Интеграция проектной и игровой образовательной технологии: интерактивные игры «Старшие – младшим» (учебно-методическая разработка)
методическая разработка на тему
Это технологическая карта, а л г о р и т м.реализации разновозрастного проекта.
Тематика проекта может быть любая, в зависимости от интересов детей и учебной программы.Разница в возрасте старшего и младшего классов должна быть не менее двух лет.
В моей рабочей практике алгоритм реализован дважды. В подготовке трудоёмок, но позволяет заметно повысить познавательную активность учеников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интеграция проектной и игровой образовательной технологии. | 12.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция проектной и игровой образовательной технологии: интерактивные игры «Старшие – младшим» (учебно-методическая разработка)
Современный образовательный стандарт нацеливает педагога на формирование у школьников метапредметных умений, а это требует использования в педагогическом процессе различных образовательных технологий.
Одной из самых востребованных является технология проектного обучения. Очевидно, что коллективный проект, по сравнению с индивидуальным, больше способствует формированию коммуникативных УУД. Но, как правило, продукт, созданный в процессе проектной деятельности учащихся, остается в дальнейшем невостребованным.
В нашем опыте эту трудность удалось преодолеть за счет интегрирования проектной и игровой технологий. То, что старшие дети разрабатывают как проект, становится основой для игровой деятельности младших. При этом старшие реализуют продукт проекта в практической деятельности (организация игры), а младшие – учатся общению и поиску информации в коллективной игровой деятельности.
Содержательной основой этих игр является предмет «Окружающий мир», такие его темы, как «Города России», «Солнечная система», «Здоровье человека» и т.п. Тематически этот предмет – самый подходящий для реализации таких технологий, так как по этим темам информация может быть представлена в разнообразных формах (устное сообщение, письменный текст, компьютерная презентация, видеофрагмент, схема, таблица и пр.), и существует множество её источников (детские энциклопедии, научно-популярные книги для детей, детские журналы, сайты Интернета, атласы).
Ниже приведен пример такой разработки, которая была реализована в апреле 2013 года 4-б и 1-б классами ГБОУ СОШ №207 Центрального района г. Санкт-Петербурга.
«Путешествие по карте России»
Краткосрочный проект учащихся 4-1 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА (педагогическая): Формировать у учащихся 4-х классов социально ценные личностные отношения к сверстникам и младшим детям
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА (жизненно-практическая) учащихся 4-х классов: Разработать, организовать и провести интерактивную интеллектуальную игру для учеников 1-го класса, дать им первоначальные сведения о городах России, вызвать интерес к географии своей страны.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА (жизненно-практическая) учеников 1-х классов: принять участие в интеллектуальной игре, получить новые знания, стремиться к победе.
Задачи проекта:
Личностный компонент:
- Формировать у учащихся 4-х классов отношение к научному знанию как к ценности, требующей сохранения и транслирования.
- Формировать у учащихся 4-х классов товарищеское отношение к младшим по возрасту соученикам, умение заботиться о младших.
- Формировать у учащихся 1-х классов отношение к научному знанию как к ценности.
- Формировать у учащихся 1-х классов товарищеское отношение к одноклассникам.
Метапредметный компонент:
- Познавательные УУД:
У учащихся 4-х классов: поиск источников информации, поиск требуемой информации в источнике, отбор информации в соответствии с поставленной задачей, обработка (адаптация) составленного текста; постановка вопросов к тексту; создание компьютерной презентации.
У учащихся 1-х классов: направленное восприятие информации из непривычного источника, использование полученной информации для практической цели (победа в игре);
- Регулятивные УУД:
У учащихся 4-х классов: постановка задач, планирование работы по проекту, оценка продукта с точки зрения соответствия цели проекта;
У учащихся 1-х классов: самоконтроль и самооценка работы в команде;
- Коммуникативные УУД:
У учащихся 4-х классов: совместное планирование работы по проекту; распределение обязанностей; управление деятельностью младших товарищей; управление деятельностью сверстников в группе; координация деятельности при подготовке к коллективному выступлению; построение монологического высказывания.
У учащихся 1-х классов: подчинение своих намерений интересам группы с целью выполнения общей задачи (победа в игре); построение монологического высказывания на основе полученной информации; построение диалога в группе.
Предметный компонент: углубление и обобщение знаний учеников о городах Российской Федерации в рамках предмета «Окружающий мир».
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Продукт проекта: интерактивная интеллектуальная игра «Путешествие по карте России», осуществленная силами учащихся 4-х классов как организаторов.
Образовательный результат: осуществление образовательных задач, предусмотренных задачами проекта.
Возникновение у учащихся интереса к географии; интенсивное общение учащихся 1-х и 4-х классов; приобретение участниками проекта опыта организаторской деятельности; приобретение опыта деятельности в команде; опыта публичного выступления; умения искать и адаптировать необходимую информацию.
НЕОБХОДИМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
К моменту старта проекта учащиеся 4-х классов должны:
- иметь опыт группового выполнения учебных заданий;
- уметь выполнять групповое устное выступление на заданную тему;
- уметь ставить вопросы к тексту.
Ход работы по проекту
ЭТАП | ЗАДАЧИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |||||||
1.Старт проекта | Уточнение исходного положения Принятие и уточнение цели проекта Деление на рабочие группы | Учащиеся 4-го класса: Принимают цель проекта; уточняют её. Делятся на рабочие группы в соответствии с принятой целью Учащиеся 1-го класса: Принимают цель проекта; делятся на группы | Выдвигает цель проекта, мотивирует учащихся; оказывает необходимую помощь при делении на группы наблюдает | Личностные: Смыслообразование, Нравственно-этическая ориентация. | |||||||
На этом этапе педагог предлагает тему игры: «Путешествие по карте России». Учащиеся определяют количество городов, которые будут представлены во время игры и выбирают города (в нашем опыте их было пять – Псков, Нижний Новгород, Новороссийск, Екатеринбург и Владивосток). Затем ученики делятся на рабочие группы, которых на одну больше, чем выбранных городов – в дополнительную группу входят те учащиеся, которые будут руководителями команд первоклассников и наблюдателями. Первоклассники получают предложение участвовать в игре, принимают его, делятся на команды с помощью учителя. | |||||||||||
2. Планирова ние | Анализ проблемы. Постановка задач. Распределение работы в группе. Выбор критериев для оценки результатов. | Учащиеся 4-го класса: Формулируют задачи проекта (подготовить рассказ о городе; поставить к рассказу вопросы; создать презентацию) Определяют источники информации Распределяют работу в группе Договариваются о сроках выполнения работы Договариваются о критериях Учащиеся 1-го класса: Принимают предложение о встрече и знакомстве с помощниками команд – четвероклассниками; узнают дату проведения этой встречи и самой игры | При необходимости организует предварительное фронтальное обсуждение задач проекта; Оказывает консультативную помощь; наблюдает. | Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи; планирование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Умение коллективно планировать деятельность | |||||||
В нашем опыте второй этап происходил непосредственно вслед за первым. Первоначальная постановка задач происходила при фронтальной работе: найти информацию о городах; отобрать информацию, которая будет понятна и интересна для первоклассников; подготовить коллективное устное сообщение; подготовить наглядные иллюстрации; подготовить вопросы, на которые будут отвечать первоклассники. Отдельный ряд задач стоял перед группой руководителей команд первоклассников: подготовить маршрутные листы; придумать варианты названия, которые можно будет предложить своей команде; придумать вопросы, которые можно задать первоклассникам во время знакомства; сделать заготовки эмблем для своей команды; сделать знак «Мы готовы» для каждой команды. После фронтального обсуждения каждая группа уточнила задачи и распределила обязанности. В нашем опыте сбором информации занимались все участники проекта, в группах обсуждалось, кто где будет искать информацию: кто – в школьной библиотеке, кто – в книгах из домашней библиотеки, кто- в Интернете. В каждой группе появились ответственные за создание презентации, за постановку вопросов, за текст для устного сообщения. | |||||||||||
3.Выполнение проекта: подготовка к игре. | Поиск, отбор, обработка информации. Выполнение презентаций. Формулировка вопросов, отбор вариантов. Репетиции. | Учащиеся 4-го класса: Собирают и обрабатывают информацию; готовят устное сообщение; готовят презентации; оценивают готовые сообщения с точки зрения доступности и новизны информации; формулируют вопросы, отбирают наиболее интересные; проводят встречу-знакомство; Учащиеся 1-го класса: Участвуют во встрече-знакомстве; выбирают название команды; готовят эмблемы команды; оформляют маршрутный лист; Репетируют представление команды | Деятельность педагога: Участвует в оценке готовых сообщений с точки зрения объема, доступности информации, речевой грамотности; участвует в оценке вариантов выбранных вопросов. | Познавательные: Поиск источников информации, отбор информации, обработка информации; создание компьютерной презентации. Коммуникативные: Построение монологического и диалогического высказывания, управление деятельностью сверстников, разрешение кофликтов Регулятивные: Оценка результата деятельности | |||||||
На этапе подготовки каждая рабочая группа собрала информацию о своем городе, составила и отрепетировала сообщение, сформулировала вопросы, выполнила компьютерные презентации; отрепетировала своё выступление на игре. Наибольшую сложность у учащихся вызвала адаптация информации, как непривычный вид деятельности. Некоторые сообщения оказались перегружены числовыми данными и научными терминами, потребовалась помощь педагогов. Вопросы по каждому сообщению формулировались с запасом (требовалось два вопроса, участники рабочей группы формулировали 6-7), затем отбирались наиболее интересные. Числовые данные в вопросы не включались. Прошла встреча групп четвероклассников и команд первоклассников. В группах состоялось знакомство, были выбраны названия команд, оформлены эмблемы, раскрашены маршрутные листы; были отрепетированы приветствия команд. Общая продолжительность встречи-знакомства составила 30 минут. | |||||||||||
