Выступление на методическом совете школы на тему «Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
учебно-методический материал по теме

Щемелинина Галина Ивановна

 

Выступление на методическом совете школы на тему

«Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом совете школы на тему

«Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

Подготовила Щемелинина Галина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ№1»  Январь, 2015г.

    С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является формирование  универсальных учебных действий в процессе обучения.

  Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

   Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

1.Личностные

2.Регулятивные

3.Познавательные

4.Коммуникативные

   Среди метапредметных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации.

Коммуникативные универсальные  учебные  действия обеспечивают:

- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с  ФГОС  к  коммуникативным учебным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка  альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

   В основе их формирования лежит деятельностный подход с учетом

психических и возрастных особенностей личности обучающегося.

   По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера.

   Поэтому в своей работе стараюсь создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы возможно было определить зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на неё.

Существуют некоторые приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать своё мнение, зная, что это мнение примут.

   Для развития коммуникативной компетенции предусмотрены специальные задания по инсценированию разных речевых ситуаций, которые помогают младшим школьникам освоить средства устного общения: интонацию, жесты, мимику, движения. Примеривание к себе всевозможных ролей дает ученику очень важный опыт понимания чувств других людей.

   Соблюдение принципов   обучения помогает созданию коммуникативных ситуаций, т.е. благоприятных условий для активного общения. Форма взаимодействия должна быть демократичной: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения: работа в парах, групповые, индивидуально-групповые. Такое обучение стимулирует ребенка высказывать собственное мнение, внимательно относиться к другому мнению, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы, взаимопонимания и взаимопомощи, быть в сотворчестве равных и разных.

Например: упражнение: «Вопрос – ответ»

Перед вами текст. Внимательно прочитайте его. Теперь разделимся на

две команды. Левая команда будет задавать вопросы, а правая – отвечать.

Будут учитываться активность участников, количество и качество заданных

вопросов, качество ответов, или одни придумывают вопросы, а другие находят в тексте главные мысли, чтобы успешно ответить на вопросы. Учитель определяет команду – победителя.

   Участие детей в играх   обеспечивает возникновение между ними дружеских отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

   На формирование коммуникативных универсальных учебных  действий влияет вовлечение обучающихся в учебно-исследовательскую и собственно проектно-исследовательскую деятельность, создание учебных ситуаций, когда перед ребёнком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или учебная ситуация.                                                                    Наиболее распространённые глаголы, употребляемые в заданиях: докажи, исследуй, сравни, составь, сделай вывод, объясни, ответь на один из вопросов (задание на выбор), составь задание, выполните взаимопроверку и многие другие. Например: «Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова»?

  Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, на уроках литературы, когда ученикам предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

Прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Не мене важным в формировании коммуникативных учебных действий является организация учителем активного слушания.    

 «Человек, умеющий слушать, не только везде популярен, но и спустя некоторое время знает что-то»

– Уильсон Мицнер

Активное слушание – это способ ведения беседы, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает говорящего.

Существуют приёмы формирования навыка активного слушания: например приём «Эхо» - дословное повторение слушателем информации, приём «резюмирование» подведение итогов по всем промежуточным аспектам или объединение мыслей в единое смысловое поле.

Упражнение «Задай вопрос»

Учитель сообщает, что в процессе слушания, объяснения, обсуждения

какой-либо информации каждый ученик должен составить по два вопроса.

Эти вопросы после объяснения и обсуждения темы задаются учениками по кругу так, чтобы ни один участник не остался не опрошенным.

  Овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость в образовательном процессе.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...

Выступление по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения.»

Значение термина УУД. 3 уровня сформированности УУД на уроках литературного чтения в начальных классах. Виды упражнений, формирующие УУД....

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами групповой работы на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами  групповой работы на уроках в начальной школе....

Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"

Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...

Выступление на методическом совете школы на тему «Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

Выступление на методическом совете школы на тему«Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»...

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...

Выступление по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса»

Рассматривается вопрос повышения успеваемости и уровня обученности учащихся, овладение коммуникативными УУД....