Выступление на методическом совете школы «Роль оценки в формировании познавательной активности школьников»
методическая разработка (1 класс) на тему

Щемелинина Галина Ивановна

 

Выступление на методическом совете школы Щемелининой Галины Ивановны, учителя начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. Почепа Брянской области                           

 

«Роль оценки в формировании познавательной активности школьников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dscnegktybt yf gtl/ cjdtnt 41 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом совете школы Щемелининой Галины Ивановны, учителя начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. Почепа Брянской области                            

«Роль оценки в формировании познавательной активности школьников»

Ученые о роли и назначении оценки и отметки в школьном обучении

В.А. Сухомлинский: «Без отметки не обойтись». Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка. В сознании  ребенка утверждается мысль: ″если у меня еще нет оценки, значит, я еще не потрудился как следует″».

А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова: «Действие оценки – это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает».

    Чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. В школе он впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными так и с отрицательными переживаниями. Чтобы переживания из-за оценки были менее болезненными, и школьная отметка не являлась яблоком раздора и мерилом ценностей в воспитании ребёнка, классные руководители 2 классов проводят родительские собрания на тему «Отметка. Оценка. Как к ней относиться», классные часы «Праздник первой отметки»

   Контроль и оценка со стороны учителя за деятельностью каждого ученика имеет ряд особенностей. Это один из способов формирования познавательной активности учащихся.

   В ходе контроля не только учитель получает представление об уровне обученности школьников, но и каждый обучаемый сам контролирует процесс своего познания, что позволяет ему правильно воспринимать результаты контроля, скорректировать процесс своей познавательной активности. Анализируя результаты контроля можно судить о правильности выбранного направления в процессе обучения, это позволяет объективно оценивать сложившуюся методическую ситуацию.

    Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

    Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главным законов педагогики начального обучения младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

     Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

 Функция управления очень важна для самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так…», «что нужно сделать чтобы…») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимся

     Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

    Ориентирующая функция - получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

    Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

В своей работе я пользуюсь правилами оценочной безопасности, что является критерием здоровых, безопасных оценочных взаимоотношений в классе:

  1. Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную; часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.).
  2. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо "Ты сделал три ошибки в этом примере" лучше сказать: "Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки".
  3. "На ложку дегтя – бочка меда". Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
  4. Ставить перед ребенком только конкретные цели. Вместо заклинания: "Постарайся быть внимательным и не пропускать букв" эффективней установка: "В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти".
  5. "За двумя зайцами...". Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если Вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
  6. Формула "опять ты НЕ..." – верный способ выращивания НЕудачника.
  7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Учитель не должен показывать различия в творческих успехах детей, но должен поддержать каждого, дать почувствовать "вкус" творческой удачи и признания. Например, в экспозицию включаются 2-3 работы сильного ученика и одна, лучшая – его менее успешного одноклассника.

По итогам четверти (полугодия, года) каждый ребенок должен получить положительную оценку и "награду" за свою наиболее удачную работу.

    Со временем ребенок начинает понимать зависимость своего положения от результатов своей учебной деятельности, от отметок. Чем больше школьник начинает осознавать важность и необходимость учения, тем большее внимание оказывают на него собственные успехи и неудачи в учении, ведь о нем создается общественное мнение, которое в дальнейшем регулирует отношения между ним и другими. Также в случае отставания в учении школьник надеется выровнять положение, догнать товарищей, он верит в свои силы. Поэтому педагог должен стремиться организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы общение с учеником не ставилось в зависимость от его достижений или неудач в учении, не влияло на отношение к его личности.

    Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит развитие школьников. Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика:

-если он понял, что от него требуют;

-если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений;

-если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.

Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.

Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.

 Чтобы воспитать у учащихся готовность к продуктивной учебе, необходимо вырабатывать у них привычку к систематическому и регулярному контролю.

Оценки и отметки являются неотъемлемой составной частью учебного процесса. Без оценки каждый процесс усвоения невозможен.

Проблеме оценки учитель должен уделять особое внимание, так как оценка имеет существеннейшее значение для развития личности младшего школьника.

   Богатый опыт многих поколений учителей говорит о том, что для овладения учащимися прочными знаниями и умениями необходимо осуществлять их контроль и оценку. Посредством оценок учитель воспитывает школьников, влияет на их отношение к учебе, работоспособность и требовательность к себе. Он развивает, если делает это правильно, их внимательность, настойчивость и прилежание, позволяет по-настоящему оценить свою успеваемость и успеваемость других. Воспитывает в должной мере их самосознание, формирует мотивацию школьников. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы

Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...

Выступление на методическом совете школы на тему «Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

Выступление на методическом совете школы на тему«Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»...

Выступление на методическом совете школы на тему «Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

Выступление на методическом совете школы на тему«Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»...

Материал для выступления по теме " Использование краеведческого материала для формирования познавательной активности младших школьников"

Данный материл будет полезен  учителям начальной школы . Представленные формы  и методы работы с краеведческим материалом на уроках  и во внеурочной деятельности в начальной школе помог...

Выступление на МО по теме "Роль семьи в формировании у младших школьников интереса к чтению"

Становление ребенка как читателя не может проходить без активнорго участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста...

Выступление на РМО по теме: Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению.

Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению....

Выступление на тему: "Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся"

Выступление на тему: "Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся"...