Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему
Учебная программа созданная на основе авторской (Пахомова Н. Ю.) программы для учащихся 2-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_proektnaya_deyatelnost.docx | 51.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Гимназия № 491 "Марьино"
Рассмотрено На заседании МО _________________ Протокол № ___от ____________ 20 г. ___________ подпись руководителя | Согласовано Зам.директора по УВР _______________ ______________20 г. | Утверждаю И.О.директора ГБОУ Гимназия № 491 _______________ ____________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЯЛЬНОСТИ
«Проектная деятельность»
Н.Ю. Пахомова, И.В. Денисова, И.В. Суволокина
ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ
НА 2012/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРОГРАММА
КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса «Проектная деятельность» для учащихся 2-4 классов программы Пахомовой Н. Ю. Данный курс построен на основе системы заданий для организации учебного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности. Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний по учебному проектированию, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС
Она направлена на формирование методологических качеств учащихся:
- способности осознания целей проектной деятельности;
- умения поставить цель и организовать ее достижение,
- креативных (творческих) качеств;
- коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Содержание программы.
Учебное проектирование-необходимый элемент современной системы образования, Но прежде чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо подготовить учеников к самостоятельной работе в рамках учебного проекта, необходимо сформировать у них проектные умения и навыки. Развивая проектные умения и выполняя целостные проекты, можно формировать проектную деятельность в целом. В дальнейшем учитель может использовать учебные проекты для организации самостоятельного добывания знаний учащимися и более эффективного их усвоения на предметных занятиях. Учебное проектирование позволяет решать задачи формирования базовых компетентностей и может использоваться для решения воспитательных задач.
Цель:
Формирование основополагающих умений учебного проектирования.
Задачи:
- Приобретение знаний о структуре проектной деятельности;
- Формирование проектных умений:
- Планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с выработанным планом.
- Планировать работу другого( других) для достижения определённого результата.
- Анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания.
- Анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели.
- Ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения
- Предъявлять и представлять ход проделанной работы и её результат.
- Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- Освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;
- Формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа рассчитана на три года обучения (34 учебные недели в год, при нагрузке 1 час в неделю)
2 класс- 34 часа
3 класс- 34 часа
4 класс- 34 часа
В том числе на контрольные уроки отводится :
2 класс- 5 часов
3 класс- 5 часов
4 класс-3 часа
Принципы построения программы.
- Деятельностно - личностный подход:
- связь обучения с жизнью;
- развитие самостоятельности и активности детей во внеклассной деятельности;
- развитие умения адаптироваться к действительности;
- умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
2) Самостоятельность – это один из признаков проектной деятельности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах работы над проектом различная. В процессе создания проекта младшие школьники должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
3) Интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
4) Непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
5) Межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения материала учебного курса:
Для учителя:
- Н.Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, И.В. Денисова, И.В. Суволокина, Л.В. Пухова, C.В. Касатова. Учебное проектирование: Методическое пособие и CD-диск с Базой данных учебных проектов. / 3-е изд., исп. и под. — г. Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», 2012. — С. 52.
- Н.Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, И.В. Денисова, И.В. Суволокина, Л.В. Пухова, C.В. Касатова. Учебное проектирование: Методическое пособие и CD-диск с Базой данных учебных проектов — М.: 2009. — С. 38.
- Н.Ю. Пахомова. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 2 класс — М.: ИЦ «Маска», 2008. — С. 136.
- Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова. Методическое пособие для учителей начальных классов. 3 класс — М: ИЦ «Маска», 2009.
- Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова. Методическое пособие для учителей начальных классов. 4 класс — М.: ИЦ «Маска», 2010. — С. 160.
Для учащихся:
- Н.Ю. Пахомова. Проектный урок. Сборник статей // Серия «Ученическое проектирование». Вып. 1. / Ред.: сост. Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина — М.: МИОО, 2006.
- Раздаточный материал для каждого урока-М.: ИЦ «Маска».
Формы и методы работы.
Занятия проходят во внеурочное время, 1 раз в неделю.
Занятие имеет несколько составных частей:
- фронтально-интерактивную,
- деятельностно-групповую,
- презентативную.
Формы организации образовательного процесса
Общеклассные формы: урок-проект, урок рефлексии.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная проблемно-поисковая деятельность, презентация.
Индивидуальные формы: письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
к концу 2-го класса.
Необходимые умения:
- Умение предъявлять и представлять ход проделанной работы, и ее результат.
- Умение анализировать и оценивать работу группы.
Умение планировать:
- Количество деталей;
- Выбор формы и цвета деталей;
- Расположение деталей на изделии;
- Последовательность операций;
- Распределение операций между членами группы;
- Распределение и последовательность операций для оптимизации работы по времени.
Умение анализировать:
- Свои знания (знаю или не знаю);
- Условия количественных и качественных характеристик изделия;
- Условия отбора материалов, деталей для выполнения работы;
- Состав операций, необходимых для выполнения работы;
- Соответствие хода работы предварительно составленному плану.
Умение представлять:
- Умение предъявить продукт;
- Умение рассказать о работе группы и каждого участника на общий результат;
- Умение рассказать о достигнутом результате;
- Формирование представления об этике и эстетике предъявления продукта.
к концу 3-го класса.
- выделять проблему и условия из проблемной ситуации;
- формулировать проблему в виде вопроса, а исходя из проблемы, определять цели и задачи для её реализации;
- осуществлять планирование и составлять план своей работы;
- предъявлять результаты проделанной работы (проекты) т.е. выступать с презентацией, делать самоанализ.
к концу 4-го класса.
- Планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план, использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в соответствии с планом.
- Анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия.
- Формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, составлению проекта. Ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи.
- Формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде таблицы, схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза и пр.
- предъявлять результаты проделанной работы (проекты) т.е. выступать с презентацией.
- делать самоанализ (проводить рефлексию собственной деятельности),
Этапы работы над проектом.
Деятельность учителя и учащихся.
Учитель | Учащиеся |
1 | 2 |
1-ый этап – погружение в проект | |
Формулирует: | Осуществляют: |
1) проблему проекта; | 10 личностное присвоение проблемы; |
2) сюжетную ситуацию; | 2) вживание в ситуацию; |
3) цель и задачи. | 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач. |
2-ой этап – организация деятельности. | |
1 | 2 |
Организует деятельность – предлагает: | Осуществляют: |
1) организовать группы; | 1) разбивку на группы; |
2) распределить роли в группах; | 2) распределение ролей в группе; |
3) спланировать деятельность по решению задачи проекта; | 3) планирование работы; |
4) возможные формы презентации результатов. | 4) выбор формы и способов презентации предполагаемых результатов. |
3-ий этап – осуществление деятельности. | |
1 | 2 |
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: |
1) консультирует учащихся по необходимости; | 1) каждый в соответствии со своей ролью и сообща; |
2) ненавязчиво контролирует; | 2) консультируются по необходимости; |
3) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; | 3) «добывают» недостающие знания; |
4) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. | 4) подготавливают презентацию результата. |
4-ый этап – презентация. | |
1 | 2 |
Принимает отчет: | Демонстрируют: |
1) обобщает резюмирует полученные результаты; | 1)понимание проблемы, цели и задач; |
2) подводит итоги обучения; | 2) умение планировать и осуществлять работу; |
3) оценивает умения: * общаться; * слушать; * обосновывать свое мнение; * толерантность; * и другое. | 3) найденный способ решения проблемы; |
4) акцентирует внимание на воспитательном моменте: * умении работать в группе на общий результат. | 4) рефлексию деятельности и результата; |
5) дают взаимооценку деятельности и ее результативности |
Оценка работы младших школьников.
Оценивание безотметочное. При групповой работе оценивается работа всей группы, при парной и индивидуальной-соответственно парная или индивидуальная.
