Современные педагогические технологии
статья на тему

Рудакова Татьяна Алексеевна

Использование педтехнологий для организации урочной деятельности на примере окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рудакова Т. А.,

 учитель начальных классов

 МБОУ « СОШ № 106»,

г. Барнаула 

Современные педагогические технологии организации урочной деятельности школьников

Педагогические технологии, то есть совокупность приёмов, методов, разнообразны по своей направленности и видам. Современные педагогические технологии связаны с новыми веяниями в педагогике, в отношении к ребёнку, с новыми требованиями современного общества к образованию. Поэтому говорить о педтехнологиях можно очень долго, расскажу только о некоторых, особенно актуальных в моей педагогической работе,  на  примере уроков окружающего мира.

Так как я обучаю детей с ОВЗ (ЗПР), то очень важно использовать в работе здоровьесберегающие технологии, причем это касается сбережения не только физического здоровья, но и психологического. С учётом этого составляется расписание урочных и внеурочных занятий, учитывается трудность урока, день недели, расписание носит ступенчатый характер, предусмотрена смена видов деятельности. На уроках обязательны физминутки, зарядка для глаз, минутки психологической разгрузки.

Для меня очень актуально личностно – ориентированное обучение, так как положительных результатов можно достичь при осуществлении индивидуального подхода к каждому ученику, создании ситуации успеха, что способствует повышению познавательной активности учеников, созданию благоприятной психологической атмосферы в классе. В классе дети с разным уровнем подготовки и психологического развития, что компенсируется использованием технологий разноуровневого обучения. Это имеет отражение не только в письменных заданиях, но и в устных работах, в степени участия ученика в уроке. Некоторые дети способны представить большое по объёму и сложное по содержанию сообщение, другие могут воспроизводить маленькие по объёму тексты. Даже тесты по окружающему миру стараюсь использовать разноуровневые, в одних больше текстового материала, а в других есть опора на иллюстрации. Мотивирую детей высказывать свои мысли, не боясь ошибиться, а всех внимательно прислушиваться к ответам соучеников, это внимание воспитываю на собственном примере.

Осуществляю системно - деятельностный  подход в обучении. Всех учеников вовлекаю в формулирование темы урока, его целей, планирование и решение учебных задач. Конечно, нельзя сказать, что у всех это получается хорошо, так же как и формирование самооценки и взаимооценки. Использую на уроках технологии проблемного обучения. Создаю проблемные ситуации, решение которых связано с использованием имеющихся знаний учащихся. Использую частично поисковые методы обучения, которые также способствуют актуализации личного опыта детей. Трудными, но интересными считаю проектные технологии, которые более удачно, на мой взгляд, реализуются в классе на уроках окружающего мира. Для проектов выбираю такие темы, которые не только понятны ученикам, но и интересны. Дети не ограничены в формах выполнения и защиты своих проектов, то есть могут выбирать сами, но план работы над проектом разрабатывается общий. Очень был интересен детям коллективный проект по выращиванию рассады цветов для школьной клумбы. Работа получилась по-настоящему исследовательской, с записью результатов наблюдений за ростками, обсуждением условий выращивания цветов, огорчением по поводу гибели некоторых ростков, поиском информации о причинах этого.

Очень важными считаю технологии коллективного взаимообучения. Особенности детей с ЗПР не дают возможности эффективно организовать работу в группах,  как показывает не только мой опыт, но и опыт коллег. Наиболее удачной формой считаю работу в парах сменного состава, которая учит детей общению с разными соучениками, учит находить со всеми общий язык.

Активно использую в работе ИКТ технологии, которые помогают не только качественнее провести уроки, используя современную мультимедийную технику, но и обучить ребят поиску различной информации, работе с различного вида информацией. Этому способствуют темы уроков окружающего мира, которые вызывают интерес в плане поиска дополнительной информации по уроку.

Разрабатываю для уроков презентации не только как демонстрационный и наглядный материал, что очень важно в работе с детьми с ОВЗ, но и как материал для организации учебной деятельности.

Очень актуальны для меня игровые технологии, которые использую и в 4 классе. Это и деловые, ролевые игры, и уроки-путешествия, которые особенно любят дети на уроках  окружающего мира.

Использование любой педагогической технологии принесёт положительный результат, если учитель владеет данными методиками и может целесообразно их применить. Я работаю по УМК «Школа России», в котором сочетаются традиционные технологии образования и современные, которые способствуют выполнению требований ФГОС. Выбор этот не случаен, так как я с интересом изучаю новые технологии, использую многие в работе, но считаю, что нельзя выбросить из педагогической деятельности традиционные методы и приёмы обучения. Так, например, используя деятельностный подход в обучении, я, тем не менее, уделяю большое внимание обучению детей с ОВЗ умению работать по образцу, по алгоритму, то есть выполнять репродуктивную работу. Также трудности возникают из-за недоразвития речи детей, слабо развитом воображении, мышлении, памяти. Поэтому на каждом уроке имеют место технологии коррекционного обучения, направленные на расширение кругозора, коррекцию речевых нарушений, развитию психологических функций. На материале учебников и тетрадей по окружающему миру использую коррекционные методы и при работе с иллюстрациями, и при работе с текстами и таблицами, и при работе со словарями и атласами.

Чтобы результат был положительным, чтобы ребёнок хотел учиться, ходить в школу, необходима  поддержка ученика, осуществление психолого-педагогического сопровождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Проект мастер-класса по теме: "Современный урок, современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата"

Кто хочет достичь цели должен знать её.«Не мыслям, а мыслить учить надо». (Э.Кант)Скажи мне, я забуду,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда.(Китай...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...