Доклад "Современные требования к образовательным результатам начального общего образования, эффективные методы и технологии их формирования"
статья
Концепция модернизации российского образования выдвигает требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения качества современного образования. А это ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на обучающихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molchanova_k._s.docx | 59.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение учителей начальных классов
Тема доклада:
Современные требования к образовательным результатам начального общего образования, эффективные методы и технологии их формирования
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 9
Молчанова К. С.
г. Татарск
2019 год
Содержание
- Введение ………………………………………………………...…3
II. Практика использования современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования….……………………………………………....................4
1. Понятие «образовательные технологии» и их классификация ..……...... 4
2. Использование современных технологий достижения планируемых результатов на уроках в начальной школе ……………………..……................6
III. Заключение …………………………………………………… 11
IV. Литература………………………………………………..……... 14
Приложение ……………………………………………………………...15
- Введение
Концепция модернизации российского образования выдвигает требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения качества современного образования. А это ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на обучающихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий.
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Реализация этих задач требует современного подхода к обучению детей. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. И, конечно, без применения на уроках современных педагогических технологий, мы не обеспечим такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Основными задачами начального общего образования являются: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
- Практика использования современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования
1. Понятие «образовательные технологии» и их классификация
В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребёнка к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.
Приоритетными на 2019 год были признаны такие направления в развитии современного образования:
- интеграция новых методов обучения и воспитания;
- внедрение новых образовательных технологий;
- использование цифровых технологий в обучении.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования. В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены:
- личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты (освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты (освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира).
Для реализации поставленных задач используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Современные педагогические технологии – это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями. Это системная категория, структурными составляющими которой являются: цели, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, ученик, учитель, результат деятельности.
Сегодня насчитывается большое количество образовательных технологий, предложенных для использования. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Младший школьник не только готовится ко взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует.
Одной из распространённых классификаций технологий является классификация, предложенная Селевко Германом Константиновичем (см. Приложение 1)
2. Использование современных технологий достижения планируемых
результатов на уроках в начальной школе
В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий можно выделить следующие:
1.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- гуманно-личностная технология;
- педагогика сотрудничества (реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора обучающимися образовательного маршрута, переход от педагогики требований к педагогике отношений, единство обучения и воспитания).
2.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-игровые технологии (в результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроках, возрастает активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.) Приведу пример из собственного опыта: в прошлом учебном году при подготовке к ВПР мною активно были использованы игровые технологии, с помощью которых ребята с интересом выполняли задания. Думаю, что каждый учитель, а работающий в 4 классе особенно, задумывается над тем, как лучше спланировать и построить свои уроки и внеурочные занятия, чтобы помочь учащимся хорошо подготовиться к ВПР. Работу по подготовке к ВПР лучше начать как можно раньше. Я стараюсь ещё в первом классе заинтересовать детей решением логически – поисковых задач. Эти задачи можно задавать детям по дороге в школу, на переменке или устроить конкурс на детском празднике. Редко кто сможет сразу ответить на вопрос, поэтому следует постепенно давать небольшие подсказки, это сделает разгадывание более увлекательным и интересным.
Мною был дан открытый мастер-класс по подготовке обучающихся к ВПР на областном уровне. Это была дидактическая игра по математике, где дети, используя свой жизненный опыт, выполняли задания по математике в игровой форме. Они ходили по магазинам, посещали салон красоты и т. д. Задания были продуманы таким образом, чтобы ученик, выполняя его, использовал свой личный жизненный опыт. Например, поход в магазин помог нам решить математическую задачу, а посещение салона красоты было для того, чтобы в реальном зеркале увидеть отражение своего имени и выполнить задание, которое также встречается во Всероссийских проверочных работах.
Можно утверждать, что данная работа была эффективной, так как успешность выполнения ВПР по математике в моём классе составила 83 % . 20 обучающихся из 24 выполнили задания, получив высокие отметки;
-проблемное обучение (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения); приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей);
-технология проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся;
-технология мастерских (создание условий, способствующих осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности);
-проектно-исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или технология решения исследовательских (изобретательских) задач (ТРИЗ). На данной технологии я остановлюсь, расскажу более подробно, используя в качестве примера свой педагогический опыт. Работаю по программе «Школа России». Часто использую в обучении проектно-исследовательскую технологию (на основе проектных задач). Представлю работу над проектной задачей из раздела «Математика вокруг нас». Проектная задача называется «Узоры и орнаменты на посуде». Считаю, что данная работа является эффективной, если соблюдать все этапы решения проектной задачи.
Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата.
Проектная задача отличается от проекта тем, что для ее решения школьникам предлагаются все необходимые средства, материалы и требуемые данные в виде набора (или системы) заданий.
Структура проектной задачи:
- Описание проблемной ситуации. В этой ситуации не должна быть поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления и возможных вариантов конечного продукта было несколько.
- Выполнение системы заданий. Учитель предоставляет набор действий (заданий), которые должны быть выполнены обучающимися. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. А это означает, что создан какой-то реальный «продукт».
- Результат решения задачи. Он может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, т.к. нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащихся наиболее подходящего с их точки зрения способа описания и представления результатов работы.
Реализуя проект, младшие школьники смогли значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно и совместно, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал.
Организуя и координируя работу учеников, я предоставила учащимся свободу действий и выбора, право самостоятельно решать спорные вопросы, приходить к единому мнению. Руководствуясь деятельностью детей, вмешательство в их работу и общение было максимально тактичным. Результаты проекта стали полезными и приятными как для учеников, так и для меня.
Опыт показал, что работа над проектными задачами дает возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, способствует развитию творчества, художественных задатков, позволяет им самовыражаться, получить моральное удовлетворение.
Таким образом, использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика. Проектная деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.
Решая проектные задачи, младшие школьники готовятся к проектно-исследовательской деятельности. Мои воспитанники ежегодно участвуют в районном конкурсе проектно-исследовательских работ учащихся начальных классов образовательных организаций «Наше здоровье в наших руках». Также мои обучающиеся принимают участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Сириус», где занимают призовые места.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексия (видеть проблему, анализировать сделанное);
- целеполагание (ставить и удерживать цели);
- планирование (составлять план своей деятельности);
- моделирование (представлять способ действия в виде схемы – модели, выделяя все существенное и главное);
- проявление инициативы при поиске способа решения задачи;
- вступление в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
3.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
-технология уровневой дифференциации обучения (форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
-технология перспективно-опережающего обучения (достижение учащимися обязательного минимума содержания образования, обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях, предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата);
-информационно-компьютерные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута).
4. Здоровьесберегающие технологии
Классификация здоровьесберегающих технологий
Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:
- Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
- Коррекционные технологии.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий. В нашей школе часто проводятся спортивные мероприятия с привлечением родителей.
При грамотном применении современных образовательных технологий существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям современных образовательных стандартов.
Заключение
Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности младших школьников.
Применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики позволяет поднять обучающихся на более качественную ступень формирования индивидуальной личности, об этом могут свидетельствовать следующее:
Стабильно высокое качество знаний по предметам
Анализ итоговых отметок в 4 «б» классе
2018 – 2019 учебный год
Учебный предмет | Отметка «5» | Отметка «4» | Отметка «3» | Отметка «2» |
Математика | 8 ч. / 33 % | 11 ч. / 46 % | 5 ч. / 21 % | ----------- |
Русский язык | 5 ч / 21 % | 13 ч. / 54 % | 6 ч. / 25 % | ----------- |
Окружающий мир | 11 ч / 46 % | 8 ч / 35 % | 5 ч / 21 % | ----------- |
Результаты ВПР в 4 «б» классе
2018 – 2019 учебный год
Учебный предмет | Отметка «5» | Отметка «4» | Отметка «3» | Отметка «2» |
Математика | 7 ч. / 29 % | 13 ч. / 54 % | 3 ч. / 13 % | 1 ч. / 4 % |
Русский язык | 11 ч / 46 % | 9 ч. / 38 % | 4 ч. / 16 % | ----------- |
Окружающий мир | 10 ч / 42 % | 9 ч / 38 % | 5 ч / 20 % | ----------- |
- преобладание учебно-познавательных мотивов;
- систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах разных уровней.
В завершении необходимо ещё раз подчеркнуть, что все современные технологи в образовании могут стать и тренажёром, и средством контроля, и средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий (см. Приложение 2)
Использованная литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (под ред.Казакова А.А.) – М.: Просвещение, 2016, с .26-29 (Текст с изменениями и дополнениями,4-е издание, переработанное).
