Марше парков». При подготовке к «Маршу парков – 2010» Истомина Виктория провела исследование, изучив специальную литературу, периодические издания, материалы сайта Кроноцкого заповедника и выявила 4 проблемы дикого северного оленя. Им девочка и посвятила свой плакат, с которым в краевом конкурсе «Биоразнообразие – основа жизни на Земле» заняла 2 место. О проделанной работе и полученных знаниях Вика рассказала одноклассникам. Желающие ребята вместе с родителями приняли участие в шествии по главной улице города. О проблемах дикого северного оленя девочка говорила и в интервью, показанном местным телевидением.

Не один год мы являемся активными участниками акций, проводимых Всемирным фондом дикой природы, или при его поддержке, что способствует формированию у ребят активной жизненной позиции. Наше знакомство с WWF произошло весной 2009 года, когда мы впервые узнали об участии России в международной акции «Час Земли». Мы собрали информацию об акции и стали рассказывать о ней родным и знакомым, выпустили плакат, чтобы привлечь к участию в акции учащихся и работников школы. Эта акция призвана обратить внимание населения на глобальное изменение климата и необходимость снижения выбросов углекислого газа в атмосферу путём экономии электричества в повседневной жизни. В 2010 году в рамках акции «Час Земли» учащиеся успешно решали учебные задачи, принимая участие в краевом конкурсе экологических стенгазет и конкурсе подсвечников. Проводя теоретические исследования путём изучения материалов книги для детей «Климат в кредит» ребята выявляли губительное влияние человека на природу, учились правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Эта работа способствовала развитию экологического мышления школьников. Итогом исследований на тему «Почему растения зелёные?» стал выпуск редколлегией класса плаката «Леса предохраняют сушу от перегрева». Другая группа по результатам исследований о вредоносном влиянии углекислого газа на живые организмы выпустила плакат «Человек сильно влияет на содержание СО2 в атмосфере». Три группы в дни каникул проявили творчество, выдумку, выпуская газеты на остатках обоев, используя упаковочную бумагу, полиэтиленовые пакеты, закончившиеся стержни от ручек, крышки от бутылок, пластиковые одноразовые лоточки, остатки пряжи для вязания. Как вдохновенно работали девчонки и мальчишки, не замечая времени, вкладывая приобретённые знания и душу в свои творения. Как обогащает ребят такая групповая проектная деятельность! Работы были отмечены отличными экологическими призами для редколлегий и статьёй о наших делах на сайте WWF. И в 2011 году мы не остались в стороне от акции, активно проводимой на полуострове. Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание, другого – форма, третьего – орудия труда. Ребята повзрослели, стали осваивать компьютерные программы. Объявленный конкурс социальной рекламы натолкнул на мысль создать видеоролик «Час Земли», который 26 марта был размещён на сайте WWF вместе с информацией о нашем участии в конкурсах в рамках акции. http://www.wwf.ru/news/article/8040

В ходе подготовки к участию в конкурсе экологических листовок ребята провели опрос среди взрослых и сверстников об экономии электроэнергии, пробовали сформулировать требования к экологическому поведению личности в быту и изобразили энергосбережение в своих листовках. В ходе такого общения у школьников формируется умение познавать другого человека, способность понять и принять точку зрения другого человека.

В 2010-2011 учебном году объектом эмпирического исследования (наблюдали, опрашивали) стала проблема мусора в коридорах школы, на улицах города. Эта проблема нам близка, потому что она вокруг нас, в наших силах попытаться сделать окружающий мир чище. Итогом стали плакаты Истоминой Виктории «Мусору – своё место!», Гаевец Дарьи и Зубко Яны «Мы за чистую Камчатку». Эти работы приняли участие в конкурсе экологических плакатов  в ЦДОД «Луч» ко Дню Земли. Вика получила диплом за 3 место, Даша и Яна грамоты за участие. Многие ребята нарисовали листовки «Мусору - своё место!» и отнесли их в детские сады «Малыш» и «Сказка», чтобы учить дошкольников и их родителей правильно выбрасывать мусор.

