Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через внедрение инновационных технологий деятельностного типа
статья

В данной статье представлен опыт работы по теме «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через внедрение инновационных технологий деятельностного типа».

Рассмотрены вопросы внедрения в образовательный процесс технологии проблемного обучения, проектно-исследовательской деятельности, технологии групповой работы, здоровьесберегающих технологий, информационных технологий, технологии продуктивного чтения.

Ключевые слова: технологии деятельностного типа, технология проблемного обучения, технология проектно-исследовательской деятельности, технология групповой работы, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии, технология продуктивного чтения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через внедрение инновационных технологий деятельностного типа

(из опыта работы)

     Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому в настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Согласно современной концепции начального общего образования, его важнейшей целью является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для различных видов учебной деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.

          Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Таким    образом,  ведущей  педагогической  идеей  моей профессиональной  деятельности  является: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через внедрение инновационных технологий деятельностного типа».

Для реализации данной проблемы в практике своей работы я использую следующие продуктивные технологии:

- технология проблемного обучения;

- технология проектно-исследовательской деятельности;

- технология групповой работы;

- здоровьесберегающие технологии; 

- информационные технологии;

- технология продуктивного чтения  и др.

            Технология проблемного обучения    помогает  учащимся самостоятельно открывать знания. В ходе специально  выстроенного диалога ученики  осуществляют  постановку  учебной  проблемы  и  поиск  решения. Проблемное  обучение  помогает  мне  формировать гармонически  развитую  творческую  личность,  способную  логически мыслить,  находить  решения  в  различных  проблемных  ситуациях, систематизировать  и  накапливать  знания,  личность, стремящуюся  к  саморазвитию.   В  процессе  своей практической  работы  дети  сами  приходят  к  выводам  и  обобщениям, имеющим  теоретическое  значение.  Такие  знания удерживаются  наиболее прочно.

            Через  проектно-исследовательскую  деятельность  я    развиваю  познавательные  навыки учащихся,  критическое  мышление,  умение  конструировать  свои  знания, ориентироваться в пространстве.      Исследовательское поведение  –  один из важнейших  источников  получения  ребенком  представлений  о  мире. Исследовать,  открыть,  изучить  –  значит  сделать  шаг  в  неизведанное  и неопознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют  в  различных  исследовательских  делах.  Успех  исследования  во многом  зависит  от  его  организации.  Понимая  это,  учу   детей  наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и находить ответы. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.  Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

В  своей  работе  использую  творческие,  фантастические, исследовательские  проекты.  При  подготовке  к  творческим  работам, сочинениям,  ребятам  предлагаю  провести  исследовательскую  работу  по материалам  сети  Интернет,  различных  литературных  источников.  Всю полученную  информацию  дети  систематизируют  и  выбирают наиболее  интересный  вариант  для  написания  работы.  Проектную технологию чаще всего применяю при обобщении изученного материала. Из наиболее  удачных  –  проект  «Генеалогическое  древо  семьи»,  «Профессии», «Книга в нашей жизни», «Следы войны в моей семье» и др.

    Урок по любому предмету можно построить в целом как урок – исследование. На уроках-исследованиях использую разнообразные формы работы: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Предпочтение отдаю групповой и коллективной, так как именно они способствуют формированию личности и приобретению знаний самостоятельно. Для того чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы.

  Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому ученику, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей.

   Результат этой технологии представляю родителям. Совместное родительское собрание в классе на тему "Влияние проектной деятельности на развитие личности ребёнка" ярко показало, что учащиеся могут открыто выступать перед аудиторией, используют презентации, стихи, рассказывают о дальнейших планах, задают вопросы и отвечают на вопросы товарищей.                                                    

                Групповая  работа  играет  положительную  роль  не  только  на  первых этапах  обучения,  но  и  в  последующей  учебно-воспитательной  работе.

Методику групповой работы я стараюсь вводить уже с первых дней обучения

ребенка в школе.  На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности,  которые  на  уроке  предпочитают  молчать,  делают попытки включиться в работу группы.

                Чтобы  сделать  учебный процесс  более  наглядным  и  динамичным  во время проведения  уроков    я    использую  информационно-компьютерные технологии: создала презентации к урокам по темам:  «Имя существительное», «Обобщение знаний об имени прилагательном», «Глагол» и др. (русский язык), занимательный устный  счёт  (математика), презентации к урокам из раздела «Страницы всемирной истории», «Организм  человека»  (окружающий    мир)  и  др.  К  созданию презентаций активно привлекаю учащихся.

               Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

             Я апробировала ещё одну современную технологию деятельностного типа  - технологию продуктивного чтения.

    Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных задач современной школы.

         Данная технология направлена на:

- формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников;

- формирование познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

              Считаю, что технология продуктивного чтения - эффективная технология для воспитания сознательного читателя, учит ученика учиться, сотрудничать, способствует социализации в группе, в коллективе.

Опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся через внедрение инновационных технологий деятельностного типа я представляю своим коллегам. Имею публикации на портале "Завуч - ИНФО" и Фестивале педагогических идей "Открытый урок".

     В заключение хочу сказать, что у современного учителя, который работает творчески, есть все возможности работать на каждого ученика. Современные образовательные технологии просты, обеспечены интересными приёмами и, если их правильно применять, они дают хороший результат для учителя, а учащихся мотивируют к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности развития творческих способностей учащихся через краеведческие тетради "Самоцветное слово Урала"

В статье описываются цели создания и структура авторских краеведческих тетрадей как составной части комплекса методических и дидактических материалов "Самоцветное слово Урала"....

Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»

Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы ...

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности. Игра «Что? Где? Когда?» 3 класс».

Данная публикация содержит сценарий игры "Что? Где? Когда?" .Его можно использовать во внеурочной деятельности для развития интеллекутуальных и творческих способностей учащихся....