Программа по работе со слабоуспевающими детьми
методическая разработка (4 класс) на тему
Одной из главных проблем, которые приходиться решать педагогам наших школ - эта работа со слабоуспевающими детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_slabouspevayushchimi.docx | 55.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по работе со слабоуспевающими детьми
учителя начальных классов
Хакимовой Алсу Хамзовны
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель и задачи программы :
- ликвидация пробелов у обучающихся в обучении по русскому языку и математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Принципы построения: Приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Оценка эффективности:
Работа со слабоуспевающими обучающимися, как и весь обучающий процесс в начальной школе, направлена на достижение основной образовательной программой образовательного учреждения планируемых результатов.
Личностные результаты :
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определение обшей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Универсальные логические действия:
-имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;
-способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
-составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
Достижение данных планируемых результатов осуществляется через следующие формы деятельности: беседу, игру, конкурс, викторину. Форма деятельности: индивидуальная (результат работы одного ребенка) Беседа создает условия для формирования умений классифицировать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, доказывать и отстаивать собственную точку зрения.
Ожидаемые результаты:
Повышение у учащихся и их родителей престижа знаний, интеллектуального труда; повышение качества обучения учащихся.
Развитие интереса к изучаемым дисциплинам, развитие индивидуальности и самостоятельности обучающихся.
Тематическое планирование работы со слабоуспевающими детьми
( 2 часа в неделю, 68 часов в год )
№ | Занятия на воздухе | Занятия в помещении | Дата | |
1. | Прогулка около школы | Беседа. «Как прошли летние каникулы» Мини-сочинение по теме. | ||
2. | Игровая прогулка. | Интеллектуальная игра по теме: «Путешествие по Логическим островам». Цель: проверить смекалку и сообразительность учащихся. | ||
3. | Прогулка. Развитие наблюдательности. | Находим орфограммы в предложении. | ||
4. | Прогулка-экскурсия «Осенний наряд леса». | Прогулка-экскурсия «Осенний наряд леса». | ||
5. | Прогулка-экскурсия «Осенний наряд леса». | Веселая математика. Решение стихотворных задач. | ||
6. | Прогулка. Подвижные игры | Поделки из природных материалов. | ||
7. | Спортивный час. Игры. | Развитие речи. Мой край родной. | ||
8.
| Разучивание подвижных игр. | Русский с увлечением. В гостях у Мойдодыра. | ||
9. | Игра «По страницам любимых книг» | Игра «По страницам любимых книг» | 24.09. | |
10. | Подвижные игры. Прогулка. | Посещение школьной библиотеки. | ||
11. | Спортивный час. Игры. | Занимательная математика. | ||
12. | Подвижные игры. | Игра «По страницам любимых книг» | ||
13. | Прогулка. Игры. | Мир вокруг нас. Осенний лес. Беседа. | ||
14. | Спортивный час. Игры. | Влияние природы на жизнь человека. | ||
15. | Прогулка. Игры. | Русский язык с увлечением. Конкурс чтецов. Стихи А. С. Пушкина. | ||
16. | Спортивный час. Игра «Футбол» | Уроки занимательного труда. Поделки из природного материала. | ||
17. | Прогулка. Игры. | Правила хорошего тона на тему «Обращение к незнакомому и знакомому взрослому». | ||
18. | Прогулка. Полоса препятствий. | Загадки о природе. | ||
19. | Спортивный час. Игры. | Работа с конструктором. | ||
20. | Прогулка «Футбол». | Занимательная математика. Задачи для логического мышления. | ||
21. | Спортивный час. Игры. | Информатика. Задачи-смекалки на компьютере. | ||
22.
