Доклад "Современные требования к образовательным результатам начального общего образования, эффективные методы и технологии их формирования"
статья

Молчанова Ксения Сергеевна

Концепция модернизации российского образования выдвигает требования к системе школьного образования. Главной  задачей является необходимость повышения качества современного   образования. А это ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на обучающихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molchanova_k._s.docx59.41 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение учителей начальных классов

Тема доклада:

Современные требования к образовательным результатам начального общего образования, эффективные методы и технологии их формирования

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 9

                                              Молчанова К. С.

г. Татарск

2019 год

Содержание

  1. Введение ………………………………………………………...…3

II.  Практика использования современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования….……………………………………………....................4

 1.   Понятие «образовательные технологии» и их классификация ..……...... 4

 2. Использование современных технологий достижения планируемых  результатов на уроках в начальной школе ……………………..……................6

        III.    Заключение  ……………………………………………………   11  

          IV.   Литература………………………………………………..……...   14

Приложение ……………………………………………………………...15

  1. Введение

Концепция модернизации российского образования выдвигает требования к системе школьного образования. Главной  задачей является необходимость повышения качества современного   образования. А это ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на обучающихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий.  

В основе федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает  разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Реализация этих задач требует современного подхода к обучению детей. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. И, конечно, без применения на уроках современных педагогических технологий, мы не обеспечим такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

   Основными задачами начального общего образования являются: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.  И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

  1. Практика использования современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования

 1. Понятие «образовательные технологии» и их классификация    

            В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности  ребёнка к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей. 

Приоритетными на 2019 год были признаны такие направления в развитии современного образования:

- интеграция новых методов обучения и воспитания;

- внедрение новых образовательных технологий;

- использование цифровых технологий в обучении.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования. В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены:

- личностные результаты  (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; 

- метапредметные результаты (освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты (освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира). 

Для реализации поставленных задач  используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

Современные педагогические технологии  – это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями. Это  системная категория, структурными составляющими которой являются: цели, содержание обучения,  средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса,  ученик, учитель, результат деятельности.

Сегодня насчитывается большое количество образовательных технологий, предложенных для использования. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Младший школьник не только готовится ко взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует.

        Одной из распространённых классификаций технологий является классификация, предложенная Селевко Германом Константиновичем (см. Приложение 1)

2. Использование современных технологий достижения планируемых

результатов на уроках в начальной школе

В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий можно выделить следующие:

       1.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

- гуманно-личностная технология;

- педагогика сотрудничества  (реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора обучающимися образовательного маршрута, переход от педагогики требований к педагогике отношений, единство обучения и воспитания).

         2.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-игровые технологии (в результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроках, возрастает активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.) Приведу пример из собственного опыта: в прошлом учебном году при подготовке к ВПР мною активно были использованы игровые технологии, с помощью которых ребята с интересом выполняли задания. Думаю, что каждый учитель, а работающий в 4 классе особенно, задумывается над тем, как лучше спланировать и построить свои уроки и внеурочные занятия, чтобы помочь учащимся хорошо подготовиться к ВПР. Работу по подготовке  к ВПР лучше начать  как можно раньше. Я стараюсь ещё в первом классе заинтересовать детей решением логически – поисковых задач. Эти задачи можно задавать детям по дороге в школу, на переменке или устроить конкурс на детском празднике. Редко кто сможет сразу ответить на вопрос, поэтому следует постепенно давать небольшие подсказки, это сделает разгадывание более увлекательным и интересным.

        Мною был дан открытый мастер-класс по подготовке обучающихся к ВПР на областном уровне. Это была дидактическая игра по математике, где дети, используя свой жизненный опыт, выполняли задания по математике в игровой форме. Они ходили по магазинам, посещали салон красоты и т. д. Задания были продуманы таким образом, чтобы ученик, выполняя его, использовал свой личный жизненный опыт. Например, поход в магазин помог нам решить математическую задачу, а посещение салона красоты было для того, чтобы в реальном зеркале увидеть отражение своего имени и выполнить задание, которое также встречается во Всероссийских проверочных работах.