Критерии оценивания:
- Выполнение задания в соответствии с требованиями задания (правильность);
- Качественное представление групповой работы во время презентации и рефлексии;
- Эстетичность и аккуратность;
Учащиеся поощряются специальными значками (на усмотрение учителя). В тетради ставится отметка о награждении. Возможно использование «Экрана успешности» (водная таблица о достижениях учащихся)
Контроль осуществляется на каждом уроке в виде:
- активности в проектах
- творческих отчетах
-презентации работ
- анализ динамики текущей успешности (Экран успешности)
Календарно тематическое планирование 2 класс
Тема урока | Кол-во часов, даты | Тип урока | Элементы содержания | Виды деятельности уч-ся | Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов |
1. План и планирование. | 1 | Усвоения новых знаний | Проблемное введение понятий «План», «Планирование». | Групповая работа над заданием; фронтальный анализ. | Трафареты, развёртка коробки, план работы группы. |
2. Украшение коробки. | 1 | Усвоения новых знаний | Закрепление понятий «План», «Планирование». Обучение составлению плана. | Групповая. Планирование по кол-ву деталей. | Трафареты, |
3. Украшение шапочки. | 1 | Комплексного применения знаний и умений | Формирование умения составлять и осуществлять план при планировании количества деталей и их расположения на изделии. Выполнять работу в соответствии с планом. | Групповая. Планирование по кол-ву деталей расположению. | Трафареты, план работы группы, основа изделия. |
4. Украшение ёлочки. | 1 | Усвоения новых знаний | Закрепление умения составлять план по кол-ву деталей и размещению их на изделии; выполнять работу в соответствии с планом; введение новой записи плана. | Групповая, самостоятельное планирование по кол-ву деталей расположению. , сольная презентация | Трафареты, план работы группы, основа изделия. |
5. Яблоки на яблоне. | 1 | Контроля знаний и умений. | Закрепление умения составлять план по кол-ву деталей и размещению их на изделии; выполнять работу в соответствии с планом; закрепление табличной формы записи. | Работа в парах, самостоятельное Табличный план по операциям. | Трафареты, план работы группы, основа изделия. |
6. Цветок желаний. | 1 | Усвоения новых знаний | Закрепление умения составлять план по распределению деталей и операций между членами группы; выполнять работу в соответствии с планом; введение распределённого предъявления изделия и хода работы группы. | Групповая, коллективная презентация. | Трафареты, план работы группы, основа изделия. http://nachalka.seminfo.ru/ |
7. Одень куклу. | 1 | Усвоения новых знаний | Введение работы с условием выбора деталей; закрепление умения составлять план по распределению операций между членами группы; закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы. | Групповая. Работа по заданному условию. Самостоятельное планирование, коллективная презентация. | Наборы одежды; основа-кукла. |
8. Поздравительная открытка. | 1 | Комплексного применения знаний и умений | Закрепление работы с условием и усложнением выбора (тема праздника, атрибуты); закрепление умения составлять план по распределению операций между членами группы; закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы. | Групповая. Распределение работы в сотрудничесве. | Набор картинок. |
9. Зоопарк. | 1 | Комплексного применения знаний и умений | Закрепление работы с условием и усложнением выбора (сопоставление двух множеств: звери и детёныши и выбора двух пар); закрепление умения составлять план по распределению действий между членами группы; закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы. | Групповая. Подетальное планирование | Картинки зверей, план работы группы, основа изделия. |
10. Венок. | 1 | Контроля знаний и умений. | Закрепление умения составлять план по кол-ву деталей, фиксировать план в табличной форме и выполнять работу в соответствии с планом; фиксация плана в виде эскиза. | Индивидуальная;эскиз,декодирование Самостоятельная. | Трафареты |
11. Мозаика из частей квадрата. | 1 | Усвоения новых знаний | Формирование умения составлять план порядка сборки с обозначением на эскизе, выполнять работу в соответствии с планом. Введение в работу геометрических фигур и их частей. | Групповая. | Разрезанные квадраты. |
