Портфолио ученика -индивидуальная накопительная оценка обучающегося в начальной школе.
статья по теме
Портфолио ученика.Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_po_teme.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Если человека постоянно приучать
усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные творческие способности
– «разучить» думать самостоятельно».
А. Дистервег
Тема выступления : «Портфолио ученика – индивидуальная накопительная оценка обучающегося».
Цель выступления: Доказать эффективность работы с портфолио для формировании УУД учащихся.
Задачи выступления:
- показать необходимость ведения портфолио школьника для создания ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- раскрыть более эффективные методы работы с портфолио для формирования УУД
- поделиться удачными находками в ведении портфолио;
Актуальность проблемы:
Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника учиться и применять на практике полученные знания.
Учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения школяра к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь, начинается со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться». Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности. Поэтому именно действия контроля и оценки можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности. Именно на начальную школу ложится особая задача – формирование основ рефлексии у школьников, которая является основой умения учиться.
Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика. Так как его основная цель – обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений.
Что такое портфолио?
Портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста – «Дневник моих достижений». Основное его назначение - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио – как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования.
Приоритетными целями использования технологии портфолио являются: выявление способностей и возможностей ребенка.
Задачи:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
2. поощрять их активность и самостоятельность;
3. развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;
4. формировать умение учиться., т. е. УУД – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеклассную деятельность. И как результат – способствовать повышению качества образования и воспитания.
Эти задачи возможно решить, если понимать, что портфолио – нечто большее, чем просто папка ученических работ, это спланированный проект, индивидуальная подборка достижений учащегося.
Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.
Опыт работы с портфолио.
Формирование УУД – неотъемлемая часть не только учебного процесса, но и внеурочной деятельности. Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности.
Проанализировав литературу и документацию по этому вопросу, я столкнулась со следующими проблемами:
1.) На сегодняшний день существует много вариантов ведения портфолио в начальной школе, но нет единых подходов и требований к введению данной технологии. В связи с этим возникает необходимость выработки единой методологической основы. В программу проектной деятельности я включила тему, которую назвала «Создаём портфолио». Также определила содержание и требования к оформлению портфолио.
Портфолио моих учеников состоит из следующих разделов и работа с каждым из них построена так, чтобы эффективно шло формирование УУД.
Раздел 1 «Мой мир» - даёт возможность познакомиться с личностью создателя. Заполнение данной рубрики помогает сформировать у учащегося познавательные и коммуникативные УУД, так как предполагает активную работу с информацией и её презентацию.
Раздел 2 «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется тестами, рисунками, докладами, собираются таблицы, графики, показывающие динамику обученности по различным предметам, что позволяет увидеть и проследить уровень сформированности УУД. Обязательным элементом данного раздела является « Дневник моего роста», ежегодная самооценка результатов обучения. Данный раздел заполняется учителем, родителями и детьми. В результате работы учащихся с данным разделом формируются регулятивные и личностные УУД, т.к. ребятам приходится учиться планировать, и корректировать свои действия, давать оценку своей учебной деятельности, формируется мотивация к дальнейшему обучению.
Раздел 3 «Моя общественная работа» включает всю внеурочную деятельность ученика (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.). Ценность работы с данным разделом состоит в том, что происходит мотивация к активной общественной работе и развитие личностных и коммуникативных УУД.
Раздел 4 «Мое творчество» заполняется рисунками, поделками, фотографиями поделок, что позволяет увидеть интересы ребёнка и дальше их развивать.
Раздел 5 «Мои впечатления» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев и отзывов к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие, что позволяет развивать навыки рефлексии.
Раздел 6 «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов, что помогает проследить динамику личностного роста, сформировать ситуацию успеха.
Раздел 7 «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий. Сюда включаются исследовательские и проектные работы (указываются темы, изученные материалы, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы). Работая с этим разделом, учащиеся учатся анализировать свои работы и презентовать их. На лицо развитие регулятивных и коммуникативных УУД.
Раздел 8 «Отзывы и пожелания», отражается отношение обучающегося к участию в классных и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя, родителей и одноклассников. Ценность этой рубрики в том, что позволяет увидеть учащемуся себя глазами других и поднять свою самооценку.
2. )Другая проблема, которая может возникнуть при работе с портфолио – это то, что оно может превратиться в папку для сбора документов, а работа с ним сведётся к погоне за новыми грамотами и дипломами, что полностью перечёркивает ценность этой работы. В связи с этим встаёт вопрос «Как сделать работу с портфолио эффективной для развития личности учащегося?
Для решения этого вопроса я выработала единые методы и формы работы.
Была разработана процедура презентаций портфолио, которая состоит из нескольких этапов:
1. презентация после прохождения каждого раздела ;
2. презентация всего портфолио внутри класса;
3. представление более полных портфолио на занятиях кружка ;
4. показ родителям на родительском собрании в конце года;
5. подведение итогов и награждение по номинациям в конце года на итоговой линейке.
Данные методы, как вы видите, помогают формировать все УУД.
В качестве формы работы с детьми использовала внеурочную деятельность, где ребята под моим руководством обсуждали темы разделов, заполняли их, работая коллективно, в парах и индивидуально, оформляли рубрики, заполняли их своими работами. Для работы с родителями проводила родительские собрания, где информировали их о том, как помочь ребёнку дома при заполнении портфолио.
Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с помощью родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению.
Вывод:
К концу четвертого класса должен получиться объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни».
Закончить свое выступление я хочу словами Э. Хаббарта:
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
А портфолио , при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка модели портфолио как инструмента накопительной оценки образовательных результатов младших школьников
Структура портфолио младшего школьника...
"Формирование и использование портфолио (индивидуальной накопительной оценки достижений) учащихся, воспитанников с ОВЗ в школе-интернате № 95."
Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы учителя начальных классов о формировании портфолио учащихся....
ЛИСТ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ . УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»
Лист оценки индивидуальных достижений обучающихся 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" по завершению периода обучения грамоте...
«Отработка механизма учёта индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое портфолио)»
Выступление на тему : "Отработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое портфолио)"...
Отработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (портфолио ученика).
Портфолио помогает оценить результаты, с помощью которых раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышает его самооценку и решает комплекс педагогических задач...
Работа с портфолио как с накопительной системой оценки достижений учащихся начальной школы
Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося. В ходе выполнения работы над портфолио неизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирования личного отношения к...
Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы
Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы...