Современные педагогические технологии как фактор повышения образования в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Непомнящих Татьяна Николаевна

                                                                                          

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта начального общего образования – веление времени. Как показывает практика, задача формирования новой личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и какие УУД должны быть сформированы в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book23.06 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

                                                                                               

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта начального общего образования – веление времени. Как показывает практика, задача формирования новой личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и какие УУД должны быть сформированы в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

  Меняется и роль учителя — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребёнком на одном языке.

  Поэтому одна из главных задач школы дать детям современное образование, соответствующее изменившимся потребностям личности и общества, тем самым реализовать право детей на доступное и качественное образование.
Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий, создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Существующие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство. Но отличаются по различным параметрам.

 Методика обучения - это свод правил, примеров и средств, с помощью которых, многолетний опыт передается от одного поколения другому и формирует новый опыт жизнедеятельности людей.

Технология обучения - это "привязывание" методики к конкретным условиям, система использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяженности педагогического процесса. Сегодня насчитывается большое количество  образовательных технологий, предложенных для использования.

Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Многие педагоги отмечают, что использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различным предметам позволяет существенно повысить восприятие материала урока учениками.

На уроках в начальной школе учитель использует следующие технологии:

Игровые технологии.

Игровые технологии находят широкое применение как при организации учебного, так и воспитательного процессов.

Технология проблемного обучения.

Технология проблемного урока играет одну из ведущих ролей современных средств обучения. Она развивает логическое мышление, и пространственное воображение активизирует познавательную деятельность детей, повышает внимание и интерес к объекту обсуждения.

Технология модульного обучения.

Модульная технология (по Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко) преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) работает по целевой индивидуальной программе.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Технология интерактивного обучения.

Технология интерактивного обучения можно определить как совокупность способов целено правленого усиленного межсубъективного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создаёт оптимальные условия для их развития.  

Технология развивающего обучения известна благодаря авторам Л.В.Занкову, Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову.

Обучение ведется на высоком уровне трудности.  Огромную роль играют теоретические знания учащихся. Учащиеся сами осознают ход умственных действий. Учитель обращает внимание на развитие внимания каждого учащегося.

Задача учителя - не вывести всех на некий заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого в режим развития.

Технология разноуровневого обучения основана на времени, необходимому ученику для освоения учебного материала. На уроках учитель предлагает учащимся задания по выбору, давая возможность самим определить свои личностные способности.

Технология коллективного взаимообучения имеет большое преимущество в использовании. При работе по этой технологии используют деление учащихся на пары: статическую, динамическую, и вариационную.

Технология работы над проектом.

Метод проекта эффективно применяется в работе учителей нашей школы, поэтому наиболее  подробнее остановимся на данной технологии.

Проектная деятельность обучающихся - это совместная, учебно-познавательная или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

     Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ.

Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект.  Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.

Для освоения новых педагогических технологий требуется время, специальная подготовка и профессионализм учителя. Чтобы ориентироваться в существующих технологиях, знакомиться с последними достижениями педагогики и психологии, направленными на совершенствование учебного процесса и повышения его эффективности, учитель обязан постоянно совершенствоваться сам. Конфуций писал: "Ученик и учитель растут вместе". Каждый педагог - творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества.

Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Библиографический список:

1. Асмолов А.Г. «Формирование УУД в основной школе».

https://docs.google.com/document/d/1LVBGePIdl5UO2B.../edit

2. Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/

3. Вагина С.Г, Гливинская О.В., Михайлюк Я.В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе.

4.  Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. Уч. Пособие для студ. – 3-ье изд. – М.: Ид-кий центр Акадкмия, 2012. С. 14-20.; С. 108-113.- 192 с.

5. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден  приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ, сайт http://standart.edu.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования.

Принципы гуманизма и общедоступности образования, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», реализуются в образовательном процессе, направленном на развитие индивидуальности ребенка.Статья, которую...

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...

Статья "Современные обучающие педагогические технологии как фактор повышения качества образования"

   В статье, из опыта работы, педагог выделяет три основные группы технологий: технологию личностно-ориентированного обучения, направленную на перевод обучения на субъективную основу ...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...