12. Мозаика из частей ромба. | 1 | Комплексного применения знаний и умений | Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом. | Групповая. | Трафареты, план работы группы |
13. Фантазия из частей ромба. | 1 | Систематизации и обобщения знаний и умений | Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом. | Групповая по составлению плана. Индивидуальная по изготовлению мозаики. | Трафареты |
14. Орнамент-аппликация. | 1 | Контроля знаний и умений. | Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом. | Парно-индивидуальная. Планирование порядка сборки, кол-ва и вида геометрических фигур по заданной схеме орнамента. | Трафареты, план работы группы, эскиз орнамента. |
15. Аппликация человечка. | 1 | Систематизации и обобщения знаний и умений | Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом. Формирование умения делать отбор необходимых трафаретов по выбранной картинке. | Групповая. Планирование порядка сборки, кол-ва и вида геометрических фигур по заданной схеме орнамента. Презентация по вопросам. | Картинки фигур, трафареты, план работы группы. |
16. Дом моей мечты. | 1 | Систематизации и обобщения знаний и умений | Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Умения выполнять работу | Индивидуальная. Эскиз, вид и кол-во геометрических фигур, порядок сборки, рефлексия, презентация. | Трафареты, http://nachalka.seminfo.ru/ |
17-18. Зона отдыха в парке. | 2 | Комплексного применения знаний и умений |
| Групповая. Комплексное планирование, рефлексия, презентация. | Трафареты, Картинки животных план работы группы, основа изделия. http://nachalka.seminfo.ru/ |
19-20. Поезд. | 2 | Усвоения новых знаний. |
| Групповая. Составление оптимального плана с помощью учителя. | Трафареты, план работы группы, основа изделия. |
21. Стол и стул. | 1 | Комплексного применения знаний и умений | Закрепление умения составлять план по операциям и выполнять работу в соответствии с планом; Формирование умения планировать с учётом времени и составлять оптимальный план; декодирование. | Групповая. Самостоятельное оптимальное планирование. | Трафареты, план работы группы. |
22. Стол. | 1 | Комплексного применения знаний и умений | Закрепление умения составлять план по операциям и выполнять работу в соответствии с планом; Формирование умения планировать с учётом времени и составлять оптимальный план; декодирование. | Работа в парах. Самостоятельное оптимальное планирование. | Трафареты, план работы группы. |
23. Машина. | 1 | Контроля знаний и умений. | Закрепление умения составлять план по операциям и выполнять работу в соответствии с планом; Формирование умения планировать с учётом времени и составлять оптимальный план; декодирование. | Работа в парах. Парное планирование | Трафареты, план работы группы. |
24. Чайник. | 1 | Усвоения новых знаний. | Введение понятий «Ситуация», «проблема», «условия», «возможные действия»; закрепление умения составлять план как последовательность действий; введения кодирования и с использования его при записи плана. | Индивидуальная. Запись плана в виде инструкции. | Рабочая тетрадь. |
25. Набрать воды из реки. | 1 | Усвоения новых знаний. | Введение понятий «Ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, формулирование проблемы в виде вопроса, формулирование цели как ожидаемого результата; развитие умения планировать при составлении плана-инструкции. | Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы. | Рабочая тетрадь. |
26. Винегрет. | 1 | Комплексного применения знаний и умений | Формирование умения анализировать и формулировать проблемную ситуацию, проблему и цель; определение состава действий и последовательности их выполнения для решения проблемы; Введение понятий «рецепт», «план-инструкция в рецепте». | Групповая при выполнении планирования; индивидуальная. Запись плана в виде инструкции. | Рабочая тетрадь. |
27. Куст сирени под окном. | 1 | Контроля знаний и умений. | Работа с понятиями «ситуация», «проблема», «цель»; Формирование умения формулировать проблему в виде вопроса; закрепление умения составлять план-инструкцию; запись плана с помощью сокращённых обозначений. | Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы. | Рабочая тетрадь. |
