Технология учебного и научного исследования как необходимый фактор начального образования.
консультация (1 класс) на тему

Бичан Надежда Владимировна

Опыт работы по организации исследовательской деятельности в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология учебного и научного исследования как необходимый фактор начального образования.

Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий. Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться запланированных результатов  в своей профессионально-педагогической деятельности.

Основополагающие государственные документы:

 «Концепция общего среднего образования», закон Российской Федерации «Об образовании», исследования о современной школе, ключевым в идеологии новой школы называют идею развития.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии  педагогической дидактики я выбрала технологию учебного и научного исследования.

Причинами выбора являются следующие:

 -  в условиях существования классно-урочной системы она наиболее легко вписывается в учебный процесс;

-  не затрагивает содержание обучения, которое определено стандартами образования;

-  интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигает поставленные программой цели по конкретному учебному предмету;

-  обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизация образования и личностно-ориентированного подхода;

-  обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательное отношение к учителю и друг к другу;

-  особое внимание уделяется индивидуальности человека, его личности.

  Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции, технология на науке.

С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.

Цель проекта «Технология учебного и научного исследования как необходимый фактор начального образования»:

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи проекта:

 1) Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.

 2) Обучение детей специальным знаниям, необходимым, для проведения самостоятельных исследований.

 3) Формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.

 4) Формирование представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

В ходе выполнения программы ожидаю следующие результаты:

 - возрастут познавательные потребности младших школьников;

 - собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний;

- в ходе тренингов исследовательских способностей разовьются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение.  Уже в начальной школе предлагаем задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Программа моих действий:

  1. Создала условия (предпосылки) для поэтапного перехода к организации исследовательской деятельности в системе учебно-воспитательного процесса.
  2. Модернизировала и адаптировала концептуальную часть проекта.
  3. Создала проектно-методический цор.
  4. Решила вопросы ресурсного обеспечения проекта, материально-технического, информационного.
  5. Провела системную диагностику, изучила личностные и психофизиологические особенности детей.
  6. Формировала высокий уровень мотивационной готовности учащихся к исследовательской деятельности через создание творческих работ.

Важно создание особой, побуждающей к творчеству, обстановки в учебном процессе.

Поэтому:

 – устраняю внешние препятствия творческим проявлениям: ученик не должен бояться делать ошибку;

 - предоставляю возможность использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей;

 - предоставляю возможность умственной разминке в обстановке совместного группового поиска;

 - создаю обстановку внутренней свободы;

 - упражняю в развитии наблюдательности и восприимчивости;

 - стимулирую творческую деятельность.

Развиваю виды деятельности:

 - специальную исследовательскую;

 - игровую;

  - коммуникативно-диалоговую.

При этом провожу:

-  специальное обучение поисковым процедурам;

 - формирование дискуссионной культуры;

 - специальное обучение процедурам обсуждения.

Научные понятия формирую, используя:

 - практический опыт;  анализ; сравнение; обобщение; классификацию; работу с моделями; дополнительные источники; собственный опыт.

В классе разработала порядок исследовательской деятельности:

1 этап. Постановка проблемы. Организует учитель или ученик.

2 этап. А) Разбивка участников на группы:

- по желанию; лидером; случайное; организатором.

Признаки группы:

  1. Класс разбивается на несколько групп для решения конкретных задач.
  2. Каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
  3. Задания выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
  4. Состав группы не закрепляется на длительный период: он подбирается таким образом, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы.

При групповом обучении учитель не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьников.

Роль учителя:

  - консультирует; мотивирует;  помогает; наблюдает.

Меняется и роль ученика. Он активный участник, а не пассивный статист.

Роль ученика:

 - активный участник; принимает решение; выбирает; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает.

А чтобы выстраивать отношения важно познакомить с правилами групповой работы.

Правила работы:

1.Каждый член группы высказывает свою гипотезу, версию, решение.

2. Остальные члены группы должны отнестись к высказанному и быть готовыми аргументировать своё согласие с выступающим или же своё несогласие с ним.

3. Варианты могут обсуждаться по мере выдвижения, а могут выбрасываться и обсуждаться после того, как основные из них сформулированы.

4. При выдвижении и обсуждении необходимо соблюдать установленную очерёдность, не высказываться одновременно, не перебивая друг друга.

5. Обсудив идею, группа должна  прийти к единому решению, которое и будет групповым решением. Излагая групповое решение, группа должна объяснить основания своего выбора.

6. Если в группе есть человек, который не согласен с решением группы, то группа должна заявить об этом. Можно предоставить слово для обоснования решения члену группы. Группа, не пришедшая к единому решению, объясняет  причину.

7. Как поступить, если в  группе есть разные варианты ответов? Это целиком зависит от той задачи, которую вы ставите перед собой и пред группой. Если вы хотите научить участников группы договариваться, то игроки в группе должны непременно представить только одно общее решение от группы. Если для вас является важным собственно решение, то допустимо представление нескольких решений от одной группы.

 Распределение ролей в малых группах:

– «Ведущий» (организатор) – его задача состоит в том, чтобы организовать обсуждение вопроса, проблемы, вовлечь в него всех членов группы.

– «Аналитик» – задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки.

– «Протоколист» – фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед классом, чтобы представить мнение, позицию своей группы.

– «Наблюдатель» – в его задачи входит оценка участия каждого члена группы на основе заданных учителем критериев.

3 этап. Обсуждение проблемы в малых группах.

4 этап. Представление результатов обсуждения перед всем классом.

5 этап. Продолжение обсуждения и подведение итогов.

Таким образом, исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности учащихся, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должна быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его жизненным потребностям.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»на тему:"Формирование универсальных учебных действий"

Все изменения, которые происходят в жизни  вызвали необходимость  разработки  новых  подходов  к системе обучения и воспитания. Учебный процесс  при изучении всех ра...

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.

В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...

Новые технологии развития и обучения учащихся в свете ФГОС начального образования

В статье рассказывается о ИКТ технологиях, применяемых в начальных классах лицея ....

«Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС начального образования»

Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока....