«Формы контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых образовательных результатов начального общего образования»
учебно-методический материал на тему
Aктуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы, позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalinkina_2.docx | 33.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы контрольно-измерительных материалов
для оценки достижения планируемых образовательных результатов начального общего образования»
Выполнила:
Калинкина Ирина Михайловна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №2
г. Сызрани
Введение федеральных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания.
Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования:
- личностных;
- метапредметных;
- предметных.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Особого внимания требует оценивание метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. умственных действий.
В связи с этим, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, т.е. посредством выполнения комплексной работы, успешное выполнение которой требует освоения навыков работы с информацией.
Оценка предметных знаний - важнейшая составляющая предметных результатов. На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру. Поэтому объектом оценивания предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
В связи с этим, актуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы, позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.
На сегодняшний день, к сожалению, учитель обладает недостаточно широким инструментарием для проведения и составления таких работ. На мой взгляд, комплексная работа должна проводиться не менее трёх раз после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы:
- стартовая;
- по итогам первого полугодия;
- итоговая.
Для проведения комплексной оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования необходимо использовать специальные комплексные задания.
Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у младших школьников в процессе изучения практически большинства основных предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение).
Управление качеством образования предусматривает систематический мониторинг, требует от учителя изменения принципов анализа уровня обученности и анализа динамики его результатов.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счёт основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговая комплексная работа, которая представляет собой – систему заданий различного уровня сложности по основным предметам начальной школы.
Итоговая комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника.
В комплексной контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:
- с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;
- с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);
- с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Комплексная (итоговая) контрольная работа проводится после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы.
I. Структура комплексной работы
Комплексная работа составляется на основе текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Комплексная работа состоит из основной части и дополнительной. Задания дополнительной части выполняются обучающимися по желанию.
Основная часть | Дополнительная часть |
6-8 заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий | 5-7 заданий, которые определяют уровень сформированности метапредметных учебных действий |
Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник научится» | Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник получит возможность научиться» |
II. Проведение комплексной работы
1. Правила проведения комплексной работы
- Для проведения работы должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка.
- Перед началом работы обучающиеся должны быть познакомлены с инструкцией по её выполнению.
- Инструктирующий учитель обращает внимание обучающихся на составные части работы, объясняя, что дополнительная часть не является обязательной, а выполняется по желанию обучающегося.
- Учитель имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся, испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта.
- Проведения работы осуществляется в течение 1-2 уроков (в соответствии с количеством заданий и уровнем их трудности).
- В кабинете на видном месте должны находиться часы для ориентации обучающихся во времени.
2. Инструкция по выполнению комплексной работы для обучающихся.
- Прочитайте внимательно текст и задания к нему.
- Обратите внимание, что работа состоит из основной и дополнительной частей.
- Внимательно выслушайте учителя, как выполняются эти части работы.
- Обратите внимание, что обязательной для всех является основная часть работы.
- Подумай о рациональном распределении времени.
- Сначала приступайте к выполнению основной части комплексной работы.
- Старайтесь выполнять задания в том порядке, как они расположены.
- Если задание вызывает затруднение, пропустите его и переходите к выполнению следующего задания.
- Вернитесь к выполнению пропущенного задания (пропущенных заданий), если у вас осталось для этого время.
- При выполнении работы можно пользоваться справочными материалами.
III. Оценивание и анализ выполнения комплексной работы
Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за выполнение всех заданий.
Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).
Критерии оценивания заданий
Тип ответа (решения) | Параметры оценивания |
выбор правильного ответа из предложенных вариантов |
|
запись краткого ответа |
|
запись развернутого ответа |
|
Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.
Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50% - 70% от максимального суммарного балла.
Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения.
Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Проведение комплексной письменной работы важно потому, что она позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и в определённом смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем.
Белка.
Из всех наших грызунов белка едва ли не самый резвый, непоседливый зверёк, включает около 29 видов, обитающих в лесах.
В разных лесах белки выглядят по – разному. Длина тела взрослых зверьков 30 см, вес от 200 г до килограмма. Хвост длинный, пышный, ушки большие, у многих видов украшены кисточками. Окраска меха разных белок в разные сезоны может быть различных оттенков рыжего и серого цвета и даже почти чёрной. Благодаря такой окраске, белка едва заметна на сосне. В тёплую погоду белка постоянно в движении: она быстро спускается с ели на землю, тотчас взлетает по стволу обратно, цепляясь за кору дерева острыми и длинными когтями, или перепрыгивает с ветки на ветку. Длинные задние лапки белки, как сильная пружина, дают такой сильный толчок её телу, что зверёк перелетает расстояние до 10 метров. В это время её пушистый длинный хвост, раскрытый как парашют, помогает белке держаться в воздухе.