Новые технологии активно входят в нашу жизнь. В октябре 2010 года мы с детьми стали готовиться к участию в III Открытом детско-юношеском фестивале видеороликов и видеофильмов «Видеотавр-2010». На тот момент я уже могла работать в программах Windows Movie Maker, Photo Story для Windows, оставалось детям освоить эти программы и они успешно с этим справились. Овладение навыками работы в названных программах, создание работ вызвало интерес родителей. Прекрасная возможность в новой форме рассказать о своих чувствах к природе, поделиться гордостью красотами, привлечь внимание подростков к сохранению природы. Ребятами была выдвинута гипотеза: если о красоте природы мы будем больше знать и рассказывать другим, то уже не сможем намеренно губить природу. Выбрали темы, поставили цели, определили задачи. Провели исследования семейных фото архивов, выбрали необходимый материал, подобрали музыкальное сопровождение и провели эксперименты с использованием материалов. В результате появились интересные работы «Край, который я люблю» Кулиненко Григория и «Камчатка-родина моя» Маматовой Ксении, в которых дети обращали внимание слушателей на уникальность камчатской природы и необходимость её сохранения. Истоминой Виктории оказалась ближе тема «Мой мир». Выполнены все этапы работы над проектом и  необыкновенная работа произвела впечатление на каждого её увидевшего. Истомина Вика стала членом делегации из пяти школьников от Камчатки во II Всероссийском детском кинообразовательном фестивале «Киноостров» в июле 2011 г. в Санкт-Петербурге.

 Продолжением начатой работы стало участие моих ребят в I Открытом детско-юношеском конкурсе социальной рекламы «Взгляд вперёд». Название говорит за себя. Создатели работ хотели донести до зрителей важность поднимаемых ими проблем экологии, здоровьесбережения и понимание ответственности за происходящее, за будущее нашей Планеты. Участники использовали при монтаже созданные ранее свои работы и работы одноклассников, явившиеся творчеством в результате исследовательской деятельности. Плакат Истоминой Виктории «Мусору – своё место!» Садыков Дмитрий использовал в видеоролике «Чисто там, где не сорят». Городнов Вячеслав и Зубко Яна создали видеоролик «Экокрышка». Члены жюри от ГТРК «Камчатка» в номинации «Мы – дети России» поставили этот ролик на 1место, а видеоролик Истоминой Виктории «Час Земли» занял второе место. Чтобы дети чувствовали полезность своих дел, ощущали причастность к охране окружающей среды, созданные видеофильмы и экологические видеоролики показали родителям на собрании, участникам XII районной научно-практической конференции исследовательских работ в ЦДОД «Луч», на подведении итогов конкурса экологических листовок в КГУ «Природный парк «Вулканы Камчатки», оставили для показа в просветительских целях.

В 2010-2011 учебном году мои четвероклассники впервые приняли участие в Дистанционной Обучающей Олимпиаде для начальных классов «Нескучная зима» и приобрели неоценимый опыт.

При выполнении заданий обучающего тура и конкурсного «Его величество Фразеологизм» ребята провели теоретические исследования. Учащиеся совершенствовали навыки работы со словарём, обогатили словарный запас. Итогом этого тура стало соревнование трёх команд класса, порадовавшее всех присутствовавших. Десять семей класса (из 26 семей) приняли участие в конкурсе «Рисуем всей семьёй». Дети с родителями выбрали фразеологизм, проявили творчество в его иллюстрировании и объяснили причину своего выбора.

Второй тур «Неизвестное в известном» (окружающий мир) был посвящён бумаге. Обучающий тур состоял из теоретических исследований (история изобретения бумаги, области её применения, свойства и типы бумаги) и эмпирических (самостоятельно делали бумагу; провели эксперимент «Невероятно расширяющаяся петля»). В рамках конкурсного тура сделали 8 экспериментов (опытов) демонстрирующих различные свойства бумаги и представили результаты проведённых опытов.

Гаевец Дарья и Маматова Ксения с помощью презентации поделились с участниками II ученической научно - практической конференции «Наука. Поиск. Творчество» опытом изготовления бумаги собственными руками и результатами своих исследований. Девочки рассказали, как можно использовать самостоятельно приготовленную бумагу, организовали выполнение упражнений с листом Мёбиуса со сверстниками. Работа «Неизвестное об известном» заняла в конкурсе ученических работ 1 место.

