Виды рефлексии
статья (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Что такое рефлексия?
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в. , чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т. п.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Приемы организации рефлексии на уроке:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
2. Использование различных изображений:
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
3. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
2. Рефлексия деятельности
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты:
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды рефлексии
Материал содержит виды рефлексии, которые можно применять на разных этапах урока в разных возрастных группах....
Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»
Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...
Презентация на тему «Виды рефлексии в учебной деятельности на уроке
Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить ...
Презентация к выступлению на семинаре "Внедрение системно-деятельностного подхода в начальной школе" на тему "Виды рефлексии"
Презентация к выступлению на семинаре "Внедрение системно-деятельностного подхода в начальной школе" на тему "Виды рефлексии"...
Виды рефлексии
Из опыта работы виды рефлексии на уроках в начальной школе...
мастер класс Виды рефлексии
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Учителя, которые тол...
"Виды рефлексии на уроке русского языка и литературного чтения"
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:цель занятия;содержание и трудности учебного материала;тип занятия;способы и методы обучения;возрастные и психологические особенности учащихс...