В природе белки устраивают свои гнёзда в дуплах деревьев, иногда на ветках сосен и елей. Гнездо белок шарообразной формы, с боковым входом, сделано из мелких веток и луба. Корм зверьки добывают на деревьях и на земле. В их рацион входят сладкие ягоды, грибы, орехи, жёлуди, семена хвойных деревьев, их почки ( сосновые пальчики). Не брезгуют и насекомыми, яйцами птичек. Особенно активны белки в утренние и вечерние часы. На зиму не засыпают, делают припасы. Несмотря на свою очень тёплую шубу, белка зимой в сильные морозы совсем не выходит из гнезда. В холодную погоду она спит по 20-22 часа в сутки.
Ранней весной при наступлении солнечной погоды в беличьем гнезде появляются очень маленькие бельчата. Выводок состоит из 3-4 бельчат, совершенно беспомощных, голых и слепых. Шёрстка начинает расти после 14 суток, глазки открываются на 30 сутки. Белки – преданные матери. Молоком кормят до 1,5 месяцев. На шестой неделе детёныши самостоятельно передвигаются.
В природе белки являются носителями опасных инфекций – энцефалита, туляремии, рожистой инфекции.
Белка, как в большинстве грызунов в природе , живёт 2-4 года, а в неволе при хорошем уходе они обычно доживают до 15 лет.
Задания по русскому языку
- Из третьего абзаца выпиши два слова с ь в середине и раздели их на слоги для переноса.
- Подбери из текста слова : с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием.
- Из пятого предложения второго абзаца выпиши все имена существительные. Определи их род, число, падеж.
- Из подчёркнутого предложения выпиши словосочетания.
- В выделенном слове определи количество звуков, букв, слогов.
- Четвёртое предложение разбери по членам предложения.
- Какой частью речи выражены однородные определения.
- Продолжи предложение
В природе белки устраивают свои …….
Задания по литературному чтению
- Начни читать текст по сигналу учителя. Поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца. Ответь на вопросы.
Читательская компетенция. Чтение и понимание прочитанного текста.
2.К какому жанру относится этот текст?
3.Продолжи предложение : Длинные задние лапки…..
4. Чему равна длина тела взрослого зверька?
5. В какое время появляются бельчата?
6. Отчего зависит окраска меха у белки?
7.Как относятся белки к своим бельчатам?
8.В какой сказке белка является одним из героев?
Задания по математике
- Сможет ли белка перелететь расстояние между деревьями в 1000см?( найди в тексте)
- Реши задачу: Белка заготовила на зиму 654 штуки сухих грибов и орехов. После того как она съела 215 грибов и 278 орехов, грибов и орехов осталось поровну. Сколько было заготовлено грибов ? Сколько орехов?
- Найди значение выражения: 400210-670*90+28495-467=
- Вырази: 1м 4дм=__________см
7 сут 3ч=_________ч
4ц 85000г= _______кг
5.Сколько времени белка спит в холодную погоду?
6.Вырази часы сна в минутах.
7.Переведите 1, 5месяца в дни.
8.Сколько детёнышей появляется у белки?
Задания по окружающему миру
1.Где обитают белки?
2.Сколько видов насчитывают ?
3.Что помогает белке спрятаться во время опасности?
4.Где белки устраивают свои гнёзда?
5.Что делают белки зимой?
6.В какое время года появляется потомство у белки?
7.Какие опасные инфекции могут передаваться от белок?
8. Сколько обычно живут белки?