Можно утверждать, что данная работа была эффективной, так как успешность выполнения ВПР по математике в моём классе составила 83 % . 20 обучающихся из 24 выполнили задания, получив высокие отметки;

-проблемное обучение (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения); приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей);

-технология проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся;

-технология мастерских (создание условий, способствующих осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности);

-проектно-исследовательская  технология  (метод проектов, эксперимент, моделирование) или технология решения исследовательских   (изобретательских) задач (ТРИЗ). На данной технологии я остановлюсь, расскажу более подробно, используя в качестве примера свой педагогический опыт. Работаю по программе «Школа России». Часто использую в обучении проектно-исследовательскую технологию (на основе проектных задач). Представлю работу над проектной задачей из раздела «Математика вокруг нас». Проектная задача называется «Узоры и орнаменты на посуде». Считаю, что данная работа является эффективной, если соблюдать все этапы решения проектной задачи.

Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата.

Проектная задача отличается от проекта тем, что для ее решения школьникам предлагаются все необходимые средства, материалы и требуемые данные в виде набора (или системы) заданий.

Структура проектной задачи:

  1. Описание проблемной ситуации. В этой ситуации не должна быть поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления и возможных вариантов конечного продукта было несколько.
  2. Выполнение системы заданий. Учитель предоставляет набор действий (заданий), которые должны быть выполнены обучающимися. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. А это означает, что создан какой-то реальный «продукт».
  3. Результат решения задачи. Он может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, т.к. нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащихся наиболее подходящего с их точки зрения способа описания и представления результатов работы.

Реализуя проект, младшие школьники смогли значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно и совместно, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал.

Организуя и координируя работу учеников, я предоставила учащимся свободу действий и выбора, право самостоятельно решать спорные вопросы, приходить к единому мнению. Руководствуясь деятельностью детей, вмешательство в их работу и общение было максимально тактичным. Результаты проекта стали полезными и приятными как для учеников, так и для меня.

   Опыт показал, что работа над проектными задачами дает возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, способствует развитию творчества, художественных задатков, позволяет им самовыражаться, получить моральное удовлетворение.

Таким образом, использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика. Проектная  деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.

Решая проектные задачи, младшие школьники готовятся к проектно-исследовательской деятельности. Мои воспитанники ежегодно участвуют в районном  конкурсе проектно-исследовательских работ учащихся начальных классов образовательных организаций «Наше здоровье в наших руках». Также мои обучающиеся принимают участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Сириус», где занимают призовые места.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексия (видеть проблему, анализировать сделанное);

- целеполагание (ставить и удерживать цели);

- планирование (составлять план своей деятельности);

- моделирование (представлять способ действия в виде схемы – модели, выделяя все существенное и главное);

- проявление инициативы при поиске способа решения задачи;

- вступление в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

           3.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

-технология уровневой дифференциации обучения (форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;  

-технология перспективно-опережающего обучения (достижение учащимися обязательного минимума содержания образования, обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях, предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата);

нформационно-компьютерные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута).

   4. Здоровьесберегающие технологии

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  1. Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  4. Коррекционные технологии.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий. В нашей школе часто проводятся спортивные мероприятия с привлечением родителей.

При грамотном применении современных образовательных технологий  существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям современных образовательных стандартов.

Заключение

      Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность  продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности младших школьников.

  Применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики позволяет поднять обучающихся на более качественную ступень формирования  индивидуальной личности, об этом могут свидетельствовать следующее:

Стабильно высокое качество знаний по предметам

Анализ итоговых отметок в 4 «б» классе

2018 – 2019 учебный год

Учебный предмет

Отметка «5»

Отметка «4»

Отметка «3»

Отметка «2»

Математика

8 ч. / 33 %

11 ч. / 46 %

5 ч. / 21 %

-----------

Русский язык

5 ч / 21 %

13 ч. / 54 %

6 ч. / 25 %

-----------

Окружающий мир

11 ч / 46 %

8 ч / 35 %

5 ч / 21 %

-----------

Результаты ВПР в 4 «б» классе
2018 – 2019 учебный год

Учебный предмет

Отметка «5»

Отметка «4»

Отметка «3»

Отметка «2»

Математика

7 ч. / 29 %

13 ч. / 54 %

3 ч. / 13 %

1 ч. / 4 %

Русский язык

11 ч / 46 %

9 ч. / 38 %

4 ч. / 16 %

-----------

Окружающий мир

10 ч / 42 %

9 ч / 38 %

5 ч / 20 %

-----------


- преобладание учебно-познавательных мотивов;

- систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах разных уровней.

В завершении необходимо ещё раз подчеркнуть, что  все современные технологи  в образовании могут стать и тренажёром, и средством контроля, и средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. В сценарий  урока  могут включаться элементы различных современных образовательных технологий (см. Приложение 2)

Использованная литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (под ред.Казакова А.А.) – М.: Просвещение, 2016, с .26-29 (Текст с изменениями и дополнениями,4-е издание, переработанное).