2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов -на-Дону : Феникс, 2011.- С. 136-142
3. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Электронный ресурс], С.96 - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-181624.html
5. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированное обучение в современной школе [Электронный ресурс], С.15 - Режим доступа: http://edu-lib.net/drugoe-2/yakimanskaya-i-s-lichnostno-orientirova
6. Современные образовательные технологии - Режим доступа: http://www.shkola9.edusite.ru/p311aa1.htm
Приложение 1
Педагогические технологии
Группа педагогических технологий | Педагогическая технология | Авторы |
ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса | «Педагогика сотрудничества» | Педагоги-новаторы |
Гуманно-личностная технология | Ш.А. Амонашвили | |
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся | Игровые технологии | Б.П. Никитин |
Проблемное обучение | Дж. Дьюи | |
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре | Е.И. Пассов | |
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала | В.Ф. Шаталов | |
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса | Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении | С.Н. Лысенкова |
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов | В.В. Фирсов | |
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам | И.Н. Закатова | |
Технология индивидуализации обучения | И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков | |
Коллективный способ обучения | А.Г.Ривин, В.К. Дьяченко | |
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения | - | |
Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала | «Экология и диалектика» | Л.В. Тарасов |
«Диалог культур» | В.С. Библер, С.Ю. Курганов | |
Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) | П.М. Эрдниев | |
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий | П.Я. Гальперин, М.Б. Волович | |
Частнопредметные технологии | Технология раннего и интенсивного обучения грамоте | Н.А. Зайцев |
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе | В.Н. Зайцев | |
Технология обучения математике на основе решения задач | Р.Г. Хазанкин | |
ПТ на основе системы эффективных уроков | А.А. Окунев | |
Система поэтапного обучения физике | Н.Н. Палтышев | |
Альтернативные технологии | Вальдорфская педагогика | Р. Штайнер |
Технология свободного труда | С. Френе | |
Технология вероятностного образования | А.М. Лобок | |
Технология мастерских (близкие к ним - студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод) | - | |
Природосообразные технологии | Природосообразное воспитание грамотности | А.М. Кушнир |
Технология саморазвития | М. Монтессори | |
Технологии развивающего обучения | Система развивающего обучения Занкова | Л.В. Занков |
Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова | Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов | |
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности | И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер | |
Личностно ориентированное развивающее обучение | И.С. Якиманская | |
Технология саморазвивающего обучения | Г.К. Селевко | |
Технологии авторских школ | Школа адаптирующей педагогики | Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде |
Модель «Русская школа» | М. Щетинин; И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина и др. | |
«Школа самоопределения» | А.Н. Тубельский | |
Школа-парк | М.А. Балабан | |
Агрошкола | А.А. Католиков | |
«Школа Завтрашнего Дня» | Д. Ховард |
Приложение 2
Использование современных образовательных технологий на уроке
Этап урока | Варианты использования образовательных технологий | Формы работы на уроке, методы и приёмы |
Актуализация знаний | Игровые технологии | Создание игровой ситуации |
Педагогика сотрудничества | Совместная деятельность, эвристическая беседа | |
Здоровьесберегающая технология | Психофизическая тренировка (настрой на урок), алгоритмическая разминка | |
Самоопределение к деятельности | Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации |
Педагогика сотрудничества | Работа в группах, парах; эвристическая беседа | |
Информационно-коммуникационные технологии | Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, использование мультимедийной презентации) | |
Работа по теме урока | Индивидуальный и дифференцированный подход | Индивидуальная, групповая, парная работа |
Гуманно-личностная технология | Создание ситуации успеха | |
Компетентностно-ориентированное обучение | Исследовательская работа в группах, парах | |
Информационно-коммуникационные технологии | Знакомство с новым материалом на ПК, разноуровневые задания на ПК | |
Развивающее обучение | Задания на развитие общеинтеллектуальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения | |
Игровые технологии | Игровая ситуация | |
Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации | |
Физкультминутка | Здоровьесберегающая технология | Гимнастика для тела, слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж |
Применение полученных знаний на практике | Индивидуальный и дифференцированный подход | Разноуровневые задания |
Информационно-коммуникационные технологии | Тестирование на ПК, разноуровневые задания на ПК | |
Подведение итогов урока | Педагогика сотрудничества | Коллективный вывод, подведение итогов в паре |
Гуманно-личностная технология | Создание ситуации успеха | |
Рефлексия | Гуманно-личностная технология | Создание ситуации успеха |
Гуманно-личностная технология | Тренинг «Я смог…Что получилось?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к результатам основной образовательной программы начального общего образования
Требования к результатам основной образовательной программы начального общего образования....
Статья по теме:"Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования"
Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования. Планируемые результаты делятся на три категории: личностные резуль...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса. При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы повышения кв...
«Формы контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых образовательных результатов начального общего образования»
Aктуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы, позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому...
Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый. Система ...
« Формы контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых образовательных результатов начального общего образования.»
Комплексная итоговая работа в начальной школе...