Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через внедрение инновационных технологий деятельностного типа
статья
В данной статье представлен опыт работы по теме «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через внедрение инновационных технологий деятельностного типа».
Рассмотрены вопросы внедрения в образовательный процесс технологии проблемного обучения, проектно-исследовательской деятельности, технологии групповой работы, здоровьесберегающих технологий, информационных технологий, технологии продуктивного чтения.
Ключевые слова: технологии деятельностного типа, технология проблемного обучения, технология проектно-исследовательской деятельности, технология групповой работы, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии, технология продуктивного чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через внедрение инновационных технологий деятельностного типа
(из опыта работы)
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому в настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Согласно современной концепции начального общего образования, его важнейшей целью является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для различных видов учебной деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.
Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Таким образом, ведущей педагогической идеей моей профессиональной деятельности является: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через внедрение инновационных технологий деятельностного типа».
Для реализации данной проблемы в практике своей работы я использую следующие продуктивные технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология проектно-исследовательской деятельности;
- технология групповой работы;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные технологии;
- технология продуктивного чтения и др.
Технология проблемного обучения помогает учащимся самостоятельно открывать знания. В ходе специально выстроенного диалога ученики осуществляют постановку учебной проблемы и поиск решения. Проблемное обучение помогает мне формировать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, личность, стремящуюся к саморазвитию. В процессе своей практической работы дети сами приходят к выводам и обобщениям, имеющим теоретическое значение. Такие знания удерживаются наиболее прочно.
Через проектно-исследовательскую деятельность я развиваю познавательные навыки учащихся, критическое мышление, умение конструировать свои знания, ориентироваться в пространстве. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Понимая это, учу детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и находить ответы. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.
В своей работе использую творческие, фантастические, исследовательские проекты. При подготовке к творческим работам, сочинениям, ребятам предлагаю провести исследовательскую работу по материалам сети Интернет, различных литературных источников. Всю полученную информацию дети систематизируют и выбирают наиболее интересный вариант для написания работы. Проектную технологию чаще всего применяю при обобщении изученного материала. Из наиболее удачных – проект «Генеалогическое древо семьи», «Профессии», «Книга в нашей жизни», «Следы войны в моей семье» и др.
Урок по любому предмету можно построить в целом как урок – исследование. На уроках-исследованиях использую разнообразные формы работы: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Предпочтение отдаю групповой и коллективной, так как именно они способствуют формированию личности и приобретению знаний самостоятельно. Для того чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому ученику, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей.
Результат этой технологии представляю родителям. Совместное родительское собрание в классе на тему "Влияние проектной деятельности на развитие личности ребёнка" ярко показало, что учащиеся могут открыто выступать перед аудиторией, используют презентации, стихи, рассказывают о дальнейших планах, задают вопросы и отвечают на вопросы товарищей.
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.
Методику групповой работы я стараюсь вводить уже с первых дней обучения
ребенка в школе. На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы.
Чтобы сделать учебный процесс более наглядным и динамичным во время проведения уроков я использую информационно-компьютерные технологии: создала презентации к урокам по темам: «Имя существительное», «Обобщение знаний об имени прилагательном», «Глагол» и др. (русский язык), занимательный устный счёт (математика), презентации к урокам из раздела «Страницы всемирной истории», «Организм человека» (окружающий мир) и др. К созданию презентаций активно привлекаю учащихся.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Я апробировала ещё одну современную технологию деятельностного типа - технологию продуктивного чтения.
Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных задач современной школы.
Данная технология направлена на:
- формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников;
- формирование познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.
Считаю, что технология продуктивного чтения - эффективная технология для воспитания сознательного читателя, учит ученика учиться, сотрудничать, способствует социализации в группе, в коллективе.
Опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся через внедрение инновационных технологий деятельностного типа я представляю своим коллегам. Имею публикации на портале "Завуч - ИНФО" и Фестивале педагогических идей "Открытый урок".
В заключение хочу сказать, что у современного учителя, который работает творчески, есть все возможности работать на каждого ученика. Современные образовательные технологии просты, обеспечены интересными приёмами и, если их правильно применять, они дают хороший результат для учителя, а учащихся мотивируют к учению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на ШМО классных руководителей" Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий в 1 классе" (2010 -2011учебный год )
Доклад на ШМО классных руководителей...
Возможности развития творческих способностей учащихся через краеведческие тетради "Самоцветное слово Урала"
В статье описываются цели создания и структура авторских краеведческих тетрадей как составной части комплекса методических и дидактических материалов "Самоцветное слово Урала"....
Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной...
Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности
Методическая разработка...
Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»
Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы ...
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности. Игра «Что? Где? Когда?» 3 класс».
Данная публикация содержит сценарий игры "Что? Где? Когда?" .Его можно использовать во внеурочной деятельности для развития интеллекутуальных и творческих способностей учащихся....