| Прогулка. Полоса препятствий. | Конкурс рисунков на свободную тему. | ||
23. | «Что было бы, если…» устный рассказ. | |||
24. | Спортивный час. Игры. | Детское чтение. Стихотворения, рассказы о зиме. Цель: Привить детям любовь к родному краю. Воспитание бережного отношения к природе. (Лит-ра: О.В.Узорова, Е.А.Нефедова.» 200 текстов для внеклассного чтения.») | ||
25. | Разучивание игр. | Деловая игра «Продавец-покупатель». Решение задач на нахождение цены, количества и стоимости. | ||
26. | Прогулка. Игры. | Загадки о природе. | ||
27. | Прогулка. Игры. | Беседа о правилах поведения на улице. Решение задач на движение. | ||
28. | Спортивный час. Игры. | Мой день рождения. Интересные случаи. Мини-сочинение. | ||
29 | Игры на свежем воздухе | Занятие по теме: «Вредная привычка» Литературная игра «Ай, не буду, не хочу!» Цели: показать на примерах литературных героев, как лень мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными. Дать возможность каждому ученику самому избавиться от лени. Развивать у детей память, словарный запас, речь, чувство юмора, используя художественные произведения. Доказать правильность выражения: «Когда лень – все идет через пень». | ||
30 | Спортивный час. | Правила хорошего тона. Просмотр и обсуждение детских мультфильмов. | ||
31 | Соревнования-поединки. | Весёлый русский язык – наши орфограммы | ||
32 | Прогулка. Игры. | Чтение детских газет и журналов. «Планета друзей». (ролевая игра.) | ||
33 | Прогулка. Игры. | Занимательная математика. Задачи на логическое мышление. | ||
34 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Богатство русского языка. Волшебное дерево. |
35. | Прогулка. Игры. | Экскурсия в библиотеку. | |
36. | Большая игра с малым мячом. | Сочинение невероятных историй: Что было бы, если… | |
37. | Спортивный час. | Правила хорошего тона. Просмотр и обсуждение детских мультфильмов. | |
38. | Пятнадцать затей наших друзей. | Составление простых задач по просмотренным мультфильмам. | |
39. | Игры за столом. | Устное мини-сочинение «Зачем нужна учёба в школе?» | |
40. | Групповые игры | Занимательный календарь. Знаете ли вы?.. | |
41. | Подвижные игры | Развитие воображения «Дорисуй предмет». | |
42. | Командные игры | Развитие речи. Устное творческое сочинение на тему : “Если был бы я …» | |
43. | Прыгалки-скакалки. | Развитие памяти. Игра «Слова». | |
44. | Забытые игры | Разучивание игры: «Смена позиций». Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности. | |
45. | Соревнования-поединки | Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. | |
46. | Прыгалки-скакалки. | Устный журнал «Пословица – всем делам помощница» | |
47. | Групповые игры. | Составление карты – помощницы к уроку математике. | |
48. | Игра «Жмурки». | Час загадок «Как на нашей грядке выросли загадки» | |
49. | Игра «Пятнашки или салочки». | Занимательная математика. Ребусы. | |
50. | Спортивный час. Игра «Большой мяч». | Как мы понимаем слово – экология? | |
51. | Гимнастические упражнения. Игра. «Гонки на руках». | Беседа «Вежливые слова». Работа со словарными словами. | |
52. | Игровая прогулка. Разучивание игры: «Колдун». Цель: Общая физическая подготовка. | Детское чтение. Стихотворения, рассказы о зиме. Цель: Привить детям любовь к родному краю. Воспитание бережного отношения к природе. (Лит-ра: О.В.Узорова, Е.А.Нефедова.» 200 текстов для внеклассного чтения.») | |
53 | Спортивная прогулка. | Творческий кроссворд. Развитие познавательного интереса, творческих способностей. (Условие игры: составить кроссворд на своё имя.) | |
54. | Метание снежков в цель. | Разгадывание кроссвордов. Знакомство с игрой: «Переход пропасти». Цель. Тренировка координации движения. | |
55. | Старинные зимние игры. Игра: «Взятие снежной крепости». | Поговорим о вежливости. (Беседа –диалог) | |
56 | Отдых детей на свежем воздухе. | Интеллектуальная игра: «Что? Где? Когда?» | |
57. | Спортивная прогулка. Катание на санках. | Дидактическая игра: «Рыбаки». Цель. Формирование вычислительных навыков. | |
58. | Игровая прогулка. Разучивание новой игры: «Тили-Рам, кого вам?» Цель. Общая физическая подготовка. | Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули?» Цель: прививать учащимся любовь к чистоте и порядку, негативное отношение к беспорядку. | |
59 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Клубный час. Конкурс пословиц. | |
60. | Спортивная прогулка. Метание снежков в цель. | Развитие памяти, речи, внимания. Игра «Пересказ по кругу». | |
61. | Подвижные игры на свежем воздухе. | Разучивание игры «Царевна Несмеяна». Цель. Развлечение, психологическая разрядка. | |
62. | Прогулка –поиск. Поиск спрятанного заранее пакета. | «Я и мой друг». Беседа –рассуждение. | |
63. | Отдых детей на свежем воздухе. | Разные виды разбора предложения. | |
64. | Подвижные игры на свежем воздухе. | КВН «Знай правила дорожного движения» | |
65. | Игры –соревнования. | Решение примеров по теме «Умножение и деление на двухзначное число» | |
66 | Игровая прогулка. | Чтение художественной литературы. Рассказы о маме. | |
67 | Экскурсия в парк «Березовая роща». | «Когда я иду за помощью к папе?» Конкурс рисунков» Мама! Мамочка моя». | |
68 | Отдых детей на свежем воздухе. | Комплексная контрольная работа. |
Прогнозируемый результат
Обучающиеся к концу 4 класса должны:
уметь:
- применять правила правописания на изученные орфограммы;
- различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- воспроизводить наизусть результаты табличного умножения любых однозначных чисел; выполнять деление, используя таблицу умножения;
- решать задачи в одно, два действия;
- выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 1000, миллиона.
Используемая литература
1. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2009 -96 с.
