Организация и методика обучения младших школьников проектной деятельности
методическая разработка по теме
В данной статье раскрывается понятие технология проектной деятельности, перечисляется структура учебного проекта, формы продуктов проектной деятельности и рассматриваются особенности презентации и система оценки проектных работ. Описывается структура паспорта проектной работы. Особое внимание уделяется роли учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проектной деятельности | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и методика обучения младших школьников
проектной деятельности
На сегодняшний день технология обучения методу проектов в начальной школе полностью не разработана и не апробирована.
В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков разработанных технологий. Мы руководствуемся двумя моделями.
Модель № 1
1. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор
руководителя (1-2 месяца).
2. Выполнение работы (2-3 месяца).
3. Предзащита работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них (1 месяц).
4. Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца).
5. Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года.
Первая модель используется в практике работы научного общества учащихся «Юниор». В рамках его работы реализовывался проект «Поэтическая перекличка». Принимали участие 1-4 классы. Учащимся необходимо было выстроить жизненный и творческий путь поэтов. Продуктом исследования стали такие творческие формы как экскурсия по литературной гостиной, мини-зарисовки.
Творческие исследования другой группы, которые занимались проектом «Мой край родной Кузбасс» вылились в научно – практическую конференцию (слайд – обложка, краеведение).
На базе теплицы шла реализация проекта «Откуда пришли комнатные растения». Ребята выбирали растение и в течение нескольких месяцев проводили наблюдения, меняя условия его обитания, таким образом, определяли место его произрастания. Продуктом работы стали дневники- наблюдения, а также научные доклады.
Следующую модель мы используем при организации проекта на уроках.
Модель № 2
- Выбор направления и темы. Уточнение руководителей проектов. Планирование проектной работы школы на четверть (для административного контроля) (1-я неделя четверти).
- Формирование состава проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских
задач, планирование работы в группах (2-я неделя четверти). - Информационный этап работы над проектами. Выбор формы
продукта(3-я неделя четверти). - Выполнение практической части проектов, оформление продукта проекта (4-я и последующие недели четверти).
- Презентация проектов. Торжественный заключительный вечер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших
проектов четверти. (Предпоследняя неделя четверти.) - Оценка преподавателями деятельности участников проектных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта. (Последняя неделя четверти.)
Структура учебного проекта
Любой проект, независимо от типа, имеет следующую структуру:
- Постановка проблемы.
- Выдвижение гипотез – путей решения проблемы.
- Планирование деятельности по реализации продукта.
- Сбор информации.
- Структурирование информации.
- Изготовление продукта.
- Оформление продукта.
- Выбор формы презентации.
- Подготовка презентации.
- Презентация.
Формы продуктов проектной деятельности
Итогом работы над проектом является изготовление продукта. Выбор форм продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта, так как от ее решения зависит защита проекта.
Возможным выходом проектной деятельности является:
- выставка
- газета
- игра
- карта
- коллекция ( гербарий)
- макет
- модель
- праздник
- путеводитель
- серия иллюстраций
- сказка
- учебное пособие
- книжка – раскладушка.
Презентация
Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.
Выбор формы презентации проекта – задача более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации весьма ограничен, поэтому на данном этапе следует проявить фантазию.
Виды презентационных проектов могут быть различными:
- деловая игра
- демонстрация видеофильма
- диалог исторических персонажей
- защита на ученом совете
- научная конференция
- отчет исследовательской экспедиции
- реклама
- соревнование
- спектакль
- телепередача.
Система оценки проектных работ
Одной из проблем, с которой мы столкнулись при организации, является система оценки проектных работ. Как оценить работу микрогруппы и отдельной личности, ее вклад в общее дело? Первоначально мы использовали включение самооценки учащихся проектных групп. Присуждали места или номинации (за лучшее исследование, презентацию). Затем выработали критерии оценки, которые позволяли оценить не только презентацию, но и проект в целом.
Критерии
- актуальность и значимость темы проекта
- глубина исследования проблемы
- оригинальность предложенных решений
- качество выполнения продукта
- как раскрыто содержание проекта в презентации
- самостоятельность работы над проектом.
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Степень самостоятельности учащихся зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера взаимоотношений в группе.
Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, конструирования и моделирования, изготовления, качества изделия и его защита.
Роль учителя
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?
Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:
- энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая,
поощряя и направляя их в сторону достижения цели); - специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких —
не во всех - областях); - консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
4)руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
- координатор всего группового процесса;
- эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Практика работы показывает что проект «не вмещается» в урок продолжительностью 45 минут. Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4 – 7 уроков. Программа курса «Технология» построена на методе проектов. Учащимися 3 класса был создан коллективный творческий проект «Рождение земли Кузнецкой». Проект «Русский сувенир», где учащиеся 4 класса изготовили наглядное пособие (раскладушка) и представили свое видение русской матрешки.
Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются во внеклассной деятельности.
Одно из направлений воспитательной работы школы – нравственно-патриотическое. Материальная база школы позволяет проводить эту работу неформально, а используя арсенал школьного музея. Поисковая деятельность, которого способствовала реализации следующих проектов «История ВОВ в историях наших семей», «Орден в твоем доме», «Листовки-поздравления».
Реализовывался проект «Традиции русских праздников». Работа учащихся над данным проектом предполагала обобщение знаний нескольких дисциплин – православия, краеведения, мифологии. Дети познакомились с истоками возникновения праздника и обрядностью народных традиций. Проект «Бабушкин сундучок» расширил представления учащихся о русских народных промыслах.
Хотелось бы представить вашему вниманию проект « Я и мое здоровье» Ребятам предлагается совместно с родителями составить программу собственного здоровьесбережения на определенное время (на месяц, четверть). Слайд
1. Меня зовут---------------, мне --------- лет.
2. Я предрасположен (а) к заболеваниям ----------------------- .
3.Я оцениваю уровень моего здоровья, как ------------------ (слабое, среднее, отличное).
4. Для поддержания своего здоровья я решил (а) заняться закаливание
- буду принимать воздушные ванны, начну с температуры воздуха; - постараюсь заняться водолечением, буду принимать контрастный душ, начну с температуры воды;
5. Для профилактики некоторых заболеваний :
- буду пить кефир;
- буду есть чеснок во время эпидемии гриппа для уничтожения микробов;
- буду принимать витамины для поддержания активности, и пить соки;
6. Вместе с родителями я занимаюсь:
- лечебной физкультурой
- совершаем лыжные прогулки;
- ходим в бассейн;
7. Анализ результатов:
- мои выводы;
- мнение родителей;
- мнение учителя.
Продуктом их деятельности является уголок здоровья/
Работа с технологией метода проекта начинается во 2 классе, так как одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности.
Началу проекта могут предшествовать упражнения, с помощью которых отрабатываются отдельные навыки проектирования. Например, учащимся может быть предложена система простых заданий на поиск аналогий или ассоциаций.
Учитывая, что второклассники впервые выполняют проект, рекомендуется заранее повести родительское собрание. Познакомить с памяткой и попросить родителей принять активное участие в определении темы проекта, подборе материалов.
Учителем разрабатывается тематический план выполнения учащимися проектов, составляется паспорт (слайд).
Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
- название проекта
- руководитель проекта
- учебный предмет
- возраст участников проекта
- состав проектной группы
- тип проекта
- цель проекта
- вопросы проекта
- необходимое оборудование
- предполагаемый продукт проекта
В зависимости от специфики проектной работы могут быть внесены изменения.
Количество занятий варьируется в зависимости от сложности проектного задания. На доске записывается сокращенный алгоритм проектной деятельности.
Перед выбором темы проекта на доске записывается 15 – 20 наименований проектов, а учащимися создается банк творческих проектов, для того чтобы каждый ребенок имел возможность выбора.
При руководстве проектной деятельностью школьников трудностью для педагога является то, что нет заранее готовых решений. Есть только процесс работы над проектом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.
На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Речевые и неречевые ошибки...
Консультация для педагогов «Организация и методика обучения учащихся выполнению творческих проектов»
Публикуемый материал содержит мнформацию по организация и методике обучению учащихся выполнению творческих проектов, содержат информацию о дизайн-упражнениях....
Деятельностный подход в образовании: теория и методика обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»
Концепция модернизации российского образования нацеливает общее образование на формирование целостной системы самостоятельной деятельности обучающихся. В Федеральном государственном стандарте начальн...
Методика обучения младших школьников решению задач на движение
В работе представлена методика обучения решению простых задач на движение, задач на встречное движение и движение в противоположном направлении. На конкретных примерах показана организация работы над ...
Методика обучения младших школьников по правильному написанию цифр
Большое значение при обучении письму цифр имеет правильный наклон (наклон цифр в правую сторону). Прежде чем приступить к объяснению написания цифры, необходимо показать ребёнку её образец. Показ напи...