Формирование УУД через проектно исследовательскую деятельность младших школьников (из опыта работы)
статья на тему

Медведева Наталья Петровна

В данной статье описывается работа по формированию универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_opyt.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность. (Из опыта работы)

Медведева Наталья Петровна

учитель начальных классов

МБОУ «Базовая Павловская СОШ»

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
 

       Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

  Я  определила для себя одну из важных тем создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.  Методика проведения учебных исследований, учебных проектов, которую предлагает Александр Ильич Савенков, позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Ее широко можно использовать и во внеурочной работе, а я использую на занятиях кружка «Я – исследователь». Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентоспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя. А проектно-исследовательская деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить.

Известное выражение «Я не волшебник, я только учусь» очень хорошо подходит к моей деятельности. Но главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в проектно - исследовательской деятельности. Эта работа стала для некоторых родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, ходят на экскурсии, выполняют несложные исследования,  помогают подбирать нужную информацию, готовить защиту  работы своего сына или дочери. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса я практикую коллективные, групповые, индивидуальные   проекты  на уроках и во внеурочной деятельности.

При работе над проектами  формируются УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса. Учебно-познавательной мотивации)

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной  задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять запись выбранной информации с помощью инструментов ИКТ, строить сообщения…)

- коммуникативные (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы )

Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.

1. В 1 классе работу начали с коллективного  проекта «Азбука». На уроках обучения грамоте знакомились с буквами, а на занятиях кружка каждый ученик выбрал три буквы. Предполагалось наличие на каждой странице «Азбуки» шести объектов:

Некоторые объекты мы готовили на занятии кружка, кое какой материал подбирали дома, в работу активно вовлечены были  и родители.  Проект «Азбука» опубликован в Завуч инфо .

2. Рассказать всем о своей семье, скорее всего, хочет каждый ребенок,

поэтому предлагалось организовать презентацию мультимедийных сочинений «Моя семья – моя гордость»,   на которой каждый ребенок выступил с кратким сообщением.

Предварительно мы наметили план работы, определили цель, задачи, ход работы, методы. Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, о членах их семей, их увлечениях, появились новые интересы.

В школьном конкурсе презентаций «Моя семья» мой ученик  в номинации «Карта путешествий моей семьи»  стал победителем.

3. Подготовили коллективный проект «Цветок дружбы» .

Эта работа приняла участие в  дистанционном конкурсе детского творчества в рамках  II сетевого фестиваля «Салют талантов» .

 4.  Ученики выполняют и индивидуальные проекты:  «Новогодняя игрушка»,   «Поделки из природного материала», «Подарок маме»…

5.После изучения темы «дикие и домашние животные» по окружающему миру  несколько учеников изъявили желание рассказать о  «Домашних питомцах», подготовили индивидуальный проект. Я была только «За» и на занятии кружка дети защищали свой проект. При работе над данным проектом, выяснилось, хотя мы и живем в сельской местности, не у всех есть домашние животные.

6.  Также подготовлены были и следующие проекты: «Наше творчество», «Первый класс-спортивный класс», «Первые победы первоклассников», «Почему нам интересно ходить в библиотеку», «Почему я горжусь своим дедом», «Воспитатель с большой буквы», «Поклон героям»  и много других.

7.  Проект «Неделя  добрых дел». Групповой. Одна группа подготовила  в бумажном варианте  «цветок доброты», на каждом лепестке добрые дела. Другая группа подготовила видеофильм.  

8. Большая подготовительная работа была организована перед проведением урока - проекта  «Моя малая родина»:  продуктом проекта   были рисунки, которые приняли участие во всероссийском конкурсе,   имеем диплом 3 степени и видеофильм, который опубликован на образовательном портале «Наша сеть»    

      Ребята  также принимают активное участие и в проведении различных опытов,  исследований.  При работе в этом направлении  формируются УУД  тоже во всех сферах:

-личностные (формирование интереса)

- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с источниками информации: учебником, телефоном, интернетом,  использовали простейшие предметы для проведения опыта)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

         Так, например, после исследования различных продуктов питания в ярких красочных обертках на наличие в них вредных пищевых добавок, эта тема заинтересовала мою ученицу и она выполнила исследовательскую работу,  Настя  выяснила во всех ли любимых детьми начальной школы лакомствах содержатся вредные пищевые добавки. С данной работой она выступила перед учениками начальной школы,  их родителями и на конференции по здоровьесбережению, а в муниципальном конкурсе исследовательских работ заняла 3 место, а также приняла участие в проекте   «Алые паруса» для одаренных детей и ее работа опубликована на образовательном портале «Наша сеть».

В копилке  у нас больше пока  проектов, т.к. мы на уроках и занятиях во внеурочное время только приобретаем знания и развиваем  умения и навыки исследовательского поиска.

Методика  Александра Ильича Савенкова включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. Для того, чтобы познакомить детей с методикой, требуется несколько тренировочных занятий.

Количество коллективных занятий тренировочного плана зависит от развития ребенка (может быть 2, 3,4). Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы – самостоятельной исследовательской практике детей.

 Итак, предполагаемые результаты:

Формирование УУД через проектную деятельность позволит:

  • обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

    Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообразования через организацию проектно -исследовательской деятельности младших школьников

Обобщили свой опыт работы, используя технологию проектно-исследовательской деятельности в начальных классов, начиная с 2000 года. Поместили темы проектов, приемы работы над ними....

Формирование ключевых компетенций через проектно- исследовательскую деятельность младших школьников

Учитывая современные требования к образовательному процессу, я поставила перед собой цель: создание условий для формирования и развития исследовательского поведения учащихся, вовлечения их в активную ...

Формирование ключевых компетентностей через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников

Выступление на районной научно-практической конференции "Компетентностный подход в обучении школьников: опыт, проблемы, перспективы"....

Обобщение опыта "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников"

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) через проектно-исследовательскую деятельность позволит:•      обеспечить учащемуся возможность сам...

Статья "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках работы школы полного дня"

Статья рассматривает специфику организации проектно-исследовательской работы с учащимися прогимназии № 698 г. Санкт-Петербурга, функционирующего в режиме школы полного дня. Статья раскрывает основные ...

Формирование ИКТ компетентности через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников.

Речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции, как одной из ключевых...