2. В. Ю. Романова, Л.В. Петленко. Русский язык в начальной школе: индивидуальные задания. 2008 3. К. Э. Кочурова . Дружим с математикой: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2009 -96 с.
4. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. «Математика в начальной школе»: Проверочные и контрольные работы. – М.: 2006. -304 с.
Данная литература входит в УМК «Начальная школа XXI века»
Программа
по сопровождению
слабоуспевающих детей
Автор –составитель: Хакимова А.Х
учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.По данным МО РФ 85% детей учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического и коррекционно-педагогического характера. Чтобы наметить пути коррекционной работы с такими учащимися нужно более подробно познакомиться с отклонениями в развитии ребенка: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общества.У такого ребенка гораздо дольше остается ведущая игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные процессы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задания, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо владеет навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из – за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без индивидуальной педагогической помощи выйти не может.
Цель :Помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы.
Задачи:индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;коррекция отклонений в развитии познавательной сферы; логопедическая коррекция нарушения речи; психокоррекция поведения ребенка; социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Принципы и подходы:
Принципы построения: Приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; выстраивание ребенком совместно со взрослыми индивидуального пути развития.
Этапы:
1. Физиологические;
2. Психологические;
3. Социальные
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:
1. Недостатки познавательной деятельности
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
Специфика кадров
Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома.
Действительно, каждый ребенок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому каждому взрослому, а тем более педагогу, важно не ломать их индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие.
Таким образом, в реализации данной программы должны участвовать не только классный руководитель и родители, но и обязательно подключаются: психолог, логопед, врач, педагог – психолог.
Содержание программы
индивидуального сопровождения отстающих учащихся
№ | Содержание | Формы занятий |
1 | Выявление учащихся, испытывающих затруднения в усвоении ЗУН на основе срезов и контрольных работ учащихся. | Контрольные работы, контрольные срезы, педагогическая диагностика. |
2 | Анализ причин не усвоения программ на основе комплексной диагностики:
а) психофизической; б) педагогической; в) логопедической; г) медицинской; д) социально – педагогической.
| Тестирование.
Педагогическая диагностика.
Диагностика.
Медицинское обследование, анализ карт развития.
Индивидуальная беседа с родителями, наблюдение, посещение семьи |
3 | Заключение и рекомендации педагога, логопеда, психолога, социального педагога и врача специалиста по коррекции психофизических и познавательных возможностей учащихся. | Индивидуальные консультации |
4 | Первичный ПМПк определение компенсаторных возможностей ребенка; составление комплексной индивидуальной программы; составление плана коррекционных мероприятий специалистами с учетом индивидуальной программы; определение образовательного маршрута для учащегося. | Консилиум |
5 | Реализация индивидуальных программ и плана коррекционных мероприятий с ребенком. | Урок, индивидуальное занятие. |
6 | Отслеживание динамики в развитии на плановых и срочных ПМПк оценка динамики обучения и коррекции; внесение изменений в индивидуальную программу; назначение дополнительных обследований. | Обсуждение, беседы с родителями. |
7 | Заключительный ПМПк оценка статуса ребенка на момент окончания коррекционной работы по индивидуальной программы; разработка комплексных рекомендаций по переводу и адаптации ребенка к новым условиям обучения. | Консилиум |
8 | Тематический административный контроль “Работа учителей I ступени обучения со слабоуспевающими учащимися”. |
|
Методическое обеспечение программы
Коррекционные занятия проводятся с учащимися педагогом, психологом и логопедом – дефектологом по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Такое комплексное воздействие на ребенка проводится с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.На каждого ученика заполняется “Лист коррекционных занятий” (см. Приложение), где составляется план коррекционной работы для данного ученика. Это позволяет учителю реализовать принцип индивидуализации обучения, эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения при опросе, объяснении и закреплении нового материала, то есть на всех этапах обучения. Важным моментом в организации коррекционной работы является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума. Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее 1 раза в четверть на консилиумах, с приглашением на них родителей этих учащихся.
Итогом такого комплексного подхода к отстающему учащемуся является:
-нормализация учебной деятельности;
-развитие познавательной активности;
-развитие темповых показателей учащихся;
-обогащение знаниями и представлениями об окружающей действительности;
-направленная подготовка к восприятию нового учебного материала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуальной работы с слабоуспевающими детьми.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогом наших школ, - это работа со слабоуспевающими детьми. Слабоуспевающими учащимися принято считать учащихся, которые имеют слабые у...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми...
Программа по работе со слабоуспевающими детьми
Программа по работе со слабоуспевающими детьми...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми
Данная программа разработа для успешной работы со слабоуспевающими детьми.Цель и задачи программы- ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и математике;- создание условий для успешног...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми
Прорамма индивидуальных занятий по русскому и математике в 4 классе...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми.
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми....
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми.
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми....