мастер класс Виды рефлексии
учебно-методический материал

Кизимова Ольга Валерьевна

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"? Имеется такое! И никаких претензий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_reflekiya1.odt37.89 КБ
Файл refleksiya.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Рефлексия как этап современного урока»

        «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, 
тот и получает преимущества в движении вперед » 
Евгений Доманский 

          Перед началом нашей работы  мне хотелось бы узнать ваше  эмоциональное состояние, а поможет нам в этом прием «Моё состояние».

Поместите  изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

                                                        Комфортно

                                Уверен в своих силах

                        Хорошо

                Плохо

Крайне скверно

        

мой мастер-класс о рефлексии — одном из основных этапов урока.

        -Что вы знаете о рефлексии, что это такое?

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.

Таблица для слушателей.

Понятие

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Рефлексия



Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.  В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

                Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"? Имеется такое! И никаких претензий. 

        -Как вы думаете обязательна ли рефлексия на уроке? Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

        Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

        -Я предлагаю вам поработь в группе. Найдите в тексте-помощнике виды рефлексии.

Классификация рефлексии:

1) По содержанию  может быть : устная и письменная.

2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4) По функциям: физическая ( успел- не успел, легко-тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:Эмоциональная

 Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно  объяснить словами.        

        Оцените, пожалуйста, работу в группе, возьмите ту карточку, которая характеризует вашу деятельность.

Красный: как быстро мы справились с заданием, успели сделать работу за предложенное время.

Оранжевый: работали организованно, был лидер.

Жёлтый: желали друг другу успехов в работе, проявляли терпимость друг другу.

Зелёный: получили знания друг от друга.

Голубой: все высказывались, работали по теме.

Синий: спорили, но смогли принять общее решение, договорились.

Фиолетовый: не устали о задания, а наоборот взбодрились.

 

«Моё состояние»

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

                                                        Комфортно

                                Уверен в своих силах

                        Хорошо

                Плохо

Крайне скверно

«Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Сказочное дерево  (поляна)»

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

Учитель договаривается с детьми  о значении цветов или размеров этих предметов.

  • Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.  

Анкета

   1.На уроке я работал
  2.Своей работой на уроке я
  3.Урок для меня показался
  4.За урок я
  5.Мое настроение
  6.Материал урока мне был


  7.Домашнее задание мне кажется

    активно / пассивно
   доволен / не доволен
   коротким / длинным
   не устал / устал
   стало лучше / стало хуже
   понятен / не понятен
   полезен / бесполезен
   интересен / скучен
   легким / трудным
   интересно / не интересно

    Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
           

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Самоанализ  работы

      Важное значение   в  учебной  деятельности имеет умение  анализировать  свою  работу , находить  ошибки и выявлять  причину их возникновения, находить пути  их исправления.

Самоанализ  работы

      Важное значение   в  учебной  деятельности имеет умение  анализировать  свою  работу , находить  ошибки и выявлять  причину их возникновения, находить пути  их исправления.

На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

  • Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

           Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало

фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно  выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…

          Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

 В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

    «Поезд».

На парте перед каждым ребенком  два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось  не интересным.

         Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

  1. Понятие

Знал

Узнал

  1. Хочу узнать

        

 Пометки на полях  (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал,         «!» - новый материал (узнал),        «?» - хочу узнать

        

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

Синквейн  - составление четверостишья по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

  Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

      - сама задача оказалась неинтересной, трудной

Групповая рефлексия – это процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалось:

  • достичь поставленной рабочей цели;
  • сформировать хорошие групповые отношения.

Последовательность действий в ходе групповой рефлексии

1. Еще раз сформулировать стоявшую перед группой цель.

  1. Вспомнить (выписать) перечень действий членов группы (какие были действия и в чем они состояли).
  2. Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие действия помогли или не помогли достижению цели.
  3. Решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить.

       Цель групповой рефлексии:

       Повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы;

увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целой группы.

        Заполните табличку, в колонках «Узнал», и «Хочу узнать»

   Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

                  Однако процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

        Возьмите розовые смайлики и приклейте их на ту сторку, которая больше свего характеризует ваше состояние сейчас.

Чем больше человек знает о том,

что уже сделано, тем больше в его силах понять,

 что нужно делать дальше. 
Б. Дизраэли 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рефлексия как этап современного урока

Слайд 2

Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед . Евгений Доманский

Слайд 3

Таблица-фиксация знаний по данной теме 3 Понятие Знаю Хочу узнать Узнал Рефлексия

Слайд 4

А что же такое рефлексия? от лат. reflexio – обращение назад размышление о своем внутреннем состоянии , самопознание (Словарь иностранных слов ) самоанализ ( Толковый словарь русского языка ) в современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. 4

Слайд 6

Виды рефлексии По содержанию По форме деятельности символическая; устная; письменная коллективная; групповая; фронтальная; индивидуальная Можно использовать на всех этапах урока По функциям анкетирование опрос рисунок и т. д. физическая; сенсорная; интеллектуальная По способу проведения

Слайд 8

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Слайд 9

Эмоционально-художественное оформление

Слайд 10

«Для меня сегодняшний урок…» Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял Рефлексия по форме деятельности Анкета Лесенка Знаки Самоанализ Взаимопроверка и т.д.

Слайд 11

Понятие Знал Узнал Хочу узнать Табличка Рефлексия содержания материала Фразеологизм или пословица слышал краем уха хлопал ушами шевелил мозгам считал ворон и т.д. Фразы из рефлексивного экрана +, -, интересно Поезд Пометки на полях синквейн

Слайд 12

Процесс рефлексии должен быть многогранным Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Слайд 13

Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше. Б. Дизраэли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Мастер - класс "Приёмы рефлексии учащихся на уроке"

Мастер - класс "Приёмы рефлексии на уроке в начальной школе"...

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Мастер-класс «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».

В данном мастере классе раскрываются следующие учебные цели и задачи:Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи:Познакомить коллег с понятием “ре...

Мастер класс " Виды работы с текстом на уроках литературного чтения"

Мастер класс позволяет познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках чтения в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий,      ...

Мастер - класс "Этап рефлексии на уроке в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО"

ЦЕЛЬ моего мастер-класса: помочь Вам снять проблемы в подготовке этапа рефлексии....

МАСТЕР-КЛАСС «Секреты рефлексии»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию учителей к использованию разными приемами рефлексии.Задачи мастер-класса:Познакомить коллег с различными приемами рефлексии на разных этапах урока и внеклассных ...