28. Гирлянда. | 1 | Усвоения новых знаний. | Формирование умения анализировать и формулировать проблемную ситуацию, проблему и цель; определение состава действий и последовательности их выполнения для решения проблемы; составление инструкции и её выполнение; Введение понятия «повторение в инструкции». | Групповая. Запись инструкции в виде схемы. Инструкция с циклом. | Трафареты, план работы группы. |
29. Безопасный переход улицы. | 1 | Комплексного применения знаний и умений | Работа с понятиями «ситуация», «проблема» и «цель»; формирование умения формулировать кратко ситуацию и проблему; закрепление умения составлять план действий, план, как инструкцию; введение понятия «правило». | Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы. Правило-инструкция с условием. | Рабочая тетрадь. |
30. Безопасный переход улицы-2. | 1 | Систематизации и обобщения знаний и умений | Закрепление понятий «ситуация», «проблема», «цель» в их взаимосвязи; ; Введение понятий «алгоритм», «алгоритм с условием»; развитие умения работать в соответствии с поставленной целью; составлять план-инструкцию. | Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы. Алгоритм с 2-мя условиями. | Рабочая тетрадь. |
31. Фальшивая монета. | 1 | Систематизации и обобщения знаний и умений | Закрепление понятий «ситуация», «проблема», «цель» в их взаимосвязи; Введение понятий «алгоритм», «алгоритм с условием»; развитие умения работать в соответствии с поставленной целью; составлять план-инструкцию, алгоритм с условием и алгоритм внутри алгоритма. Введение понятий «алгоритм внутри алгоритма» | Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы. Алгоритм в алгоритме. | Рабочая тетрадь. |
32-34. Резервные уроки. | 3 | На усмотрение учителя | На усмотрение учителя. | ||
Календарно-тематическое планирование 3 класс | |||||
Тема урока | Кол-во часов, даты | Тип урока | Элементы содержания | Виды деятельности уч-ся | Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов |
1. Грибы в лукошке. | 1 | Комплексного применения знаний и умений | Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом. | Групповая. Планирование по кол-ву и расположению деталей. | Трафареты, план работы группы, основа изделия. |
2-3. Мебель для куклы: кровать и тумбочка. | 2 | Комплексного применения знаний и умений | Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; определять цель и пути решения в виде задач, выполнять сетевое планирование, выполнять работу в соответствии с планом. | Групповая. Сетевое планирование с использованием кодирования. | Трафареты, план работы группы, карточки учащихся. |
4-5. Мебель для куклы: круглый стол и стул. | 2 | Комплексного применения знаний и умений | Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; определять цель и пути решения в виде задач, выполнять сетевое планирование, выполнять работу в соответствии с планом. | Групповая. Сетевое планирование с использованием кодирования. | Трафареты, план работы группы, карточки учащихся. |
6. Вода. | 1 | Усвоения новых знаний. | Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой познавательные задачи(найти способ приобретения новых знаний); представлять ход и результат проделанной работы. | Групповая. Работа над проблемой и задачами. Индивидуальная. Исследовательский проект. | Рабочая тетрадь. http://nachalka.seminfo.ru/ |
7-8. Домашнее животное. | 2 | Усвоения новых знаний. | Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой познавательные задачи(найти способ приобретения новых знаний); представлять ход и результат проделанной работы. Формирование умения обобщения результатов работы в форме меморандума. | Групповая. 1-Формулирование задачи на исследование, описание и инструкция по уходу за животным. 2-Презентация и меморандум. | Рабочая тетрадь. http://nachalka.seminfo.ru/ |
9-10. Здоровый образ жизни. | 2 | Систематизации и обобщения знаний и умений. | Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи. Самоанализ и сравнение. Презентация. | Групповая. 1- Работа над проблемой и задачами. 2- Индивидуальная. Презентация в виде отчёта. | Рабочая тетрадь. http://nachalka.seminfo.ru/ |
