Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации интеллектуальных и творческих способностей учащихся
статья на тему

Макаревич Алла Михайловна

Презентация методической системы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов,

заместитель директора по УВР ГБОУ школы № 530

с углубленным изучением предметов

естественно-математического цикла

Пушкинского района Санкт-Петербурга

МАКАРЕВИЧ АЛЛА МИХАЙЛОВНА

Показатель

Текст презентации методической системы

Презентация методической системы Претендента

Проектно – исследовательская деятельность

 как средство активизации интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Cкажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня - и я научусь.

Китайская пословица.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми – формирует универсальные учебные действия (УУД) в личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных сферах.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение.

Всю свою педагогическую деятельность я работаю над проблемой развития  творческого мышления в урочное и внеурочное время. Признаки одаренности ребенка  – это особенности, которые выделяют его среди других.  Ученики мои класса – юные таланты, которые отличаются не только высокими способностями по учебным предметам, но и уверенностью в себе, сильной волей, высокими моральными качествами. Я испытываю удовлетворение от работы, когда вижу, что из моих учеников вырастают личности. Моя задача – не просто учить  и развивать необходимые качества, но и формировать у детей мотивацию к обучению,  потребности развития своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических возможностей, взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок и, став взрослым, мог занять достойное место в обществе.

Новое время диктует новые задачи и заставляет переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка.

Цель работы: создание условий для становления субъектной позиции младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности – условий, способствующих развитию его творческого потенциала.

Задачи:

- создание условий для развития мотивации обучающихся к учению; включение школьников в активные виды деятельности;

- обучение поведению учебных исследований младших школьников;

- развитие творческой исследовательской активности детей;

- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

При обучении я следую общедидактическим принципам: научности, доступности, опоры на субъектный опыт. Формирование модели выпускника начальных классов осуществляю через личностно-ориентированные, культурно-ориентированные, деятельностно-ориентированные принципы. Использую разнообразные формы обучения, которые носят не репродуктивный, а исследовательский характер, что приводит к развитию мыслительной деятельности и творческого потенциала учащихся.

        Если я, учитель, буду принимать и внедрять инновационные технологии в практику школьной жизни, значит, я буду самоизменяться. Следовательно, мои ученики легко и свободно будут ориентироваться в современном мире.

Вот уже 5 лет я занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью.  Проектно-исследовательская деятельность -  это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы действия, направленные на достижения результата. Она  внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную систему.

Включая младших школьников в проект, формирую следующие умения:

- определить цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать вои действия;

- выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности;

- проводить наблюдения, ставить простые закономерности, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

 Ожидаемые результаты: интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.

Метод проектов позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность. Использование элементов исследовательской деятельности позволяет мне не только обучать детей, но и учить учиться, направлять их познавательную деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Таким образом, проводимая работа для учащихся имеет следующие результаты:

умение работать с информацией; опыт целеполагания.; приобретения опыта планирования; расширение кругозора; развитие мышления; развитие эмоциональной сферы; опыт публичного выступления. 

Презентация (защита) проекта осуществляется в форме выставок рисунков, альбомов, поделок, книжек - малышек, показа тех изделий, которые дети создали, театрализованного представления, спектакля, деловой игры.

Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи.  Учащимся предлагаю перечень тем на выбор, совместно формулируем цели, задачи и определяем сроки для подготовки индивидуальных и коллективных презентаций.

Эффективно реализованы следующие типы проектов:

  • Исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления: умения ставить задачу, выдвигать гипотезу, планировать деятельность по заданной теме («Влияние наблюдения за аквариумными рыбками на состояние здоровья человека». «Исследование условий для развития плесени и борьбы за существование на примере различных видов плесени» «Влияние тяжелых школьных портфелей на растущий организм ребенка» и др.).
  • Творческие проекты («Мамин день», «Создание азбуки», концерт-поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла,  участие в инсценировках, выпуск классных газет и т.д.);
  • Ролевые, игровые проекты, позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем («Русские народные игры»); 
  • Ознакомительно-ориентировочные (информационные), которые предполагают аналитическую работу с полученной информацией («Покорители космоса», «Изобретения XX  века», «Моя любимая книга»). 
  • Практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость (Деловая игра «Я – будущий избиратель», «Город - тебе мою заботу» выращивание рассады цветочных культур для школьного участка - «Культурное наследие Древней Руси»).

Система работы показала, что у учащихся:

-  Повысился уровень знаний. Увеличилось число детей, участвующих в конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах, дети чувствуют уверенность в своих силах.

- Изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей. Они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию.

- Появился устойчивый познавательный интерес, который способствует осознанному усвоению учащимися системы знаний, умений и навыков, развитию логического мышления и творческих способностей, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

В результате выполнения исследования по решению значимой для школьника проблемы, создается продукт, формируются новые умения, способы деятельности, появляется возможность отследить развитие уровня познавательного интереса учащихся и провести своевременную корректировку педагогической деятельности.

Очень важно, что учащиеся на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали. Учащиеся понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности.

Мои ученики активные участники школьных, районных, городских научно-исследовательских конференций, награждены дипломами I, II степеней, имеют печатные работы в сборниках, изданными организаторами конференций.

Данная работа эффективна, полезна и стимулирование развития интеллектуальности младшего школьника через проектно-исследовательскую деятельность успешно реализуется. Результатом системы работы является создание методических копилок уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, проектных работ учащихся, с которыми я делюсь на школьных и районных методических объединениях с коллегами.

Проектно – исследовательская  деятельность в начальной школе является пропедевтической. Одним из примером может послужить такая связь:

1 классе «Моя любимая буква» (создание азбуки) -  4 класс «Культурное наследие Древней Руси» (создание древнерусской книги) – старшая школа «Фестиваль Русского Языка».

Коллеги, которых заинтересовала моя система, активно начали внедрять ее в свою педагогическую практику. Ученики учителя начальных классов Москвиной Т.В. являются активными участниками научно-исследовательских конференций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематиз...

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности. Игра «Что? Где? Когда?» 3 класс».

Данная публикация содержит сценарий игры "Что? Где? Когда?" .Его можно использовать во внеурочной деятельности для развития интеллекутуальных и творческих способностей учащихся....

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

О значении проектной деятельности в развитии интеллектуальных и творческих способностей младших школьников...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через внедрение инновационных технологий деятельностного типа

В данной статье представлен опыт работы по теме «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через внедрение инновационных технологий деятельностного типа».Рассмотрены воп...