Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования
учебно-методический материал на тему
описана роль УУД на 1 ступени начального образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося, направленной на решение реальных жизненных задач.
Процесс обучения предполагает не только овладение учениками определенной совокупностью знаний, но и формирование универсальных учебных действий, которые связаны с самостоятельным получением знаний и их применением в практической деятельности.
Универсальные учебные действия, в рамках школьных дисциплин, – это универсальные способы получения и применения учащимися знаний.
Ребёнку, впервые переступившему порог школы, нужно научиться очень многому: слушать и слышать, правильно вести себя на уроках и переменах, общаться со сверстниками и взрослыми. Овладение этими и многими другими учебными задачами происходит на протяжении всего периода начального обучения. Главное при этом – сохранить все навыки и умения и позднее, при переходе в основную школу.
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося, направленной на решение реальных жизненных задач.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[4, 27].
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблемы
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• знаково-символические – моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• умение структурировать знания;
• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятия, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей,
• построение логической цепи рассуждений,
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Критериями оценки сформированности УУД у обучающихся, соответственно, выступают:
• соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
• соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Таблица 1. Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования.
УУД | Результаты развития УУД | Значение для обучения |
Личностные действия | Адекватная школьная мотивация. | Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. |
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия | Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения | Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. |
Коммуникативные (речевые), регулятивные действия | Внутренний план действия. | Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. |
Коммуникативные, регулятивные действия | Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий | Осознанность и критичность учебных действий |
Критериями, позволяющими отследить сформированность общеучебных умений и навыков, служит следующий диагностический инструментарий:
• диагностика развития личностно-мотивационной сферы:
- методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера);
• диагностика уровня сформированности внимания и самоконтроля:
- методика «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая);
• диагностика развития логического мышления:
- методика «Четвёртый лишний»;
- методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной);
• диагностика уровня сформированности коммуникативных умений:
- методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман);
- задание «Рукавичка» (Г.А. Цукерман)
Требования к методам, инструментарию и организации оценивания сформированности универсальных учебных действий.
Задачу оценки уровня сформированности у обучающихся основных видов универсальных учебных действий следует рассматривать одновременно и как традиционную для методологии психологической диагностики, и как новую и нетривиальную по своей содержательной направленности. Действительно, хотя современная психология располагает значительным опытом разнообразных психодиагностических исследований, тем не менее, прецеденты создания диагностической системы, охватывающей развитие ключевых учебных компетенций в рамках отечественной психологии и педагогики, неизвестны.
Список литературы:
1. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось-89», 2006.
2. Безруких М. М. Трудности в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь/ М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
3. Дик Н. Ф. Начальная школа от А до Я: Практическое руководство для учителя/ Ростов н/Дон: Феникс, 2006.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
5. Локалова Н.П. 120 уроков психического развития младших школьников. Часть 1 Книга для учителя. – М.: «Ось-89», 2008.- 272 с.
6. Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2005.- 240 с.
7. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы. Но наиболее остро эта проблема стоит в ...
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школ...
Программа по формированию познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования c использованием игровых пособий. Автор Семенова М.Ю.
Основные направления коррекционной прграммы направлены на целенаправленное формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), пространственных пред...
«Формирование универсального учебного действия: смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования»
Многие учителя начинают осознавать понимание текста как дидактическую проблему, которой на начальном этапе обучения необходимо уделять особое внимание....
Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к обучению в школе
Универсальные учебные действияРезультаты развития универсальных учебных действийЗначение универсальных учебных действий для обучения в 1 классе...
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.
В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...
Педагогическая диагностика универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС начального общего образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение личностны...