11. Безопасный переход улицы. | 1 | Комплексного применения знаний и умений | Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой задачи. Закрепление умения составлять план по действиям, план как инструкцию, правило. | Индивидуальная. Составление инструкции, алгоритма. | Рабочая тетрадь. |
12. Маршрут. | 1 | Комплексного применения знаний и умений | Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой задачи. Введение составления плана как схемы и инструкции. | Групповая. Составление схемы. | Карта-схема http://nachalka.seminfo.ru/ |
13. Рукавицы для Незнайки. | 1 | Усвоения новых знаний. | Вычленять проблему и цель, формулировать ожидаемый результат-план действий, алгоритм | Индивидуальная. Работа с условием-разветвлённый алгоритм. | Рабочая тетрадь. |
14. Новогодний праздник. | 1 | Комплексного применения знаний и умений | Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат, составлять план. | Групповая. Планирование мероприятия: программа праздника и план его подготовки. | Рабочая тетрадь. |
15. Пригласительный билет. | 1 | Усвоения новых знаний. | Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат, составлять план и записывать его в виде макета. | Групповая. Презентация. | Макет пригласитель-ного билета |
16. Рефлексия-1. | 1 | Контроля знаний и умений. | Формирование методологической базы проектных уроков, закрепление знаний, умений и навыков процесса проектирования; введение понятия «рефлексия» | Индивидуальная. | Рабочая тетрадь |
17-18. Коврик. | 2 | Усвоения новых знаний. | Формирование умения определять состав действий и операций, составлять план по кол-ву действий и операций, распределять работу в группе и выполнять её в соответствии с планом. | Групповая. 1-Определение состава действий. 2- Презентация. | План, основа коврика. |
19. Детская площадка. | 1 | Систематизации и обобщения знаний и умений. | Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять состав действий и операций, составлять проект. | Групповая. 1-Схема, кодирование, эскиз, инструкция. 2- Презентация. | Зона для площадки, карточки с сооружениями. http://nachalka.seminfo.ru/ |
20-21. Ленивые вареники. | 2 | Усвоения новых знаний. | Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять состав действий и операций, составлять проект. | Групповая. 1-Планирование технологического процесса, эскиз. 2- Презентация. | Инструкция к презентации и оцениванию. |
22-23. Школьное экскурсионное бюро. | 2 | Усвоения новых знаний. | Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять задачи по составлению проекта; фиксировать проект в виде схемы, буклета. | Групповая. 1-Маршрутный лист с разработкой экскурсии по школе. 2-Буклет, презентация. | Таблица для экскурсионного маршрута. http://nachalka.seminfo.ru/ |
24-25. Сухарики. | 2 | Усвоения новых знаний. | Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; формулировать проблему и цель; определять задачи для достижения цели. Представить ход и результата проделанной работы. | Групповая. 1-Постановка задач, составление бизнес-плана. 2-Презентация макета упаковки | Расчётный лист. |
26. Рефлексия-2. | 1 | Контроля знаний и умений. | Выявление степени сформированности: умения построить план выступления на презентации, представления об этапах проектирования; развитие умения решать проблемы. | Индивидуальная. | Рабочая тетрадь |
27-28. Фитодизайн класса. | 2 | Систематизации и обобщения знаний и умений. | Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; формулировать проблему и цель; определять задачи для достижения цели; участвовать в коллективной презентации с демонстрацией плаката. | Групповая. Исследование информации о растениях, составление инструкции. Составление таблицы с занесением сведений об уходе за растениями; использование плаката в презентации. | Набор листов и карточек с информацией о растении, основа плаката А3. http://nachalka.seminfo.ru/ |