4.Выполнение проекта: проведение игры | Коллектив ное устное сообщение, постановка вопросов; ответы на вопросы, участие в игре. | Учащиеся 4-го класса: Выступают с устными сообщениями, показывают презентацию, ставят вопросы; оценивают правильность и полноту ответов. Руководители команд оказывают помощь первоклассникам в распределении работы; Наблюдатели ведут учет полученных баллов; отслеживают готовность команд (по сигнальным знакам); Учащиеся 1-го класса: Слушают сообщения и смотрят презентации; обсуждают вопросы в команде; дают ответы; ведут учет полученных баллов в маршрутном листе. | Наблюдает за ходом игры; корректирует деятельность ведущих; | Познавательные: отбор информации, обработка информации. Коммуникативные: Построение монологического и диалогического высказывания, управление деятельностью сверстников, разрешение конфликтов | |||||||
Игра проводилась как заочное путешествие в пять этапов. Каждая команда первоклассников выступала в роли пассажиров самолета. Был имитирован взлет при помощи видеофрагмента и звукозаписи; маршрут был отмечен на карте всплывающими подсказками на интерактивной доске. После объявления о прибытии в город четвероклассники выступали с рассказом об этом городе, показывали презентацию, а затем задавали игрокам вопрос. Команды первоклассников обсуждали варианты ответов, затем одна из команд получала от ведущего право на первый ответ. Четвероклассники оценивали ответ. Если он был полный и правильный, команда получала два балла и два жетона в виде самолетов. Жетоны наклеивались на маршрутный лист команды возле того города, в котором были получены. Если ответ был неверный, право на ответ переходило к той команде, которая быстрее других показала знак готовности. Если ответ был неполный, отвечавшая команда получала один балл, а другие команды получали право дополнить ответ и получить дополнительные баллы. Потом звучал второй вопрос, предназначенный всем командам; на него отвечала та команда, которая быстрее подавала сигнал готовности. Четвероклассники-руководители групп на вопросы не отвечали. Они подбадривали первоклассников, помогали договориться о том, кто будет отвечать, кто поднимет знак готовности, кто наклеит выигранные жетоны на маршрутный лист и т.п. После того, как первоклассники побывали на всех планетах, были подведены итоги игры при помощи количества жетонов на маршрутных листах. Наблюдатели сверили результат своих подсчетов с жетонами на маршрутных листах и определили команду-победителя. | |||||||||||
5.Оценка результатов проекта | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин этого. Анализ достижения поставленной цели | высказывают впечатление от игры; оценивают качество подготовки групп; выполнение задач проекта; трудности и причины их возникновения; | Организует групповое и фронтальное обсуждение результатов работы по проекту. | Регулятивные: Оценка результатов общей деятельности | |||||||
В нашем опыте подведение итогов в первом и четвертом классе проводилось раздельно. Четвероклассники во время хода игры оценивали качество выступления своих товарищей по картам экспертной критериальной оценки. В карту вошли пять критериев: полнота, правильность, доступность, привлекательность и интересные вопросы. После окончания игры четвероклассники в баллах оценили работу каждой группы; назвали наиболее активных участников проекта; по представлению рабочих групп они получили грамоты. Первоклассники после игры продиктовали руководителям команд то, что запомнили во время игры, а четвероклассники записали впечатления младших детей в маршрутные листы. Эти записи стали предметом обсуждения и в первом, и в четвертом классе; это помогло четвероклассникам увидеть свою работу с точки зрения слушателей и оценить её по-новому; а первоклассникам – закрепить впечатление и интерес к содержанию игры. |
Полуэктова С. П.
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 207
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование групповых и игровых образовательных технологий на примере обучающей игры "Словознайка"
Данная разработка показывает возможность использования игровых образовательных технологий для активизации мыслительных процессов у учащихся....
Конспект логопедического занятия с использованием игровой образовательной технологии
Задачи: Формировать умения и навыки в правильном написании букв: -в- и –д-.Развивать речезрительную, речеслуховую и речедвигательную память, внимание.Актуализировать знания об однокоренных...
Интерактивная игра для младших школьников "Осенний марафон"
Игра "Осенний марафон" предназначена для внеклассных мероприятий по окружающему миру для учащихся 1-3 классов. Все ...
Педагогический проект на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами игровой образовательной технологии»
ОглавлениеПаспорт проекта ...
Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения
Эпиграф: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собст...
Возможности комплексного электронного образовательного продукта "Мобильная Электронная Школа" для учебно-методического обеспечения образовательных программ.
Возможности комплексного электронного образовательного продукта "Мобильная Электронная Школа" для учебно-методического обеспечения образовательных программ. Работа выполн...
Использование игровых образовательных технологий и методов, их значение в процессе обучения младших школьников
В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения, воспитания и как следствие социализация детей...