2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов -на-Дону : Феникс, 2011.- С. 136-142

3. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2018. - 256 c.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Электронный ресурс], С.96  - Режим доступа:  http://do.gendocs.ru/docs/index-181624.html
5. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированное обучение в современной школе [Электронный ресурс], С.15 - Режим доступа:  http://edu-lib.net/drugoe-2/yakimanskaya-i-s-lichnostno-orientirova

6. Современные образовательные технологии - Режим доступа: http://www.shkola9.edusite.ru/p311aa1.htm

 

 

 

                                                                                                         

Приложение 1

                                       Педагогические технологии

Группа

педагогических технологий

Педагогическая

технология

Авторы

ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса

«Педагогика сотрудничества»

Педагоги-новаторы

Гуманно-личностная технология

Ш.А. Амонашвили

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровые технологии

Б.П. Никитин

Проблемное обучение

Дж. Дьюи

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Е.И. Пассов

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

В.Ф. Шаталов

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

С.Н. Лысенкова

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

В.В. Фирсов

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам

И.Н. Закатова

Технология индивидуализации обучения

И.Э. Унт, А.С. Границкая,

В.Д. Шадриков

Коллективный способ обучения

А.Г.Ривин, В.К. Дьяченко

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

-

Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

«Экология и диалектика»

Л.В. Тарасов

«Диалог культур»

В.С. Библер, С.Ю. Курганов

Укрупнение дидактических единиц (УДЕ)

П.М. Эрдниев

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

П.Я. Гальперин, М.Б. Волович

Частнопредметные технологии

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте

Н.А. Зайцев

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе

В.Н. Зайцев

Технология обучения математике на основе решения задач

Р.Г. Хазанкин

ПТ на основе системы эффективных уроков

А.А. Окунев

Система поэтапного обучения физике

Н.Н. Палтышев

Альтернативные технологии

Вальдорфская педагогика

Р. Штайнер

Технология свободного труда

С. Френе

Технология вероятностного образования

А.М. Лобок

Технология мастерских (близкие к ним - студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод)

-

Природосообразные технологии

Природосообразное воспитание грамотности

А.М. Кушнир

Технология саморазвития

М. Монтессори

Технологии развивающего обучения

Система развивающего обучения Занкова

Л.В. Занков

Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова

Д.Б. Эльконин,

В.В. Давыдов

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер

Личностно ориентированное развивающее обучение

И.С. Якиманская

Технология саморазвивающего обучения

Г.К. Селевко

Технологии авторских школ

Школа адаптирующей педагогики

Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде

Модель «Русская школа»

М. Щетинин; И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина и др.

«Школа самоопределения»

А.Н. Тубельский

Школа-парк

М.А. Балабан

Агрошкола

А.А. Католиков

«Школа Завтрашнего Дня»

Д. Ховард

Приложение 2

Использование современных образовательных технологий на уроке

 Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

 Формы работы на уроке, методы и приёмы

Актуализация

знаний

Игровые технологии

Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность, эвристическая беседа

Здоровьесберегающая технология

Психофизическая тренировка (настрой на урок),

алгоритмическая разминка

Самоопределение к деятельности

Проблемное  обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

Работа в группах, парах;

эвристическая беседа

Информационно-коммуникационные технологии

Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, использование мультимедийной презентации)

Работа по

теме

урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая, парная работа

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха

Компетентностно-ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах, парах

Информационно-коммуникационные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК, разноуровневые задания на ПК

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальных умений:  сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Игровые технологии

 Игровая ситуация

Проблемное  обучение

 Создание проблемной ситуации

Физкультминутка

Здоровьесберегающая технология

Гимнастика для тела,  слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж

Применение полученных знаний на практике

Индивидуальный и дифференцированный подход

Разноуровневые задания

Информационно-коммуникационные технологии

Тестирование на ПК, разноуровневые задания на ПК

Подведение итогов

урока

Педагогика сотрудничества

Коллективный вывод,

подведение итогов в паре

Гуманно-личностная  технология 

Создание ситуации успеха

Рефлексия

Гуманно-личностная  технология 

Создание ситуации успеха

Гуманно-личностная  технология

Тренинг «Я смог…Что получилось?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к результатам основной образовательной программы начального общего образования

Требования к результатам основной образовательной программы начального общего образования....

Статья по теме:"Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования"

Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования. Планируемые результаты делятся на три категории: личностные резуль...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

«Формы контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых образовательных результатов начального общего образования»

Aктуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы, позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...