29-30. Профессии наших родителей. | 2 | Контроля знаний и умений. | Контроль и закрепление проектных умений. Формирование представления о проектировании социологического опроса. | Коллективная. Фронтальная работа по повторению методологии проектирования. Индивидуальная. Самостоятельная. | Рабочая тетрадь http://nachalka.seminfo.ru/ |
31-32 Викторина. | 2 | Усвоения новых знаний. | Формирование о комплексном распределении работы между группами класса с последующим соединением результатов в единое целое(презентация-мозаика) | Групповая. Распределение работы, презентация-мозаика. | Набор карточек http://nachalka.seminfo.ru/ |
33. рефлексия-3. | 1 | Контроля знаний и умений. | выявление степени сформированности представлений о проектировании. | Индивидуальная. Практическое освоение рефлексивных действий. | Рабочая тетрадь |
34. Резервный урок. | 1 | На усмотрение учителя | На усмотрение учителя | На усмотрение учителя | |
Календарно тематическое планирование 4 класс. | |||||
1. Аквариум. | 1 | Комплексного применения знаний и умений | Формирование умения постановки задачи на планирование групповой работы; распределение и выполнение работы в группе в соответствии с планом; введение рефлексивной готовности | Групповая. Комплексное планирование. Рефлексия этапов работы, хода планирования, обсуждения и принятия решения | Трафареты рыб, основа изделия, план работы группы. |
2-3. Волшебный сундучок. | 2 | Комплексного применения знаний и умений | Закрепление умения составлять оптимальный план. Презентация с рефлексией проделанной работы. Введение понятия «оптимизация по количеству передач | Групповая. 1-Сетевое планирование. Анализ плана на наличие передачи деталей в процессе работы. 2-Составление оптимального плана и его осуществление. | Трафареты сундучка, таблицы для плана работы группы. |
4. Волшебный сундучок. | 1 | Систематизации и обобщения знаний и умений. | Формирование умения составлять оптимальный план. Анализ хода составления плана, его оптимальности по кол-ву передач в процессе его выполнения. | Работа в парах Индивидуальная. Составление оптимального плана. | План. |
5-6. Туесок. | 2 | Комплексного применения знаний и умений | Закрепление умения составлять оптимальный план с разными факторами оптимизации. Использование кодирования. Формирование рефлексивного умения- анализа работы по плану. | Групповая. 1- Сетевое планирование. 2- Презентация. | Трафареты туеска, план работы группы. |
7-8. Вазочка. | 2 | Комплексного применения знаний и умений | Закрепление умения составлять оптимальный план с разными факторами оптимизации. Использование кодирования. Формирование рефлексивного умения- анализа работы по плану. | Групповая. 1- Сетевое планирование. 2- Презентация и рефлексия хода работы группы. | Трафареты вазы, план работы группы. |
9-10. Конвейер. | 2 | Усвоения новых знаний. | Формирование умения составлять оптимальный план бригады и конвейера; Формирование умения рефлексивного анализа работы бригады по плану. Презентация с плакатом. | Групповая. 1- Сетевое планирование. 2- Презентация с плакатом. Имитация работы бригады (ролевая игра) | Карточки для учителя, листок для плана. http://nachalka.seminfo.ru/ |
11-12. Стройка. | 2 | Усвоения новых знаний. | Формирование умения составлять план- график работы бригады с учётом времени подвоза деталей; Формирование умения рефлексивного анализа работы по плану. Презентация с макетом. | Групповая. Оптимальное планирование | Трафареты деталей дома, лист для графика постройки дома. |
13-14. Карнавал. | 2 | Усвоения новых знаний. | Формирование умения составлять план как результат проектирования; Формирование умения рефлексивного анализа работы группы по обсуждению и выбору; ввод критериального оценивания. | Групповая. 1-Проектирование подготовки маски-персонажа, выступление на конкурсе, осуществление проекта. 2-Рефлексия и самооценка. | Лист экспертной оценки презентации масок, трафарет типовой полумаски, лист самооценки презентации маски. |
15-16. Рефлексия-1,Мороженое. | 2 | Контроля знаний и умений. | Теоретическое и практическое освоение рефлексивных умений | 1- Индивидуальная. Самостоятельная 2- Индивидуальная. Самостоятельная | 1-Карточки для учителя 2- трафареты рожка и шариков. |