Критерии оценки выполнения заданий
№ | Контролируемые учебные действия | ||||||
Читательская компетенция | |||||||
1. | Техника и навыки чтения. Скорость чтения текста «про себя» Темп составляет более 150 с/мин. чтения составляет более 65 с/мин. | 4 | |||||
Темп чтения составляет от 141-150 с/мин. | 3 | ||||||
Темп чтения составляет от 131-140 с/мин. | 2 | ||||||
Темп чтения составляет от 121-130 с/мин. | 1 | ||||||
Темп чтения составляет ниже 120 с/мин. | 0 | ||||||
2. | Коммуникативная компетенция. Умение определить жанр текста. | 1 | |||||
3. | Информационная и коммуникативная компетенция. Умение грамотно продолжить предложение, используя информацию текста. информацию текста. продолжит предложение, используя информацию текста. | 2 | |||||
4. | Информационная компетенция. Умение найти в тексте информацию. | 2 | |||||
5. | Информационная и коммуникативная компетенция. Умение находить и обобщать информацию для правильного ответа. | 2 | |||||
6. | Информационная и коммуникативная компетенция. Умение находить и обобщать информацию для правильного ответа. | 2 | |||||
7. | Информационная компетенция. Умение найти в тексте информацию. | 2 | |||||
8. | Информационная и коммуникативная компетенция. Умение находить и обобщать информацию для правильного ответа. | 3 3 | |||||
9. | Информационная компетенция. Умение найти в тексте информацию. | 2 | |||||
10. | Информационная и коммуникативная компетенция. Умение определять название сказки по названию героя. | 3 | |||||
Всего: 23 | |||||||
Итого заданий – 10. Базовый уровень - 8. Повышенный уровень - 2. | |||||||
Русский язык | |||||||
1. | Умение находить в тексте заданный абзац и слово с ь знаком, разделить их на слоги для переноса.. | 3 | |||||
2. | Находить в тексте слова к схеме, разбирать их по составу | 2 | |||||
3. | Умение находить имена существительные, определять их род, число, падеж | 2 | |||||
4. | Умение находить словосочетания в выделенном предложении. | 2 | |||||
5. | Умение выполнять фонетический разбор выделенного слова. | 1 | |||||
6. | Умение классифицировать предложение по наличию второстепенных членов предложения. | 1 | |||||
7. | Умение определять части речи. | 2 | |||||
8. | Умение распознавать предложение, находить его в тексте. | 3 | |||||
Всего: 16 16 | |||||||
Итого заданий – 8. Базовый уровень - 6. Повышенный уровень -2. | |||||||
Окружающий мир Окружающий мир | |||||||
1. | Умение классифицировать среду обитания. | 2 | |||||
2. | Умение находить в тексте численность и разновидность белок.. | 2 | |||||
3. | Умение определять защитные функции самосохранения. | 1 | |||||
4. | Умение адекватно понимать текст, находить в нём необходимый материал. | 2 | |||||
5. | Умение находить в тексте необходимый материал, обобщать его для правильного ответа. | 2 | |||||
6. | Умение определить время года появления потомства. | 3 | |||||
7. | Умение адекватно понимать текст, находить в нём необходимый материал. | 2 | |||||
8. | Умение вынести полезную информацию для человека. их значение | 3 | |||||
Всего: 17 1 7 | |||||||
Итого заданий – 8. Базовый уровень - 6. Повышенный уровень -2. | |||||||
Математика | |||||||
1. | Умение правильно читать числа, находить информацию в тексте. | 2 | |||||
2. | Умение решать простые задачи на разностное сравнение. | 2 | |||||
3. | Умение определять порядок действий в выражении. | 2 | |||||
4. | Умение переводить величины. | 2 | |||||
5. | Умение переводить единицы времени | 2 | |||||
6. | Умение переводить метры в сантиметры. | 2 | |||||
7. | Умение решать задачи на движение. | 3 | |||||
8. | Умение находить нужную информацию в тексте. их значение | 3 | |||||
Всего: 18 18 | |||||||
Итого заданий – 8. Базовый уровень -6. Повышенный уровень -2. |
Шкала оценок
Чтение | Окружающий мир | Математика | Русский язык | ||||
Баллы | Отметка | Баллы | Отметка | Баллы | Отметка | Баллы | Отметка |
22-23 | 5 | 16-17 | 5 | 17-18 | 5 | 15-16 | 5 |
20-21 | 4 | 14-15 | 4 | 15-16 | 4 | 13-14 | 4 |
17-19 | 3 | 12-13 | 3 | 13-14 | 3 | 11-12 | 3 |
Менее 17 | 2 | Менее 12 | 2 | Менее 13 | 2 | Менее 11 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планируемые предметные результаты начального общего образования по предметам в рамках внедрения ФГОС второго поколения»
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки, исп...
Статья "Урок - одна из форм организации учебной работы для достижения планируемых образовательных результатов в начальной школе"
Статья "Урок - одна из форм организации учебной работы для достижения планируемых образовательных результатов в начальной школе"...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса. При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы повышения кв...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...
« Формы контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых образовательных результатов начального общего образования.»
Комплексная итоговая работа в начальной школе...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработан на основе фе...
Доклад "Современные требования к образовательным результатам начального общего образования, эффективные методы и технологии их формирования"
Концепция модернизации российского образования выдвигает требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения качества современного...