Очень познавательным для команды ребят моего класса стало участие в дистанционном конкурсе «Космические дневники», посвящённом 50-летию полёта человека в космос и Году Космонавтики. К викторине «Шаг во Вселенную» для других команд ребята составили интересные вопросы на космическую тему с правильными ответами. Девочки провели информационное исследование «Очевидцы». Для этого нашли людей, в памяти которых живы воспоминания о 12 апреля 1961года и взяли у них интервью. Участие в этом конкурсе способствовало развитию коммуникативных умений межличностного взаимодействия. По итогам всех заданий конкурса наша команда в своей возрастной группе (начальные классы) заняла 3-е место.

Создание ситуации успеха для каждого ученика, развитие эмоционально личностной сферы ребёнка (радость успеха, ответственность за принятое решение, гордость за победу) позволяют участникам исследовательской деятельности с уверенностью продвигаться  в процессе саморазвития.

Творчество человека выступает в качестве наиболее яркого проявления его исследовательского поведения. Причем исследовательский, творческий поиск для человека важен, по меньшей мере, с двух точек зрения: с точки зрения получения какого-то нового продукта и с точки зрения значимости самого процесса поиска. В социальном и образовательном планах особенно важно то, что человек способен испытывать и испытывает истинное удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творческого, исследовательского поиска.

Главный результат исследовательской работы не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок» или даже склеенный из бумаги проект космического аппарата. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

В целях непрерывности самообразования и роста профессионального мастерства в области проектно-исследовательской деятельности учащихся я выступила с докладом на заседании методического объединения учителей начальных классов нашей школы по обозначенной теме. Мною пройдено обучение в КГОУ ДОВ «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров» по теме «Информационные технологии в проектной деятельности учителя-предметника (в рамках образовательной программы Intel «Обучение для будущего»)». С 16 по 25 июня 2011 года я волонтёром приняла участие в экологической научно-исследовательской экспедиции «Школа Дикой Природы», организованной Ассоциацией особо охраняемых природных территорий Камчатского края в с. Пиначево. В результате экспедиции у детей-участников повысилось понимание важной роли ООПТ в изучении и сохранении биоразнообразия, развиты начальные навыки и умения полевых исследований, аналитические и творческие способности. На площадке федерального портала «Сеть творческих учителей» я зарегистрировалась  для участия в творческой мастерской «Проектно - исследовательская деятельность младших школьников», которая начнёт работу 7ноября 2011г.

Природа экспериментирует постоянно, и каждый живой организм склонен к этому, что совершенно естественно. Именно поэтому исследовательский рефлекс — один из базовых, безусловных рефлексов. Очень важна биологическая роль потребности в исследовательском поведении. Эта потребность является пружиной, движущей силой развития и саморазвития. Благодаря ей биологический организм становится активным соучастником прогресса своей популяции и всего живого.

Использованная литература и Интернет ресурсы

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. – «Начальная школа», № 9, 2005, с. 55 – 58.

Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа. Занятия. Работы учащихся. - М.: Учитель, 2009. - 138 с.

Кропачева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе, - «Начальная школа», № 11, 2007, с. 48 – 53.

Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении. http://uss.dvfu.ru/study/inteach/kurs_intel/inet/researcher/1.htm

Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе. – «Начальная школа», № 12, 2000, с. 101 – 108.

Савенков А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности http://www.researcher.ru/methodics/development/a_150wjf.html

Савенков А.И., Серденко П.В. Подготовка будущих учителей к исследовательскому обучению младших школьников. – «Начальная школа», № 10, 2007, с. 86 – 89.

Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно – исследовательской деятельности. – «Начальная школа», № 7, 2007, с. 40 – 43.

Трубайчук Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. – «Начальная школа» , № 9, 2005, с. 6 – 9 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД через проектно исследовательскую деятельность младших школьников (из опыта работы)

В данной статье описывается работа по формированию универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

О первых опытах исследовательской деятельности младших школьников. Первые проекты.

     В 2007 г. я  участвовала  в муниципальном конкурсе "Учитель-исследователь".Тогда же и начала заниматься  исследовательской деятельностью с детьми. Темы детски...

Представление педагогического опыта по теме: «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников»

Проектно - исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно формирует компентентностный и деятельностный подходы, выдвигающие на первое место не инфор...

презентация педагогического опыта «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников»

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечена необходимость п...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Ц        Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и п...


 

Комментарии