17-18.Информация печатных источников. | 2 | Комплексного применения знаний и умений | Формирование умения проектировать; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки. | Индивидуальная. Самооценка по критериям; составление каталожной карточки. | Карточки учителя, библиотечная карточка |
19-20. Настольная игра. | 2 | Комплексного применения знаний и умений | Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки. | Групповая. Проектирование игры. Самооценка по критериям; презентация. | Трафарет развёртки кубика, трафарет фишки, лист оценки с критериями http://nachalka.seminfo.ru/ |
21-22. Школьный автобус. | 2 | Комплексного применения знаний и умений | Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки. | Групповая. Проектирование решения проблемы составления оптимального маршрута, осуществление проекта | Схема дорог (улиц), маршрутный лист автобуса |
23-24. Школьная спартакиада. | 2 | Комплексного применения знаний и умений | Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки. | Групповая. 1- Самостоятельное проектирование. 2- самооценка, презентация. | Лист формата А3 и А4 |
25-26. Кем быть? | 2 | Систематизации и обобщения знаний и умений. | Формирование умения проектировать выбор профессии, Формирование умения рефлексивного анализа своих способностей; Формирование умения составлять план действий по подготовке к профессии. | Индивидуальная. 1- Самостоятельное проектирование. 2- самооценка, презентация. | Анкета http://nachalka.seminfo.ru/ |
27. Исследование. | 1 | Усвоения новых знаний. | Знакомство с методологией исследования, проведение опытов, записи наблюдений; Формирование умения ставить и проводить исследования; введение понятия «гипотеза». | Групповая. Исследовательская деятельность. | Оснащение для опыта: вода, песок, соль, столовая ложка, стакан. |
28-29. Кислотные дожди. | 2 | Комплексного применения знаний и умений | Формирование умения проектировать; Формирование умения ставить и проводить исследования в рамках проектирования. | Индивидуальная. Сравнение проектирования и исследования, постановка исследовательского проекты. Проведение инструментального эксперимента и его описание. | Оснащение для опыта: стаканы, ра-р лимонной кислоты, индикатор метилоранж, пипетка. |
30-31. Наш класс. | 2 | Контроля знаний и умений. | Закрепление умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки. | Групповая. Выполнение проектирования в условиях самостоятельного группового взаимодействия. | Листы ватмана. http://nachalka.seminfo.ru/ |
32. Рефлексия-2. | 1 | Контроля знаний и умений. | Формирование рефлексивных умений; выявление степени сформированности представлений о проектировании. | Индивидуальная. Практическое освоение рефлексивных действий. | Рабочая тетрадь |
33-34. Резервные уроки. | 2 | На усмотрение учителя | На усмотрение учителя | На усмотрение учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной проектной деятельности "Я - частица своей страны"
Программа по внеурочной проектной деятельности "Я - частица своей страны" содержит учебно-тематическое планирование и работу над социальными проектами....
Рабочая программа внеурочной краеведческой деятельности «Моя маленькая РОДИНА» для учащихся 3 класса
Знакомство учащихся с достопримечательностями своего города, района, края. Прививать любовь к своей маленькой родине....
Рабочая программа внеурочной проектной деятельности во 2-б классе
Основные принципы организации работы над проектами:Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся ...
Разработка занятий на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г.Чуракова (по УМК «Перспективная начальная школа»)
Разработка включает в себя 2 занятия внеурочной деятельности для 2 класса....
Презентация для 1 занятия на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г.Чуракова (по УМК «Перспективная начальная школа»)
Презентация к уроку....
Презентация для 2 занятия на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г.Чуракова (по УМК «Перспективная начальная школа»)
Презентация для 2 урока....
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности Факультативный курс «Литературный Петербург»
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности Факультативный курс «Литературный Петербург»...